Константин Островитянов - Политическая экономия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая экономия"
Описание и краткое содержание "Политическая экономия" читать бесплатно онлайн.
Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К. В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д. Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л. А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И. Д., профессора Кузьминова И. И., доктора экономических паук Гатовского Л. М., академика Юдина П. Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А. И., кандидата экономических наук Переслегина В. И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В. Н.
При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.
Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.
Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К. В., Шепиловым Д. Т., Леонтьевым Л. А., Лаптевым И. Д., Кузьминовым И. И., Гатовским Л. М.
Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.
Авторы
Август 1954 г. г. Москва
Социализм ликвидировал присущее капитализму антагонистическое противоречие между накоплением и потреблением. В соответствии с требованием основного экономического закона социализма правильные пропорции между накоплением и потреблением должны обеспечить как непрерывный рост социалистического производства, так и систематический подъём материального благосостояния и культурного уровня народных масс.
В условиях перехода от социализма к высшей фазе коммунизма требуются такие пропорции развития народного хозяйства, которые обеспечивают дальнейшее укрепление и развитие социалистического производства, постепенное создание материально- производственной базы коммунизма и изобилия продуктов.
Социалистическое общество развивается при наличии враждебных ему империалистических агрессивных держав. Отсюда вытекает необходимость таких пропорций в народном хозяйстве, которые обеспечивают стране социализма мощную экономическую базу на случай вражеского нападения извне. Быстрый рост социалистической индустрии и колхозного производства является важнейшим условием укрепления экономической независимости и обороноспособности СССР.
Наличие единого, могучего социалистического лагеря делает необходимой плановую увязку экономики всех стран этого лагеря.
Экономическое сотрудничество и взаимопомощь между СССР и странами народной демократии облегчают решение задач социалистического строительства, ведут к укреплению экономической независимости этих стран от капиталистического мира и усилению их обороноспособности.
Закон планомерного развития народного хозяйства и социалистическое планирование.
Требования закона планомерного развития народного хозяйства претворяются в жизнь Коммунистической партией и социалистическим государством посредством планов, организующих и направляющих созидательную деятельность трудящихся масс. Плановое руководство народным хозяйством составляет важнейшую черту хозяйственно-организаторской функции социалистического государства. Социалистическое планирование строится на строго научной основе. Руководить народным хозяйством в плановом порядке — это значит предвидеть. Научное предвидение основывается на познании объективных экономических законов и исходит из назревших потребностей развития материальной жизни общества.
Условием правильного планирования социалистической экономики является прежде всего овладение законом планомерного развития народного хозяйства и его умелое использование.
Закон планомерного развития народного хозяйства нельзя смешивать с самим плановым руководством народным хозяйством, осуществляемым планирующими органами социалистического государства, равно как с годовыми и пятилетними планами развития народного хозяйства. Закон планомерного развития народного хозяйства является объективным экономическим законом. Он даёт возможность государственным органам правильно планировать общественное производство. Но возможность нельзя смешивать с действительностью. Чтобы эту возможность превратить в действительность, нужно научиться применять закон планомерного развития, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.
На практике планы не всегда полностью отражают требования закона планомерного развития народного хозяйства. Когда эти требования нарушаются, закон планомерного развития народного хозяйства даёт о себе знать тем, что на отдельных участках народного хозяйства возникают диспропорции, нарушается нормальный процесс производства и обращения. Если, например, планируется производство определённого количества автомобилей, но при этом не запланировано необходимое количество листовой стали, то это может привести к невыполнению плана производства автомобилей. План выплавки чугуна, не обеспеченный соответствующим производством кокса, окажется нежизненным.
Задача планирующих органов состоит в том, чтобы правильно учитывать требования закона планомерного развития при составлении планов и не допускать диспропорций, а в случае возникновения диспропорции своевременно принимать меры к их устранению. Для бесперебойного развития народного хозяйства важное значение имеют материальные, финансовые и трудовые резервы. Наличие резервов даёт возможность быстро устранять диспропорции, возникающие на отдельных участках народного хозяйства, или предупреждать их возникновение, обеспечивает возможность гибкого маневрирования ресурсами.
Следовательно, планирование народного хозяйства может дать положительный результат, обеспечить пропорциональное развитие народного хозяйства и непрерывный подъём производства, если оно правильно отражает требования закона планомерного развития народного хозяйства и сообразуется во всём с требованиями основного экономического закона социализма.
Важное значение для планового руководства хозяйством имеет использование экономического закона распределения по труду, так как он создаёт материальную заинтересованность работников в повышении производительности труда и является одним из двигателей социалистического производства.
Социалистическое планирование строится на использовании экономических инструментов, связанных с действием закона стоимости: цены, денег, торговли, кредита. В народнохозяйственных планах производство и распределение продукции имеют денежное выражение: Орудием планового руководства является хозяйственный расчёт, который стимулирует экономное ведение производства, мобилизацию внутренних резервов, снижение себестоимости продукции и повышение доходности предприятия. — Исходя из требований экономических законов социализма, всесторонне обобщая практику хозяйственного и культурного строительства, учитывая всю совокупность внутренних и внешних условий жизни страны социализма, Коммунистическая партия и социалистическое государство устанавливают на каждом этапе важнейшие хозяйственные и политические задачи государственных планов. В соответствии с этим определяются объём продукции, темпы расширения производства по каждой отрасли народного хозяйства, размеры капитальных вложений, уровень заработной платы и т. д.
Плановое руководство народным хозяйством Советского Союза осуществляется на основе директив Коммунистической партии Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик. Государственные планы разрабатываются в масштабе всего народного хозяйства в целом, а также по отраслям л отдельным ведомствам, по республикам, краям, областям и по экономическим районам страны. Разработка планов и контроль за их выполнением осуществляются Государственным Плановым Комитетом Совета Министров СССР (Госплан СССР), министерствами общесоюзными и республиканскими, а также местными Советами, имеющими свои плановые органы.
Социалистическое планирование строится на сочетании перспективных планов, выражающих основную линию хозяйственного развития на ряд лет, и текущих планов, представляющих собой конкретную программу работ на более короткие сроки. К перспективным планам относятся пятилетние планы развития народного хозяйства и планы, рассчитанные на более длительные сроки. К текущим планам относятся годовые планы. Текущие планы разрабатываются исходя из перспективных планов. Каждое государственное предприятие (завод, шахта, совхоз, МТС и т. д.) имеет свой технико-производственный финансовый план (техпромфинплан), который составляется на основе государственных плановых заданий и представляет собой сводный план производственно-технической и финансовой деятельности предприятия.
Планомерное развитие социалистической экономики требует сочетания принципов централизованного планового руководства хозяйством по основным показателям с предоставлением необходимой самостоятельности и инициативы в планировании производства местным органам. Перед центральными планирующими органами стоят важнейшие народнохозяйственные проблемы: обеспечение правильных пропорций в развитии отдельных отраслей, полное использование имеющихся резервов, достижение наибольшей эффективности капиталовложений и т. д.
Чрезмерная централизация планового руководства, попытки планировать из центра всё до мелочей, без достаточного знания и учёта местных условий и возможностей, сковывают инициативу мест, мешают наиболее полному использованию местных ресурсов и огромных резервов, имеющихся в различных отраслях социалистической экономики, в различных предприятиях.
Государственное плановое руководство колхозами имеет свои особенности, вытекающие из характера кооперативно-колхозной собственности. Социалистическое государство, осуществляя плановое руководство колхозами, опирается на самодеятельность колхозных масс. Инициатива колхозов и колхозников является одним из решающих факторов подъёма сельского хозяйства, полного использования экономических и естественных условий каждого района, каждого колхоза. Правильная система планирования предполагает установление центральными плановыми органами для областей, краёв и республик основных и решающих показателей и заданий по сельскохозяйственному производству и по сдаче сельскохозяйственной продукции государству. Сообразуясь с этими основными и решающими показателями и заданиями, местные плановые органы и колхозы сами определяют конкретные планы, обеспечивающие наилучшее использование всех производственных ресурсов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая экономия"
Книги похожие на "Политическая экономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Островитянов - Политическая экономия"
Отзывы читателей о книге "Политическая экономия", комментарии и мнения людей о произведении.