» » » » Наталья Дембицкая - Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка


Авторские права

Наталья Дембицкая - Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Дембицкая - Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Дембицкая - Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка
Рейтинг:
Название:
Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка"

Описание и краткое содержание "Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена методика обучения русскому языку, стимулирующая интеллектуально-лингвистическое развитие детей младшего школьного возраста.

Пособие подготовлено для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, родителей.






Д. Береза – это лиственное дерево.

У. Назовите его существенные признаки.

Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.

У. Что же обозначает слова береза?

Д. Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.

В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; усваивают типы и виды отношений между понятиями, выходят на достаточно высокий для их возраста уровень абстрагирования. У них формируется четкая, доказательная, правильно построенная устная речь. Но для достижения такого результата в процессе словарно-орфографической работы необходимо соблюдать ряд условий:

1. Составленное учителем определение понятия должно иметь относительно научный характер и соответствовать возрасту детей.

2. Инициатива в формулировании определения понятия в процессе беседы-рассуждения должна принадлежать учащимся. Учитель корректирует предложенную ими формулировку, доводя ее до научного уровня.

3. Введение терминов (понятие, вид, род, существенные признаки предметов) в словарно-орфографическую работу подкрепляется параллельным (или предварительным) их использованием в комплексно-логических упражнениях на других структурных компонентах урока: при закреплении, повторении, обобщении изученного.

Определенные изменения в нашем случае претерпевает методика ознакомления учащихся с написанием нового «трудного» слова, что в числе прочего предполагает систематическое использование учащимися на уроках русского языка школьного орфографического словаря. Дети самостоятельно находят слово в орфографическом словаре (для этого удобен орфографический словарик П.А. Грушникова. М., 1987), записывают его в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные и другие изученные орфограммы. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы максимально приближен к жизни, приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Для введения нового слова в активный словарь детей используются новые способы, каждый из которых вместе с тем призван развивать речемыслительную деятельность ребенка. По сути своей они представляют собой определенного рода лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуется рассуждение, доказательство и конкретное решение. На первом году обучения находят применение способы, предусматривающие операции сравнения, сопоставления, установления ассоциативных связей, т. е. направленные на совершенствование каких-либо сторон мышления и речи школьников. В зависимости от характера операций, осуществляемых со словами из словарика, можно выделить восемь групп упражнений.

Первая группа – сопоставление двух изученных слов, не связанных непосредственно между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества их общих существенных и несущественных признаков. Этот способ учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли. Например, при ознакомлении со словом барабан учащимся может быть предложено такое задание: «Найдите общие признаки слов барабан и одежда». Возможные ответы детей:

Барабан и одежда могут быть сделаны из кожи.

Барабан и одежда изготавливаются на фабрике.

Барабан и одежда сделаны руками человека.

Вторая группа – поиск предметов, качественные признаки, свойства которых могут быть противопоставлены друг другу. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, в усвоении навыков первичного анализа, совершенствовании речи учащихся. Например, при изучении слова медведь возможно такое задание: «Назовите предметы (существа), которые обладают свойствами, существенно отличающимися от тех, какими наделен медведь».

Возможные ответы детей:

Медведь и птица отличаются по способу передвижения: медведь ходит, а птица летает.

Медведь и змея отличаются особенностями телесного покрова: у медведя лохматая шерсть, а у змеи – гладкая кожа.

Третья группа – нахождение третьего слова, которое соединяло бы между собой два ранее изученных, не имеющих смысловой связи слов. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые разные, порой трудно предсказуемые ассоциативные связи; они учатся видеть окружающий мир под непривычным углом зрения, у них развивается нестандартное мышление. Например, при ознакомлении со словом собака возможно такое задание: «Подберите слово, которое соединяло бы между собой слова собака и тетрадь так, чтобы получилось предложение. Примерные ответы детей:

Собака нюхает тетрадь.

Собака разорвала тетрадь.

В тетради нарисована собака.

Собаке не нужна тетрадь.

Четвертая группа – исключение лишнего слова из трех возможных по самостоятельно найденному признаку – способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации. Пример задания при изучении слов корова, собака: «Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной цепочки. Возможные ответы учащихся:

Корова и собака – домашние животные, а лисица – дикое.

Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное.

У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.

Пятая группа – поиск промежуточных звеньев, состоящих из двух знакомых школьникам слов и обеспечивающих смысловую логическую связь между другой парой слов, изученных на данном уроке. Существенное отличие этого вида упражнений от третьего состоит в том, что здесь четыре основных слова должны быть существительными. Пример задания при ознакомлении со словами город и деревня: «Составьте предложение, в котором слова город и деревня соединяли бы между собой два других слова из словарика». Варианты ответа:

В деревне коровы дают молоко, которое отвозят в город.

В деревне живет человек и носит одежду, изготовленную в городе.

Шестая группа – составление предложения с одновременным включением в него двух-трех словарных слов.

Седьмая группа – нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета, что развивает речь, творческое мышление. Пример задания при изучении слова пальто: «Составьте предложения, указав в них, как можно использовать пальто в реальной жизни, а затем придумайте примеры фантастического характера». Варианты ответов реального характера:

Пальто надевают в холодное и прохладное время года.

Пальто можно укрыться вместо одеяла.

Пальто можно использовать в дождь как зонтик. И т. д.

Варианты ответов фантастического характера:

Пальто можно использовать как ковер-самолет.

На пальто, как на плоту, можно плыть по реке. И т. д.

Восьмая группа – сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, в составе которых имеются изученные словарные слова. Упражнения этой группы помимо положительного воздействия на совершенствование речемыслительных процессов, способствуют расширению эрудиции школьников, их ознакомлению с элементами фольклора. Пример задания при ознакомлении со словом язык: «К фразеологическим оборотам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова или словосочетания из правого столбика».

злой язык

длинный язык

придержать язык

распустить язык

прикусить язык

тянуть за язык

язык проглотить

сорвалось с языка

помолчать внезапно замолчать

сплетничать

умеет говорить

вкусно

заниматься пустой болтовней

сказать не подумав

болтливый человек

заставлять говорить

На третьем году обучения введение нового слова в активный словарь детей осуществляется на более высоком уровне их познавательной активности. Он обеспечивается путем реализации нескольких вариантов такого рода деятельности:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка"

Книги похожие на "Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Дембицкая

Наталья Дембицкая - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Дембицкая - Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка"

Отзывы читателей о книге "Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.