Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пособие по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Пособие по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга может стать пособием по христианскому душепопечению для пасторов и душепопечителей, руководством для их помощников из числа рядовых верующих, а также учебником для библейских учебных заведений. Работая над этой книгой, автор руководствовался библейским учением и старался быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и данных из области душепопечения и психологии.
Религиозное издание
Библия и семейные проблемы
Семьи упоминаются в Библии весьма часто; и на страницах Священного Писания можно встретить множество примеров напряженных внутрисемейных отношений. Покой в первой семье, Адама и Евы, был нарушен посягательством Каина на жизнь брата. В семье Авраама также имелись конфликты, поскольку его жена Сарра не могла примириться с рабыней Агарью и сыном ее, Измаилом, рожденным от Авраама. Пожизненный конфликт Иакова и Исава усугубился тем обстоятельством, что мать братьев, Ревекка, в споре братьев–близнецов приняла сторону Иакова. Сам Иаков, уже в своей семье, скорбел от того, что возлюбленный сын его Иосиф был отвергнут ревнивыми братьями и продан в египетское рабство. Много лет спустя у детей царя Давида возникли непримиримые разногласия друг с другом, в результате чего царь вынужден был спасаться бегством от своего сына, Авессалома. Последующие правители имели те же самые проблемы; например, в Третьей и Четвертой книгах Царств излагается история многочисленных царских семей, где убийства членов семьи и конфликты были самым обычным делом.
Особенно трогательным и горьким является ветхозаветный рассказ о первосвященнике Илии, воспитавшем будущего пророка Самуила. Илий был преданным Божьим служителем, но плохим отцом, возможно потому, что больше внимания уделял служению, а не воспитанию детей. Негодные сыновья Илия не знали Господа и в открытую занимались прелюбодеянием[1442]. Их отец был осужден Богом и в конце концов умер, ибо не сумел справиться с безответственными детьми.
Описания подобных семейных конфликтов в Библии встречаются, но здесь мало говорится о том, как надлежит строить нормальные семьи[1443].
В Новом Завете, например, ни в одном из шести посланий Павла о семье не говорится; нет ни одного упоминания о семье в Послании к Евреям, в посланиях Иуды, Иакова[1444], трех посланиях Иоанна и Книге Откровение. В Послании к Колоссянам о семье говорится лишь в четырех стихах из девяноста пяти, и эти заявления кратки: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»[1445]. Параллельное место в Послании к Ефесянам лишь немного больше[1446], и в других посланиях семейные проблемы упоминаются также вскользь[1447].
Хотя ссылки на семейные проблемы редки и кратки, библейское учение о семье, по всей видимости, основано на следующем: отец — глава семьи; он обязан любить свою жену, и показывать тем самым любовь Христову детям[1448]. В такой семье должно быть взаимное подчинение и взаимные обязательства супругов. Родители, в свою очередь, обязаны дисциплинировать детей[1449] так, чтобы те научились повиноваться без ожесточения и возмущения.
Почему Библия говорит так мало о семейных проблемах и о разрешении семейных неурядиц? Джин А. Гец делится следующими заставляющими задуматься мыслями:
Если источником множества социальных проблем (причем с незапамятных времен) является дом, то почему Бог не оставил нам какого–либо руководства по семейной жизни? Почему в Новом Завете этому важному институту не уделяется больше места?..
Если малое число ссылок на семью понимать как указание на то, что Церкви придается большее значение, чем семье, то можно пропустить тот существенный факт, что новозаветное понятие «христианский дом» почти равнозначно понятию «Церковь»…
Все послания, направленные Церкви, предназначались и христианским семьям. Таким образом, Новый Завет рассматривает отдельную семью как ячейку сообщества. Вот почему мы считаем, что руководство по семейной жизни у семьи, как ячейки общества, на самом деле есть! Понятие «Церковь» при этом выступает в качестве всеобъемлющей категории, включающей и отдельную семью. Воистину, семья — это Церковь в миниатюре. Иногда новозаветные писатели не пишут об особых нуждах, присущих исключительно семейной жизни. Однако все написанное Церкви, то есть в общем и целом всем верующим, прямо касается и христианской жизни в масштабе отдельной семьи[1450].
Это приводит к выводу, что библейские доктрины о межличностных отношениях, любви, прощении, разрешении конфликтов, самоотречении, высоких нравственных качествах личности, сострадании, наставлении в библейских принципах, зрелости и духовном возрастании в полной мере следует относить и к семье[1451]. По всей видимости, можно заключить на законном основании, что «весь Новый Завет (в особенности новозаветные послания) представляет собой руководство по семейной жизни»[1452].
Происхождение семейных проблем
За помощью к душепопечителю обычно обращаются семьи, попавшие в серьезный кризис. Подобные кризисы можно представить в виде простой формулы abc = x, где а относится к стрессовому событию*[1453], или стрессовой ситуации, b указывает на семейные ресурсы, а с характеризует позицию, которую занимают члены семьи в отношении a. Взятые вместе, эти три фактора определяют х — серьезность кризиса. Согласно этому представлению[1454], семейное душепопечение должно состоять из следующих элементов: а) ослабление стресса; б) формирование навыков более активного участия личности в преодолении (с помощью копинг–механизмов) трудной ситуации; и/или в) оценки стрессовой ситуации в новом свете или иной перспективе. Каждая семья нуждается в индивидуальном подходе, поскольку всякий стресс неповторим. У каждой семьи имеются индивидуальные способности по формированию копинг–механизмов; частично это связывают с тем, что члены семьи отличаются по уровню духовной и эмоциональной зрелости[1455].
В связи с уникальностью каждой семьи, причины семейных проблем трудно поддаются обобщению в нескольких тезисах. Однако душепопечителю придется столкнуться, по всей видимости, с одной и более из следующих причин:
1. Отсутствие навыков общения и копинг–механизмов. Многие семьи не справляются с периодами ломки стереотипов и кризисами потому, что им не хватает знаний, навыков и гибкости, без которых целительные перемены невозможны. Как сказал один опытный душепопечитель, семьи, которые сталкиваются с проблемами адаптации, нередко «зависают» на семейных «загвоздках», то есть, установках и манерах поведения, которые обусловливают неумение приспособиться к окружающей обстановке и правильно перестроиться. Выделяют несколько типов подобных «загвоздок»[1456].
О коммуникационных «загвоздках» говорят в том случае, когда члены семьи не умеют выражать свои чувства ясным и понятным образом. В одних семьях запрещается обсуждение определенных тем. Например, никогда не говорят о деньгах, сексе, духовных проблемах или чувствах. В других члены семьи никогда не смеются дома, редко говорят о том, что думают, не умеют слушать и не могут общаться без воплей, саркастических замечаний и других губительных форм коммуникации. Некоторые члены семьи посылают противоречивые сообщения, выражая словами одно, а делами другое.
Семье трудно справиться с кризисом, если его члены не умеют эффективно общаться друг с другом.
Приватные «загвоздки» характерны для семей, члены которых не дружат, не имеют особой любви, душевной близости, взаимопонимания. Иногда они стесняются близости. Они проводят время раздельно, не могут доверять друг другу или уважать друг друга, редко делятся своими проблемами и не умеют справляться с кризисами потому, что никто никогда не учил их сотрудничеству в этом.
Нравственные «загвоздки» — это затруднения, связанные с неписаным, зачастую невысказанным, но общепринятым нравственным кодексом запретов. Есть семьи, где отсутствуют какие–либо неписаные семейные законы, что может порождать смятение в умах, особенно детей. А в иных семьях люди могут придерживаться таких твердых законов, которые препятствуют духовному росту отдельных членов семьи. Достаточно жесткий внутрисемейный кодекс, который препятствует нормальной адаптации, перекрывает каналы внешней помощи и мешает преодолевать семейные кризисы, соблюдают в религиозных семьях; в семьях, которые стремятся продвинуться по социальной лестнице; в семьях, где есть по крайней мере один уважаемый член общества; в семьях военнослужащих; и в некоторых семьях из числа национальных меньшинств.
Семейно–исторические «загвоздки» включают семейные секреты, которые никто из членов семьи, как принято здесь считать, открывать не имеет права, или проблемы, которые «не принято обсуждать в семье». Иногда члены семьи хранят какие–то тайны друг от друга, например, о внебрачном зачатии, умственно отсталом ребенке–подкидыше, предыдущем супружестве, разводе и неоглашенном долговом обязательстве. Такого рода ложь заставляет одних членов семьи быть всегда начеку, а других гадать, не имея точной информации. Иногда семейные тайны известны всем членам семьи, но об этом все молчат из ложного желания «сохранить честь семьи». Все это мешает справиться с кризисом, когда важен откровенный, честный подход.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пособие по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Пособие по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гари Коллинз - Пособие по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Пособие по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.