» » » Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА


Авторские права

Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «ТЕКСТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Рейтинг:
Название:
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Издательство:
«ТЕКСТ»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5–903298–03–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Описание и краткое содержание "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать бесплатно онлайн.



В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296–14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».

Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.

Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






Но вернемся к тому, от чего мы отступили. Кто же из слышащих или говорящих, или верующих, что Дух Святой имеет бытие от Обоих, — от Отца и от Сына: от Сына непосредственно, а от Отца опосредованно, — и [прочее] баснословимое и распеваемое ими во–первых, во–вторых и в–третьих; кто [спрашиваю], слыша и веруя этому, не будет учить о двух началах одного Духа? Как не будет Сын причиной [божества] вместе с Отцом, если только не всуе говорится, что и от Него [исходит Святой Дух]? Как же не будет Дух тварью? Ибо это в отношении твари Сын совиновен Отцу.

И ведь в отношении твари, для которой и Сын очевидно является Виновником и совиновным Отцу, как получившей бытие от Него и от Отца через Него, совершенно нечестивым было бы сказать, будто мы не утверждаем, что {стр. 40} тварь — от Сына, и что творить является свойством ипостаси Отца. Стало быть, если и сущий по образу исхождения Святой Дух имеет бытие от Отца через Сына и от [Самого] Сына, то не было бы вполне благочестивым сказать, что мы не говорим, что Дух — и от Сына, и что изводительное свойство присуще только Отцу.

Поскольку же так говорят богоотец Давид [87] и Григорий, ярчайшее светило Ниссы, и Дамаскин богоносный, то по необходимости называющие Сына совиновным Отцу по отношению к Всесвятому Духу и приписывающие Ему бытие от Отца через Сына и [также] от Сына, настолько отстоят от благочестия, насколько придерживаются его вышеперечисленные святые и согласно с ними богословствующие.

17. И необходимо иметь в виду, что как мы, имея бытие (γένησιν) от Отца через Сына и от Сына, каждого из Них вместе и по отдельности называем и согласно признаем Отцом [88] и Создателем, так и Божественного Духа каждый из Них вместе и по отдельности назывался бы Отцом и Изводителем, если бы от Отца через Сына и от Сына Дух имел бы бытие (ύπαρξιν). Но все таковое очевидно выявляет многообразно смешивающего божественные ипостаси, поскольку не и от Сына имеет бытие Дух Святой.

18. И вот же, «все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, — по Григорию Богослову, — кроме причины» [89]. Какой [же именно] причины? Причины тварей? Прочь такую мысль: ведь их началом и причиной является и Сын. Стало быть — кроме причины и начала постигаемого в Троице божества. Итак, Сын имеет все, что принадлежит {стр. 41} Отцу, кроме того, чтобы и Ему быть началом и виновником божества Духа. Следовательно, от одного только Отца исходит Дух Святой, — как и Сын от одного Отца рождается, и ближайшим образом и непосредственно соприкасается с Отцом по [Своему] существованию (καθ' ύπαρξιν), как и Сын, хотя и чрез Отца Сына Дух получил бытие, как являющегося Изводителем и Отцом.

19. Поскольку же и двух человек свидетельство является истинным по слову Господа, что при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол [90], то и мы, оставляя в настоящий момент в стороне остальных по причине продолжительности [какую бы обрела тогда наша речь], представим тебе трех свидетелей, ясно воспрещающих твое прибавление. И пусть первым выступит первый и по времени Василий Великий, ибо он в своих «Главах против Евномия» говорит: «Рождает Бог не как человек, а рождает истинно, и рожденным являет из Себя Слово не человеческое, но Слово истинное являет из Себя; посылает Дух из уст не как [это бывает] по–человечески, потому что и уста Божьи — не телесны; но Дух — от Него, а не от иного» [91]. Видишь, что не от иного [исходит Дух], но от одного лишь Того, Кто рождает и Сына? А потому не от Сына Дух, так как о Сыне великий [Василий] богословствует здесь как о Слове, а не как об устах Отца. Он же в другом месте показал и [Само] сие Слово происходящим из Его уст, говоря: «ибо если не веруешь в Духа, — что Он изошел из уст Божьих, — то не поверишь и в Сына» [92]. Видишь ли [теперь] ясно, что Сын — Слово, а не уста Отца, из каковых уст, — согласно Василию Великому, — происходит в смысле существования (πρόεισι καθ' ύπαρξιν) и Дух Святой?

{стр. 42}

Таким же образом и являющийся ему братом и братски мудрствующий Григорий в слове «О богопознании» говорит: «…Дух, исходящий от Отеческой ипостаси. Ибо для того Давид нарек Его Духом уст [93], а не словом уст, чтобы веровали в одному лишь Отцу присущее свойство изводить» [94].

После него неложным свидетелем истины пусть выступит ставший живым светилом Александрии Кирилл, свидетельствуя согласно [с ними], ибо он говорит в [своей книге] «О Святой Троице»: «Три поклоняемые ипостаси познаются и веруются в безначальном Отце и единородном Сыне и во Святом Духе, исходящем от Отца не по образу рождения, как Сын, но исходящем, — как сказано, — от единого Отца как бы из уст, явившемся же через Сына и глаголавшем во всех святых пророках и апостолах» [95]. И в другом месте опять: «не как Сын от Отца по образу рождения, так же и Дух Святой от Сына {стр. 43} по образу исхождения, — прочь от такого богохульства и многобожия, — ведь у нас одна Причина и Связь для обоих [обусловленных Им] Лиц — Отец» [96].

Приводить ли еще яснейшее обличение твоего злочестия? Человеку бы не показалось [это нужным]. Но и это нам подал Дух, умудривший Иоанна из Дамаска, ибо он говорит: «Духом Сына Его называем, но не говорим, что Дух — от Сына; исповедуем же, что через Сына Он открылся и раздается нам» [97].

Итак, оставив [занятие] перечислять тебе по порядку других [отцов], — потому что их гораздо больше, и [даже] пожалуй, все отцы, живущие каждый в своих писаниях, говорят [то же], — от словес твоих сужду тя [98], всяко же [не только я, но] и Бог. Ибо когда ты сам говоришь, что Дух исходит от Отца и Сына, и не прибавляешь «от одного», разве не имеешь в виду, что Дух — от Них одних, не подразумеваешь [ли это], хотя и не произносишь вслух? Но потребуем ли тогда, согласно твоей — так сказать, «любомногоисходной» (φιλοπολυεκπόρευτον) — мысли, чтобы Дух исходил и от [еще кого–либо] иного, по причине твоего умолчания [99]об «одном»? [100]

20. Конечно же, нет! Но чтобы снова из того же [самого] приготовить тебе лекарство от действительной язвы и вытащить [тебя] из [пагубы] злочестивых догматов и словес, {стр. 44} скажи мне, о добрейший: если кто спросит тебя о Сыне, то будешь ли, — поскольку написано, что видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца [101], и что «верую во единаго Сына, иже от Отца рожденнаго прежде век», и прочее, что тебе было перечислено выше, где не прилагается «от одного», — [будешь ли] прибавляя [к этому от себя], говорить, что Сын рожден от Отца и Святого Духа, выставляя в качестве предлога то, что не присовокуплено «от одного»? Полагаю, ты скажешь: «прочь [от такового нечестия]». И самого возрождения свыше лишится прибавивший сие и не учащий о том, что Слово родилось от одного Отца, ибо Дух нигде не назван родителем, — хорошо скажешь ты вместе с нами. И Он не имеет ничего общего с Отцом, что также не было бы общим и для Сына, и не из двоицы происходит (προάγεται) Одно, ни к двоице возводится, ни Единица подвиглась в единицу и затем двоица в другую единицу, но Единица, боголепно подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице [102]. И один у нас Бог, не только потому что одно божество, но и потому что к Единому возводятся [103] Те, что из Него. И один Отец — Источная Божественность и единый Виновник и Источник божественности. Следовательно, не те же суть отличающие Его [ипостасные] признаки, — ведь Он один, — и никакого участия не будет иметь в них Святой Дух, поскольку относящееся к сверхсущественному богорождению не обращается [наоборот] друг на друга [104], — сказал бы в свою очередь небомудрый Дионисий.

Но отлично [уже показано] тебе в этих [цитатах] непреложное согласие с богомудрыми отцами нас, наученных ими. Побежден ты все–таки, так сказать, своими собствен{стр. 45}ными стрелами, и поистине удачно поразил сам себя противостоящим правому [слову] словом, ибо, насколько это возможно, не только поранился, но и получил исцеление от Бога по сказанному: поражу и Аз исцелю [105].

Ибо что бы ты не сказал вместе с нами и истиной говорящим, что Сын рожден от Отца и Духа, непщующим иные вины о гресех [106], — лучше сказать, о злочестиях, — и [в том числе], что де не прибавляется к сказанному о рождении от Отца слово «одного», то же и сам тотчас же услышишь от нас и истины ты, говорящий, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и от другого убедившись в этом, удостоверишься, что и [слово] «одного» не прибавляется к словам об исхождении от Отца, и самого сыноположения [совершающегося] при посредстве Святого Духа лишается говорящий о том, что Дух [исходит] и от Сына.

21. Ибо где в богодухновенных речениях найдет кто, чтобы Сын именовался бы изводителем (προβολέα), хотя у Григория, великого Богослова, и перечислены многократно все наименования Сына, и не только перечисленные [в Писании], но и мысленно выводимые [из него]? Он, и имя «единородный» изъясняя, говорит [что Он именуется так] «не потому, что Единый от Единого и только, но и [потому что] единообразно» [107], что в другом месте он обозначил как «исключительно» (μόνως) и «своеобразно» (ιδιότροπως) [108], еще раз изъясняя то же самое. А «единый» — это как «один»; так что «от единого» [означает] как бы от девственности рожденного, или, что то же самое, не от супружества. А «только» что иное будет [значить], если не что [Он] только Сын, а не [вместе с тем] и Отец или Изводитель? Если и Отец называется только Отцом, то естественно — ведь {стр. 46} Дух от Отца — и Дух называется Духом Отца, и Отец будет называться Отцом Духа, как [Его] Причина; ведь называет Его великий Иаков Брат Божий Отцом Светов [109], то есть — Сына и Духа, как, объясняя это, говорит и Афанасий Великий [110]. Если же это так, то и Сын назывался бы отцом Света, то есть Духа, если бы и от Него, согласно тебе, [исходил] Дух.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Книги похожие на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Отзывы читателей о книге "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.