Константин Островитянов - Политическая экономия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая экономия"
Описание и краткое содержание "Политическая экономия" читать бесплатно онлайн.
Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К. В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д. Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л. А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И. Д., профессора Кузьминова И. И., доктора экономических паук Гатовского Л. М., академика Юдина П. Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А. И., кандидата экономических наук Переслегина В. И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В. Н.
При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.
Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.
Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К. В., Шепиловым Д. Т., Леонтьевым Л. А., Лаптевым И. Д., Кузьминовым И. И., Гатовским Л. М.
Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.
Авторы
Август 1954 г. г. Москва
В СССР создан мощный, технически передовой транспорт, являющийся, по определению Маркса,. четвёртой отраслью материального производства (после добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства). Транспорт связывает воедино все отрасли народного хозяйства и. экономические районы страны и играет важную роль в процессе производства и распределения материальных благ.
Роль транспорта возрастает в условиях планового, социалистического хозяйства, развивающегося высокими темпами и характеризующегося многосторонними связями между отдельными отраслями производства. Ленин, характеризуя роль железных дорог, указывал, что они представляют собой «одно из проявлений самой яркой связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается целиком социализм»[121].
Сосредоточение всего транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного) в руках общества устранило конкуренцию различных видов транспорта, характерную для капитализма, и открыло возможность планомерной координации их работы. В СССР создана единая транспортная система в масштабе всей страны, планомерно сочетающая все виды транспорта.
Единая транспортная система при социализме строится на основе последних достижений транспортной техники: широкого внедрения подвижного состава новейших конструкций и высокой мощности, механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствования путевого хозяйства и т. д.
Основные фонды транспорта в СССР возросли в 1953 г. по сравнению с 1913 г. в 7,7 раза. Грузооборот всех видов транспорта возрос в 1953 г. по сравнению с 1913 г. более чем в 8 раз, в том числе грузооборот железных дорог — в 12 раз.
Социалистическое сельское хозяйство. Обобществление ранее раздроблённого крестьянского хозяйства, создание колхозов и совхозов открыло возможность широкого применения машин, внедрения передовой агротехники в сельское хозяйство и обеспечило условия для подъёма сельскохозяйственного производства.
Социалистическое сельское хозяйство СССР, ведущееся па основе общественной собственности, является самым крупным и самым механизированным сельским хозяйством в мире. Оно охватывает крупные сельскохозяйственные предприятия — колхозы, машинно-тракторные станции и совхозы.
Размеры колхозов в результате проведённого в 1950—1951 гг. по решениям общих собраний колхозников укрупнения сильно увеличились. В 1954 г. в стране насчитывалось 93 тысячи колхозов вместо 254 тысяч в 1950 г. Если до укрупнения в среднем на один колхоз приходилось 589 гектаров пашни, то после укрупнения — 1 693 гектара пашни.
Машинно-тракторные станции подвели под колхозы материально-техническую базу крупного машинного производства. Советское государство создало разветвлённую систему машинно-тракторных станций в зерновых, льноводческих, хлопковых, свекловичных и пригородных районах. Организованы специальные машинно-животноводческие станции для механизации трудоёмких работ в животноводстве, лугомелиоративные станции для механизации работ по осушению земель и улучшению лугов и пастбищ. Создаются электротракторные станции для применения в колхозном производстве электроэнергии. Все МТС в зависимости от производственного направления колхозов имеют соответствующие сельскохозяйственные машины и квалифицированные кадры специалистов. В 1954 г. в СССР имелось 9 тысяч МТС и других специализированных станций, обслуживающих колхозы и обеспечивающих высокий уровень механизации всех отраслей сельскохозяйственного производства.
В сельском хозяйстве СССР большую роль играют крупные государственные предприятия — совхозы, оснащённые передовой техникой. В 1954 г. в стране имелось около 5 тысяч совхозов — зерновых, животноводческих (мясо-молочных, свиноводческих, овцеводческих, коневодческих), хлопководческих и других.
Социалистическая индустрия вооружила сельское хозяйство самой передовой техникой. В соответствии с особенностями земледелия на основе тракторной тяги создана система машин для выполнения- основных сельскохозяйственных работ: пахоты, сева, междурядной обработки, уборки.
В 1954 г. в сельском хозяйстве СССР имелось 1 260 тысяч тракторов (в переводе на 15-сильные), 326 тысяч зерновых комбайнов, 370 тысяч грузовых автомобилей и много других сельскохозяйственных машин. В связи с этим уровень механизации сельскохозяйственных работ резко возрос.
Внедрение машин коренным образом изменило структуру энергетических ресурсов сельского хозяйства. В 1916 г. рабочий скот составлял 99,2%, а механические двигатели — лишь 0,8% всех энергетических ресурсов сельского хозяйства. В 1940 г. на рабочий скот приходилось 22%, а на механические двигатели—78%, а к началу 1953 г. соответственно — 9 и 91% (в том числе тракторы— 35%, автомобили грузовые —29, моторы комбайнов —15, электроустановки — 3, прочие двигатели — 9%).
Социалистическое преобразование сельского хозяйства ликвидировало примитивную, веками существовавшую трёхпольную систему земледелия и создало новую, самую прогрессивную в мире систему земледелия. Основными чертами этой системы являются: широкое внедрение в сельскохозяйственное производство новейшей техники и достижений передовой агрономической науки, введение правильных севооборотов с широким развитием посевов кормовых, овощных и технических культур, применение искусственных и органических удобрений, орошение земель в засушливых районах, осушение болот и т. д.
Правильное ведение социалистического сельскохозяйственного предприятия исключает как универсализм мелкого крестьянского хозяйства, в котором возделываются разнообразные культуры, главным образом для внутреннего потребления, так и одностороннее развитие капиталистических хозяйств, специализирующихся обычно на какой-либо одной культуре (монокультура). Специализация социалистических сельскохозяйственных предприятий выражается в том, что в соответствии с природными и экономическими условиями отдельных районов выделяются в плановом порядке ведущие отрасли, а наряду с ними развиваются дополнительные отрасли. Таким образом, специализация не отрицает, а предполагает развитие многоотраслевого хозяйства с правильным сочетанием основных и дополнительных отраслей. Одно из важных преимуществ крупного социалистического земледелия состоит в том, что оно имеет наибольшие возможности для развития многоотраслевого, комплексного хозяйства, в котором продуктивно используются земля и рабочая сила.
Наряду с укрупнением и техническим перевооружением сельского хозяйства происходит создание новых кадров работников сельскохозяйственного производства, владеющих современной передовой техникой и агрономическими знаниями. В СССР достижения агрономической науки впервые в истории стали достоянием широких масс крестьянства. Массовое внедрение новой техники вызвало к жизни новые профессии (механизированного сельскохозяйственного труда: трактористов, комбайнеров, шофёров, механиков, машинистов молотилок, льнотеребилок, хлопкоуборочных и других машин. Колхозный строй породил сотни тысяч квалифицированных руководителей и организаторов производства — председателей колхозов, бригадиров, агрономов и зоотехников, заведующих фермами и других.
Таким образом, социалистическая реконструкция сельского хозяйства создала все условия для систематического повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, для неуклонного роста сельскохозяйственной продукции.
Пути технического прогресса при социализме.
Основными линиями технического прогресса при социализме являются: механизация и автоматизация производства, электрификация народного хозяйства, широкое применение химии в производстве.
Механизация есть замена ручного труда трудом, осуществляемым при помощи машины. Последовательная механизация процессов труда является при социализме экономической необходимостью. Непрерывный и быстрый рост социалистического производства может быть обеспечен лишь путём постоянного совершенствования техники и всесторонней механизации процессов труда. Механизация процессов труда является той решающей силой, без которой невозможно обеспечить высокие темпы и огромные масштабы производства, свойственные социализму.
В СССР последовательно осуществляется механизация основных и наиболее трудоёмких процессов производства во всех отраслях народного хозяйства. Механизация социалистического производства происходит посредством внедрения новых, наиболее совершенных машин, механизмов и передовых технологических процессов.
В промышленности СССР механизация производства достигла уровня, невиданного при капитализме. В угольной промышленности, где до революции полностью господствовал тяжёлый ручной труд, механизация на базе широкого внедрения врубовых машин, электрических транспортных средств и погрузочных механизмов составляла уже в 1940 г. по зарубке и отбойке 94,8%, по доставке — 90,4, по откатке — 58,4, по погрузке угля в железнодорожные вагоны — 86,5%. В послевоенное время механизация зарубки, отбойки и доставки угля, а также подземного транспорта и погрузки угля в железнодорожные вагоны была полностью завершена. Большие успехи достигнуты в механизации и других отраслей промышленности. Так, например, на строительстве гидроэлектростанций применяются такие выдающиеся достижения советской техники, как новые мощные экскаваторы, бульдозеры, земснаряды и другие. Четырнадцатикубовый шагающий экскаватор Уралмашзавода может выбрать свыше 2,5 миллиона кубометров земли в год и заменить физический труд 7 тысяч рабочих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая экономия"
Книги похожие на "Политическая экономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Островитянов - Политическая экономия"
Отзывы читателей о книге "Политическая экономия", комментарии и мнения людей о произведении.