» » » » Ольга Елисеева - «Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)


Авторские права

Ольга Елисеева - «Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Елисеева - «Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Анвик К, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
«Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)
Издательство:
Анвик К
Год:
2001
ISBN:
5-89669-008-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)"

Описание и краткое содержание "«Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)" читать бесплатно онлайн.



Академическое исследование «феномена женской дружбы» в светском обществе России второй половины XVIII в. предложила О. И. Елисеева — ведущий специалист по проблемам взаимоотношений «в верхах» этого периода. Для профессионала в этом очерке важны не только богатое фактическое содержание, тонкие наблюдения и аналогии, но в еще большей степени — открытые автором ракурсы духовной жизни «века просвещения» и элегантные средства их доказательного освещения. Всем авторам, со времен И. Е. Забелина пытающимся мотивированно осветить положение и поведение женщины при дворе, знакомы сложные, подчас неразрешимые проблемы сочетания, как сейчас выражаются, «гендерного» анализа с источниковедческим: в этом очерк является весьма полезным образцом.

Блестящий очерк Елисеевой представляет собой «окно» в светский мир XVIII в. через тонкости внешних, общественных — и личных, даже интимных взаимоотношений Е. Р. Дашковой и Екатерины Великой.






Совсем иначе путешествие в Петергоф описано Екатеринй II в послании к Понятовскому и в своих автобиографических записках: там нет ни постели, ни плаща, ни даже остановки в Красном Кабаке. По словам императрицы, первый отдых она позволила себе лишь на следующий день после десяти часов вечера, на обратном пути в столицу: «Я отправилась вместе с войсками, но на полпути свернула на дачу Куракина, где бросилась одетой на кровать. Один из офицеров снял с меня сапоги. Я проспала два часа с половиной».[54] Как мы уже сказали, Дашкова в качестве спутницы императрицы в этих источниках не фигурирует.

Подобная предосторожность объяснима: Екатерина обращалась к бывшему возлюбленному, хорошо понимавшему особенности взаимоотношений при дворе. Она не желала лишних вопросов со стороны Понятовского о роли Дашковой не только в перевороте, но и в ее личной жизни. Тем более осторожно императрица должна была вести себя в отношении Орловых, на чью реальную помощь она опиралась при подготовке заговора. Их недовольство казалось куда более опасным. Поэтому сомнительно, что б Екатерина, соблюдая предосторожности в письмах за границу, могла забыть о них на глазах целой толпы офицеров, набившихся на ночевку в тот же Красный Кабак или дачу Куракина.

В Петергофе императрица и сопровождавшие ее войска остановились на отдых, туда же приехал и низложенный император. Екатерина Романовна распоряжалась охраной, расставляла посты и вообще вела себя, как маленький генерал. «Мне постоянно приходилось бегать с одного конца дворца в другой и спускаться к гвардейцам, охранявшим все входы и выходы», — пишет княгиня. Через много лет в мемуарах Дашкова будет настаивать, что отдавала солдатам приказы, и солдаты ее слушались. Но в большинстве случаев эти солдаты не имели ни малейшего понятия, кто она такая на самом деле, и принимали ее за императрицу. Управлять разбушевавшейся, уже отчасти хмельной гвардейской массой было нелегко даже офицерам. В письмах Екатерины к Понятовскому хорошо передано ощущение государыни, ставшей в какой-то момент игрушкой — пусть и любимой — в руках у огромной вооруженной толпы, которая слушалась ее до тех пор, пока хотела слушаться: «Пока я повинуюсь меня будут обожать; перестану повиноваться — как знать, что может произойти».[55]

Опытный зрелый политик — Екатерина чувствует реальную опасность выпустить ситуацию из-под контроля. Дашкова, купаясь в отблесках ее славы, оценивает свою роль в управлении гвардейскими полками куда более оптимистично, чем сама императрица. «Я была принуждена выйти к солдатам, — рассказывает княгиня, — которые изнемогая от жажды и усталости, взломали один погреб и своими киверами черпали венгерское вино… Мне удалось уговорить солдат вылить вино… и послать за водой; я была поражена этим доказательством их привязанности… ко мне, тем более что их офицеры до меня безуспешно останавливали их. Я раздала им остаток сохранившихся у меня денег и вывернула карманы, чтобы показать, что у меня нет больше… Я обещала, что по возвращении их в город им дадут водки на счет казны и что все кабаки будут открыты».[56]

Совсем иначе пьяный переполох солдат описан Екатериной II. По ее словам, он случился вовсе не в Петергофе, а уже по возвращении в столицу: «В полночь в мою комнату вошел капитан Пассек, разбудил меня и сказал:

— Наши люди страшно перепились… гвардейцы, взяв оружие, явились сюда, чтобы выяснить, здоровы ли Вы. Они заявляют, что уже три часа Вас не видели… Они не слушают ни своих командиров, ни даже Орловых…

Я села с двумя офицерами в карету и поехала к войскам. Я чувствую себя хорошо, сказала я им, и прошу их идти спать и дать мне тоже отдохнуть… Они отвечали, что… все они готовы умереть за мня… После этого они пожелали мне доброй ночи… и удалились кроткие, как ягнята… оборачиваясь на ходу, чтоб еще разок взглянуть на мою карету».[57]

В обоих рассказах есть нечто общее. Героиня — в одном случае Дашкова, в другом Екатерина — простыми словами уговаривают пьяных солдат разойтись. Гвардейцы же, минуту назад отказывавшиеся слушать своих командиров, становятся «кроткими, как ягнята», и повинуются храбрым женщинам из одной «привязанности и доверия». Возможно, в мемуарах княгини и императрицы описаны две разные сцены. Возможно — одна и та же. Просто память сыграла с Дашковой злую шутку, ведь Екатерина-то писала Понятовскому по горячим следам. Но главное, мы видим, как обеим подругам становится тесно в рамках одних и тех же сюжетных ходов, поскольку они претендуют на одну и туже роль. Поэтому Екатерина II в письмах и автобиографических записках намеренно убирает всякую информацию о действиях Дашковой в Петергофе. А княгиня рисует государыню крайне пассивной: в тот самый момент, когда юная амазонка выходит к толпе хмельных гвардейцев, императрица спокойно собирается пообедать в обществе Орлова.

Так, наши дамы попытались вытеснить друг друга из повествования о перевороте. Стремясь прежде к полному слиянию душ, они стали очевидными жертвами слияния действий. Отделить себя было в первую очередь необходимо для монархини. И мы видим, как в ее письмах, возникших через несколько дней после переворота, Дашкова буквально выдавливается за рамки всех развивающихся событий. Иллюзия, созданная Екатериной, оказалась настолько убедительной, что Фридрих II даже назвал Дашкову «мухой», примостившейся на повозке и воображающей, будто она погоняет лошадь.

Соперник

В Петергофе Дашкову ждало самое горькое разочарование в дружбе с Екатериной II. Именно тогда, согласно запискам княгини, между двумя амазонками впервые пролегла разделяющая их тень. Тень мужчины. Соперника. Орлова.

«Я возвращалась к государыне, — рассказывает Дашкова. — Каково было мое удивление, когда в одной из комнат я увидела Григория Орлова, лежавшего на канапе (он ушиб себе ногу) и вскрывавшего толстые пакеты, присланные, очевидно, из совета; я их узнала, так как видела много подобных пакетов у моего дяди в царствование императрицы Елизаветы. Я спросила его, что он делает.

— Императрица повелела мне открыть их, — ответил он.

— Сомневаюсь, — заметила я, — эти пакеты могли бы оставаться нераспечатанными еще несколько дней, пока императрица не назначила бы соответствующих чиновников; ни вы ни я не годимся для этого».[58] Дашкова лукавила. Себя-то она как раз предназначала для роли политического советника, иначе Орлов не получил бы от нее столь грубый выговор. В доме М. И. Воронцова маленькая племянница вице-канцлера проявила интерес к государственным делам очень рано: дядя даже давал ей читать старые дипломатические бумаги времен Екатерины I и Анны Иоанновны.[59] Теперь она совершила переворот и была вполне готова знакомиться с текущей документацией, но ее опередили. И кто? Человек, которого Екатерина Романовна подчеркнуто не замечала.

«Затем я принуждена была выйти к солдатам… — рассказывает княгиня о своей борьбе с венгерским вином. — Возвратившись во дворец, я увидела, что в той же комнате, где Григорий Орлов лежал на канапе, был накрыт стол на три куверта… Вскоре ее величеству доложили, что обед подан; она пригласила и меня, и я к своему огорчению увидела, что стол был накрыт у того самого канапе».[60] Выход княгини к пьяным гвардейцам как бы взят с обеих сторон в рамку из двух неприятных сцен с Орловым. Возможно, более позднее событие, случившееся уже в городе, намеренно перенесено Дашковой в Петергоф, чтоб ярче оттенить свои благородные поступки на фоне бездействия соперника. Ведь это его мужское, офицерское дело — утихомиривать распоясавшихся. солдат.

Дашкова настолько потрясена и расстроена, что не может скрыть своего раздражения: «Моя грусть или неудовольствие (скорее и то и другое, так как я искренне любила императрицу) очевидно отразились на моем лице, потому что государыня спросила мня, что со мной… С той минуты я поняла, что Орлов был ее любовником, и с грустью предвидела, что она не сумеет этого скрыть».[61]

Конечно, Екатерина Романовна знала о существовании Григория Григорьевича и до переворота, но показать его именно в тот момент и именно в таком нахально-вальяжном облике — удачный композиционный шаг для мемуаров. Пока шла подготовка к заговору и переворот, о Григории — главном вербовщике сторонников в гвардейских полках — даже не упоминается. Если б Орлов появился на страницах «Записок» раньше, с ним пришлось бы поделиться лаврами организатора «революции», и дальнейшее отдаление императрицы от Дашковой не выглядело бы в глазах читателя столь откровенной неблагодарностью со стороны Екатерины II, обязанной короной и спасением жизни только своей самоотверженной подруге.

Появляясь же на самом излете переворота да еще в такой малопочтенной роли, Орлов — явный антигерой. Он приходит только ради того, чтоб пожать плоды чужих трудов и присвоить себе права, принадлежащие, по убеждению Дашковой, только ей. Эти права — политические и личные — Григорий Григорьевич узурпирует буквально на глазах у читателя, отнимая у Екатерины Романовны императрицу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)"

Книги похожие на "«Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Елисеева

Ольга Елисеева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Елисеева - «Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)"

Отзывы читателей о книге "«Прости, мой неоцененный друг!» (феномен женской дружбы в эпоху просвещения)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.