Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пособие по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Пособие по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга может стать пособием по христианскому душепопечению для пасторов и душепопечителей, руководством для их помощников из числа рядовых верующих, а также учебником для библейских учебных заведений. Работая над этой книгой, автор руководствовался библейским учением и старался быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и данных из области душепопечения и психологии.
Религиозное издание
1. Семья как система поддержки. Несмотря на то что многие семьи бывают разделены географически или раздроблены психологически разногласиями и напряженностью, семья в целом (в том числе бабушки и дедушки, тети, дяди и кузены) может обеспечить самую разнообразную помощь своим членам[1473]. В идеале, семья:
• Собирает и снабжает информацией о мире.
• Передает ценности и принципы в процессе формирования религиозных убеждений и нравственных стандартов.
• Дает возможность членам семьи увидеть и понять свое поведение.
• Помогает обрести основные навыки общения, отношения к конфликтам и разрешения их.
• Указывает правильный путь решения проблем.
• Снабжает информацией о внешних источниках помощи.
• Является посредником в спорах.
• Оказывает практическую помощь по мере необходимости.
• Дает возможность отдохнуть, восстановить силы и исцелиться.
• Помогает осознать собственную индивидуальность и чувствовать себя принятым.
• Контролирует неадекватное поведение.
• Помогает справиться с тревогой, депрессией, чувством вины, сомнениями и чувством беспомощности.
• Поддерживает во время кризисов и более длительных периодов адаптации во время потерь и разлуки.
Подобно отдельным лицам, семьи также изменяются и проходят определенные циклы. Например, семейный опыт человека в дошкольном возрасте отличается от опыта учащегося в колледже, молодожена или родителя двух или трех детей. Когда наши дети становятся подростками, оставляют родной дом и женятся, а наша жизнь подходит к концу, наш опыт как члена семьи продолжает изменяться. Когда брак распадается из–за развода, затем трансформируется в повторный брак, когда поражает серьезная болезнь или кто–то из членов семьи умирает, снова происходит перемена опыта у всех членов семьи[1474].
С наступлением подобных перемен члены семьи нередко поддерживают, помогают, опекают и ободряют друг друга. Даже в дисфункциональных семьях, где обычны борьба и препирательство, в переходный и кризисный периоды члены семьи склонны поддерживать друг друга.
Зачастую семье помогают соседи, друзья, коллеги и члены церкви. Профессиональные душепопечители видят в этой сети родственников и друзей систему поддержки[1475]. Большинство из нас принимают помощь людей, поддерживающих нас; и большинство из нас выступают в роли элементов нескольких систем помощи и поддержки ближних. Помимо заботы и попечения системы поддержки обеспечивают уважение, обучение навыкам общения и формирование копинг–механизмов, ободрение во время коренной ломки образа жизни и перестройки деятельности, проявляя выдержку и самообладание и вселяя надежду. Имеются указания на то, что люди, обладающие хорошо развитой системой поддержки, менее склонны к развитию душевных и телесных заболеваний и более успешно преодолевают стрессы[1476].
Хотя главной системой поддержки многие считают семью, иногда в поддержке нуждается и сама семья. Нередко такую поддержку оказывают отдельные лица и другие семьи и часто — церковная община. Сотрудничая, они способны помочь друг другу преодолевать кризисы и справляться с суровой правдой жизни. В качестве дополнения к христианскому душепопечению, включая и семейное, помощь семей в церкви и в обществе оказывается весьма эффективной.
2. Семья как терапевтическая система. Тем не менее наступают времена, когда семья становится частью (иногда основной) проблемы, с которой подопечные приходят к душепопечителю. Даже в том случае, когда члены семьи воистину хотят приносить пользу, они иногда препятствуют процессу душепопечения и скорее порождают напряженность, чем ослабляют ее. Ввиду подобных влияний, многие душепопечители предпочитают работать со всей семьей, даже в том случае, если считается, что проблема имеется только у одного из ее членов.
Семейные душепопечители часто исходят из того, что проблемы отдельного человека никогда не существуют изолированно. Как мы убедились, семья вносит большой вклад в формирование человеческого поведения, ценностей и убеждений и в обучение людей поведению в критических ситуациях. Проблемы отдельного члена семьи могут указывать на установки и особенности коммуникации, присущие его семье (иногда в меньшей мере ему самому, а больше его семье). Вот почему человек, обратившийся к душепопечителю, может выказывать симптомы, которые сигнализируют о том, что в его семье что–то неладно. Лечение подопечного окажется малоэффективным, если он останется в нездоровой семейной обстановке. И в самом деле, если поведение подопечного изменяется в лучшую сторону, то это сказывается на образе мыслей и действий всей семьи, порождает смятение и даже хаос. Однако смятение в семье, в свою очередь, усиливает проблемы самого подопечного.
Рассмотрим, к примеру, семью из трех человек с отцом–алкоголиком. Пока отец злоупотребляет алкоголем, мать с ребенком иметь ясную цель: защитить и обеспечить себя, а также постараться изменить поведение алкоголика.
Предположим, однако, что алкоголик проходит курс лечения, прекращает выпивать и решает поступать как глава семьи. В этой ситуации ребенок и его мать в особенности внезапно ощущают утрату смысла жизни. В результате у матери развивается депрессия, так что отцу и ребенку приходится объединиться, чтобы позаботиться о матери. В одной семье (и таковых, наверное, не единицы) подобное неустойчивое состояние длилось многие годы. Всякий раз, когда муж злоупотреблял алкоголем, жена жаловалась, но в остальном все было отлично. Когда он прекращал выпивать, она становилась угнетенной, и терпеть ее поведение было так трудно, что муж начинал пить снова. Когда же это случалось, жене становилось лучше, и цикл повторялся. А их ребенок между тем рос и развивался в условиях хронической семейной нестабильности.
Очевидно, что этой семье можно помочь, и оказание подобной помощи и является целью системного подхода в душепопечении. Согласно теоретикам системного подхода, индивидуальные проблемы не существуют в социальной изоляции. «Семья играет важнейшую роль в формировании человеческого поведения, из чего следует, что для улучшения всех отношений между людьми, все семьи должны пересмотреть свой образ жизни, чтобы не передавать вредных способов взаимодействия и не увековечивать неэффективные или разрушительные поведенческие модели»[1477]. В рамках системного душепопечения пытаются помочь семьям заменить прежние поведенческие модели новыми и лучшими копинг–механизмами.
Хотя с отдельным подопечным душепопечитель изредка может встречаться наедине, члены семьи должны являться на душепопечение в полном составе. При этом душепопечитель следит за тем, как взаимодействуют друг с другом члены семьи, обращает их внимание на характерные для них способы коммуникации, посредничает в их спорах и учит их более эффективным способам общения и обращения друг с другом. Члены семьи учатся внимательно выслушивать друг друга, демонстрировать мысли и чувства, быть гибкими, понимать друг друга, более эффективно разрешать конфликты и совершенствовать способы взаимопонимания и поддержки. Иногда семья обнаруживает, что такие мероприятия, как, например, общие семейные праздники, помогают ослабить межличностную напряженность и способствуют семейному единению и близости[1478]. Иногда, сотрудничая в чем–то, члены семьи находят решение собственных проблем; эти решения они могут обсудить на очередных сеансах семейного душепопечения. Вот почему во многих отношениях семейное душепопечение считается особой формой группового душепопечении, участников которого связывают родственные узы[1479].
Семейное душепопечение (как и другие формы) оказывается более эффективным, когда имеется хотя бы минимальное руководство. Один терапевт высокой квалификации предлагает разбить весь процесс семейного душепопечения на семь ступеней[1480].
Ступень 1: кризисная интервенция. За помощью к душепопечителю семьи чаще всего обращаются в условиях чрезвычайной ситуации или за неотложной помощью. Первым делом душепопечитель должен заверить членов семьи в своей постоянной готовности оказать им любую посильную помощь. Иногда на этой стадии можно предложить срочные мероприятия, которые позволят семье продержаться до запланированной встречи с душепопечителем. Первоначальную встречу следует организовать без отлагательств; однако в случае необходимости вы можете решить встретиться с семьей незамедлительно. Однако даже в самое критическое время не позволяйте ни себе, ни членам семьи входить в зависимость от вас. Ваша задача на этой ступени — направлять, а не управлять.
Ступень 2. поиск ключевых фигур семьи. Нередко семья приходит к выводу, что источником ее проблем является один из членов семьи. И каждый будет убеждать вас работать с проблемой именно этого человека. Они могут удивиться вашему предложению вовлечь в душепопечение всю семью. Иногда, вероятно, вам придется начать с индивидуальной проблемы этого конкретного человека, а затем постепенно включать в процесс душепопечения всех остальных членов семьи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пособие по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Пособие по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Пособие по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.