Константин Островитянов - Политическая экономия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая экономия"
Описание и краткое содержание "Политическая экономия" читать бесплатно онлайн.
Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К. В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д. Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л. А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И. Д., профессора Кузьминова И. И., доктора экономических паук Гатовского Л. М., академика Юдина П. Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А. И., кандидата экономических наук Переслегина В. И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В. Н.
При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.
Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.
Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К. В., Шепиловым Д. Т., Леонтьевым Л. А., Лаптевым И. Д., Кузьминовым И. И., Гатовским Л. М.
Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.
Авторы
Август 1954 г. г. Москва
Воздействие закона стоимости на производство средств производства осуществляется через потребительские товары, которые необходимы для возмещения затрат рабочей силы. Потребительские продукты, являясь товарами, могут быть куплены рабочими лишь на деньги, за счёт денежной заработной платы. Отсюда вытекает необходимость и в производстве средств производства использовать денежную форму для учёта всех других элементов, образующих наряду с заработной платой себестоимость промышленной продукции.
Если потребительские продукты, являющиеся товарами, имеют стоимость, то средства производства, не являющиеся товарами, имеют форму товара и стоимости, используемую в целях калькуляции, учёта и контроля.
В противоположность капитализму, где закон стоимости действует как стихийная сила, господствующая над людьми, в социалистическом хозяйстве действия закона стоимости познаются, учитываются и используются государством в практике планирования народного хозяйства. Познание действия закона стоимости и уменье пользоваться им помогают хозяйственникам рационально руководить производством, систематически улучшать методы работы, осуществлять хозяйственный расчёт, находить и использовать скрытые резервы для увеличения выпуска продукции.
Социалистическое государство учитывает закон стоимости при планировании цен. Цена в социалистическом хозяйстве есть денежное выражение стоимости товара, устанавливаемое в плановом порядке. При планировании цен на средства производства, производимые в государственном секторе, используется лишь форма стоимости для учёта в деньгах общественного труда, затраченного на их производство. Устанавливая цены, государство исходит из общественных издержек производства, которые в отраслях, производящих товары, представляют собой стоимость этих товаров.
Вопрос об экономически обоснованном подходе к планированию цен имеет важное значение для развития народного хозяйства.
«В проблеме цен перекрещиваются все основные экономические, а следовательно, и политические проблемы Советского государства. Вопросы установления правильных взаимоотношений крестьянства и рабочего класса, вопросы обеспечения взаимно- связанного и взаимно-обусловленного развития сельского хозяйства и промышленности... вопросы обеспечения реальной заработной платы, укрепления червонца... все это упирается в проблему цен»[150].
Учёт действия закона стоимости необходим для установления правильного соотношения цен на различные товары и материального стимулирования их производства. Нельзя, например, устанавливать одинаковую заготовительную цену на тонну хлопка и тонну зерна, не считаясь с тем, что стоимость хлопка значительно выше стоимости зерна. С другой стороны, нельзя устанавливать слишком низкие цены на зерно, так как это подорвало бы материальную заинтересованность колхозов и колхозников в производстве зерна и нанесло бы ущерб развитию зернового хозяйства.
Так, например, экономически обоснованные заготовительные цены, установленные на хлопок, шерсть, свёклу и другие сельскохозяйственные продукты, способствовали увеличению производства этих продуктов. Наоборот, низкие заготовительные и закупочные цены на картофель, овощи, молоко, мясо и зерно тормозили их производство. Значительное повышение заготовительных и закупочных цен на эти продукты, произведённое в 1953 г. по постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПСС, явилось весьма важным стимулом увеличения их производства.
Однако закон стоимости не является регулятором государственных цен, а лишь одним из факторов, воздействующих на эти цены. В государственном и кооперативном товарообороте нет «свободной игры» цен. Социалистическое государство устанавливает цены товаров с теми или иными отклонениями от общественных издержек производства, от стоимости товаров. При этом оно исходит прежде всего из требований основного экономического закона социализма, необходимости обеспечения непрерывного роста производства на основе высшей техники и удовлетворения растущих потребностей всего общества. Государство использует механизм цен для установления таких пропорций в распределении средств между отраслями, которые обусловлены потребностями планомерного развития народного хозяйства.
Так, например, государство при помощи соответствующей политики цен часть доходов, созданных в одних отраслях, использует для быстрого подъёма других отраслей, которые являются менее рентабельными, но имеют большое народнохозяйственное значение. Устанавливая низкие цены на средства производства, государство поощряет внедрение передовой техники в государственных промышленных предприятиях, а также вооружает через МТС высокой техникой колхозное производство. Государство устанавливает цены, исходя из необходимости обеспечить известную доходность (рентабельность) предприятий, учитывает количество тех или иных товаров, их значение в экономике. При помощи цен оно стимулирует производство тех или иных продуктов, регулирует спрос на них. Советское государство последовательно проводит политику снижения цен на предметы потребления в интересах повышения благосостояния народа.
В силу всех указанных ограничений закона стоимости его действие при социализме не сопровождается теми разрушительными последствиями в виде кризисов, безработицы, уничтожения производительных сил, которые являются неизбежными спутниками этого закона в условиях капитализма. Именно благодаря этому, несмотря на непрерывный и бурный рост социалистического производства, закон стоимости не ведёт в СССР к кризисам перепроизводства, тогда как прй капитализме закон стоимости, несмотря на низкие темпы роста производства в капиталистических странах, ведёт к периодическим кризисам перепроизводства.
Деньги и их функции в социалистическом хозяйстве.
Поскольку в социалистическом обществе существует товарное производство и товарное обращение, постольку необходимы деньги. «Еще до социалистической революции социалисты писали, что деньги отменить сразу нельзя... Нужно очень много технических и, что гораздо труднее и гораздо важнее, организационных завоеваний, чтобы уничтожить деньги». «Чтобы их уничтожить, нужно наладить организацию распределения продуктов для сотен миллионов людей,— дело долгих лет»[151].
Деньги относятся к тем экономическим категориям, которые, сохраняя старую форму, коренным образом меняют свою природу применительно к потребностям развития социалистической экономики. В отличие от капитализма, где деньги превращаются в капитал, являются средством присвоения чужого неоплаченного труда, в социалистическом хозяйстве деньги служат орудием хозяйственного строительства в интересах народных масс, экономическим инструментом планирования народного хозяйства, средством учёта и контроля за производством и обращением товаров.
В социалистическом хозяйстве изменяется коренным образом содержание и назначение функций денег по сравнению с функциями денег при капитализме.
Деньги выполняют прежде всего функцию меры стоимости товаров, то есть служат мерой воплощённого в них общественного труда. Поскольку средства производства, не являясь товарами, сохраняют форму товара и стоимости, деньги в своей функции меры стоимости служат также средством учёта общественного труда, затраченного на средства производства. В условиях социализма, при наличии двух основных форм социалистического производства, итоги хозяйственной деятельности предприятия, сравнение результатов работы предприятий и отраслей, производящих различную продукцию, объём продукции отраслей народного хозяйства и всего народного хозяйства в целом могут быть выражены лишь в денежной форме. Как известно, функцию меры стоимости может выполнять только денежный товар, который сам имеет стоимость. Таким денежным товаром является золото. В Советском Союзе, как и в других странах социалистического лагеря, деньги имеют золотое содержание и являются мерой стоимости.
Исходя из того, что в качестве всеобщего эквивалента выступает золото. Советское государство при проведении денежной реформы 1922—1924 гг. установило золотое содержание рубля. В дальнейшем золотое содержание рубля фиксировалось косвенно, через установление курса советского рубля сначала во франке, затем в долларе. В 1950 г. в связи с ростом покупательной силы рубля и снижением покупательной силы доллара и других капиталистических валют Советское государство непосредственно установило золотое содержание рубля в 0,222168 грамма золота. Соответственно с золотым содержанием рубля был повышен курс рубля по отношению к иностранным валютам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая экономия"
Книги похожие на "Политическая экономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Островитянов - Политическая экономия"
Отзывы читателей о книге "Политическая экономия", комментарии и мнения людей о произведении.