» » » Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА


Авторские права

Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «ТЕКСТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Рейтинг:
Название:
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Издательство:
«ТЕКСТ»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5–903298–03–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Описание и краткое содержание "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать бесплатно онлайн.



В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296–14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».

Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.

Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






Но никто из богословов нигде не говорил ни о двух, ни о трех. Ведь как Богом мы называем каждую из трех покланяемых оных Ипостасей, и каждую из двух [обусловленных] — Богом от Бога, и, несмотря на это, никак не три и не два бога, так говорим и «Начало от Начала», и никак не [получается у нас] два начала. Ибо о втором начале мы даже до сего дня не слышали от благочестивых, равно как и о втором боге. Но у нас покланяемым является один Бог и единоначалие, не из двух богов, ни из двух начал совокупляющееся воедино, потому что и вообще не расчленимо таким образом почитаемое нами. И поистине Оно не расчленяется и не сходится таким образом, а разделяется ипостасными особенностями, тогда как природными — объединяется.

Если же ничто не мешает говорить о двух началах, то они, стало быть, суть те [части], по которым [единое] рас{стр. 35}членяется. И тогда невозможно им соединиться обратно, и, стало быть, два — не одно. Но лучше, вернувшись и дав слову другое начало, разъясним по мере силы то, что относится к единоначальнейшему Началу, чтобы показать знаменательно носящего прозвание богословия [77] и изобличить учащих о двух началах одного Святого Духа в том, что они [именно] этому учат, и что это не хорошо.

14. Творческое начало едино — Отец, Сын и Дух Святой. Когда же называем [происшедшим] от Бога произведенное из небытия, благость, по которой они получили бытие, и [изначально] присущую благодать, по которой каждое [из сущих] подобающим для него образом было причастно благобытию, и прившедшую после, по которой возвратилось к благобытию отпадшее, когда [то есть] мы говорим таким образом и о таковых предметах, то и Сына во Святом Духе называем Началом, Источником и Причиной. Не иным [началом], — прочь [таковое нечестие], — но тем же, что и Отца, через Него во Святом Духе производящего, и возвращающего и добре содержащего все [сущее]. А Отец, вдобавок к тому, что является Источником всего через Сына во Святом Духе, является еще и Источником и Началом божественности, будучи один богородящим (θεογόνος) [78]. И мы это видим лучше или доказательно, когда это ясно высказано в боговдохновенных речениях.

Итак, когда слышишь, о Сыне: «Начало от Начала» и «зовущий Его от родов началом» [79], и «с Тобою начало в {стр. 36} день силы Твоея» [80], то [говорящий это] разумеет [Его началом] творений, как и Иоанн яснейшим образом в Апокалипсисе громогласно возвещает о Нем [говоря]: начаток созданий Божиих [81], не как начальное [из них] [82], — прочь [таковое мнение], — ведь Он — Бог, — но как Создатель их, ибо Он — причастник отеческого Начала, из которого сии [получили бытие], и именем которого называется владычество надо всем [83].

А началом Духа в этом смысле как назовет кто–либо Сына, если не [назовет также] и Духа подчиненным (δούλον) и созданным? Но поскольку Дух — Бог, то Сын — не начало Ему в этом смысле, если только Он — не начало божественности. Если же Сын является началом божественности Святого Духа, — а быть общником Отцу в этом начальствовании невозможно, ибо о Нем одном богословствуется, что Он — Источная Божественность, — то, значит, Сын является началом некой иной, отличной божественности, и отсек Дух от струящейся от Отца божественности. Или дадим Сему одному [то есть Духу] две разных божественности, мы, признающие и для Трех только одну божественность?

И каким же образом, согласно латинянам, два начала Духа являются одним началом? Ведь они не потребуют, чтобы мы принимали на веру их начинание (πρόβλημα), но и софистически не оправдаются, выставляя один ответ вместо другого. Ибо когда мы спрашиваем, как, по их мнению, {стр. 37} [могут быть] у одного Духа два начала? — они утверждают, что у двух есть только одно начало. Мы же не о двух Лицах спрашиваем, а об одном, так как о Нем ведем с ними речь.

Потому что если у двух — по справедливости одно начало, то как у одного будет два начала, и как два, по их мнению, будут одним? И вот они говорят, что это потому, что одно [начало] существует от другого. Что же тогда, Сиф родился от одного начала, раз Ева была [сотворена] из Адама, и не два суть начала сего единого, раз одно [из них] — от другого? Что же [теперь] Ева — не другое начало тех, кто от нее [произошел], раз и она взяла [свое] начало от Адама? Ибо один только Адам из земли. Так что и они или говорили бы тогда уже, что Дух — от одного Сына, и таким бы образом говорили, что Он от одного начала, [и тогда говорили бы] сообразно самим себе, хотя и не благочестиво, ибо [тогда] Он не из того же [начала], от которого и Сын, и опять есть два начала божественности, и Отец уже не болий Сына в смысле причинности, поскольку и Сей — виновник божества [Духа], или, говоря, что Дух — от одного Отца, благочестиво давали бы и Духу одно начало, как и Сыну. До тех же пор, пока они говорят [об исхождении Духа] от Сына или от Обоих, а не от одного Отца, не может [у них] быть одного начала божественности одного Духа.

Ибо простершись в таковые [учения], если и будет кто говорить о едином начале, то [лишь] омонимически, потому что [на самом деле оно] не одно. Если же посмотрит на ипостаси, [мысленно] разделяя их по одной, то по необходимости у одной [из них] явно будет два начала. У меня же вызывает удивление и крайнее безумие считающих и называющих одним, два начала, о которых [сами же] говорят. Ибо если Сын является общником Отца в богорождении (κατά τό θεογόνον), производя Духа, и одно у Них богорождение и само исхождение (πρόοδος) от Сих, то [значит] это {стр. 38} относится к природе, и не два суть начала, ни два — одно, но просто одно, и отчуждается от божественной природы Сам Дух, поскольку Он не причастен богорождению. Если же Сын не является в этом общником Отца, то не одно у них это [свойство] изводить (προβάλλειν), и исхождение (πρόοδος) Духа [оказывается свойственным] Сыну по ипостаси и отличным от исхождения Духа от Отца, ибо ипостасные [особенности] различны.

15. Итак, каким образом являются одним различные начала? Ведь говорит же великий Дионисий во второй главе слова о божественных именах: «что принадлежит Отцу и Сыну, то же и богоначальному Духу прилагается как общее достояние и в равной степени» [84]; и великий Василий в своих опровержительных главах к евномианам: «все общее Отцу и Сыну обще и Духу» [85]. Если же общим Отцу и Сыну является изведение, то оно является общим и Духу, и Троица будет четверицей, и Дух изведет иного духа. Если же не общим является, согласно латинянам, Отцу и Сыну изведение, так как Отец, по их мнению, опосредованно, а Сын непосредственно изводит Духа, ибо они таким образом говорят, что Сыну по ипостаси свойственно изводить, то, следовательно, и творить, и освящать и вообще все природные свойства, согласно им, суть не общие Отцу и Сыну, поскольку Отец через Сына и при посредстве Сына творит и освящает, а Сын — не через Сына. Стало быть, согласно им, Сыну по ипостаси свойственно творить и освящать, — непосредственно, а не опосредованно, как Отец, — и так, согласно им, природные свойства оказываются ничем не отличными от ипостасных, а, следовательно, и природа [ничем не разнится] от ипостаси, так что Божество оказывается у них либо не триипостасным, либо трехприродным.

{стр. 39}

А если говорить, что Сын творит и освящает через Духа, то, во–первых, богословам не свойственно утверждать, что Сын или Отец является Создателем твари через [посредство] Духа, но [скорее] во Святом Духе. Затем, вдобавок к тому, что и таким образом им не избегнуть показанной выше несуразности, — ибо [Сам] Сын не через Сына показывается [ими] Творцом, как Отец, — им придется сказать, что [свойство] творить и освящать для Духа не является общим [с Отцом и Сыном], так как Он не через иного (то есть, не как Отец и Сын) производит это действие. Итак, согласно им, свойством творить Дух обладает ипостасно, как творящий и освящающий не опосредованно, как Отец. Отсюда опять же, согласно им, природные свойства показываются тождественными и неотличимыми от ипостасных. Если же так, то и природа тождественна и неотличима от ипостасей. И не явно ли отпадут от Всевышней Троицы и единства веры и причастия Святаго Духа [86] те, кто так и таким образом говорит и мудрствует?

Но вернемся к тому, от чего мы отступили. Кто же из слышащих или говорящих, или верующих, что Дух Святой имеет бытие от Обоих, — от Отца и от Сына: от Сына непосредственно, а от Отца опосредованно, — и [прочее] баснословимое и распеваемое ими во–первых, во–вторых и в–третьих; кто [спрашиваю], слыша и веруя этому, не будет учить о двух началах одного Духа? Как не будет Сын причиной [божества] вместе с Отцом, если только не всуе говорится, что и от Него [исходит Святой Дух]? Как же не будет Дух тварью? Ибо это в отношении твари Сын совиновен Отцу.

И ведь в отношении твари, для которой и Сын очевидно является Виновником и совиновным Отцу, как получившей бытие от Него и от Отца через Него, совершенно нечестивым было бы сказать, будто мы не утверждаем, что {стр. 40} тварь — от Сына, и что творить является свойством ипостаси Отца. Стало быть, если и сущий по образу исхождения Святой Дух имеет бытие от Отца через Сына и от [Самого] Сына, то не было бы вполне благочестивым сказать, что мы не говорим, что Дух — и от Сына, и что изводительное свойство присуще только Отцу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Книги похожие на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Отзывы читателей о книге "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.