» » » » Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР


Авторские права

Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Альпина Бизнес Букс, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР
Рейтинг:
Название:
Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР
Издательство:
Альпина Бизнес Букс
Год:
2004
ISBN:
5-9614-0026-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР"

Описание и краткое содержание "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР" читать бесплатно онлайн.



Тема Великой Отечественной войны необычайно важна и эмоционально значима для каждого гражданина России. И как любая тема, вызывающая общественный интерес, она обрастает множеством мифов. Нам хорошо известен один из самых «популярных»: советское руководство готовилось к легким победам, собиралось вести войну исключительно на территории противника, а подготовки к длительной и тяжелой войне не велось. Понятно, что возникновение подобных мифов обусловлено, прежде всего, отсутствием достоверной информации.

В последние годы значительная часть важных архивных документов была рассекречена, и появилась возможность представить тот «образ будущей войны», каким его видело советское руководство и исходя из которого на самом деле шло строительство вооруженных сил, определялись перспективы развития народного хозяйства. Анализ архивных материалов позволяет определить конкретные направления комплексной и всесторонней подготовки страны к длительной и тяжелой войне.

Автор, анализируя фактический материал, показывает лишь часть той огромной работы, которая проводилась в предвоенные годы для подготовки страны к суровым испытаниям. Каждый город, каждый завод, каждое учреждение готовились к войне, их мобилизационные планы, наряду с мобилизационными планами воинских частей и соединений, являлись составной частью общей мобилизационной подготовки страны. В ее основе лежал системный подход — страна рассматривалась, как единый организм, который должен развивать максимальные военные усилия на фронте и одновременно сохранять социально-политическую и экономическую устойчивость. Книга помогает не только лучше понять события Великой Отечественной войны, но и увидеть новые грани многих процессов, развивавшихся в нашей стране в те годы.






В 1927 г. в методику составления эвакуационного плана были внесены изменения с учетом следующих предложений Штаба РККА:

— разрабатывать план вывоза из 1-й[143] зоны западной приграничной полосы в порядке эвакуации и из 2-й зоны в порядке разгрузки, руководствуясь новым постановлением СТО о зонах и корректированными заявками наркоматов по состоянию на 1 октября 1926 г.;

— разработать план вывоза из городов Ленинграда и Киева;

— всем наркоматам собрать сведения по вывозу из 2-й зоны в порядке эвакуации и 3-й зоны в порядке разгрузки. Соответствующие заявки наркоматы обязаны были предоставить в НКПС к 15 мая 1927 г. Для этих зон должен был составляться ориентировочный план вывоза на случай неблагоприятного хода боевых действий.

На основании корректированных заявок наркоматов НКПС разработал план вывоза из 1-й зоны в порядке эвакуации и из 2-й зоны в порядке разгрузки. Этому плану, утвержденному ЦММК 3 марта 1927 г., было присвоено наименование «План эвакоперевозок 1927 года». Он был увязан с заданием на воинские перевозки, согласно новому мобилизационному плану Красной Армии 5-з 1926 г.

Для вывоза ценного имущества и людского контингента по «Плану эвакоперевозок 1927 года» предоставлялось 15 783 вагона. В случаях, когда погрузочные платформы могли быть заняты под погрузку и выгрузку войск, обеспечивалось заполнение этих вагонов непосредственно с земли. Заявки наркоматов по Северо-Западной области и Белоруссии в ходе составления плана были удовлетворены полностью (необходимые сокращения произведены НКПС по согласованию с заинтересованными наркоматами). На Украине, вследствие массовых воинских перевозок и больших заявок ведомств, объем эвакуации людей и ценных объектов был значительно сокращен. Вывоз мог быть осуществлен только по истечении отведенных на него сроков. Недостаток транспорта объяснялся следующими причинами: слабой работой дорог угрожаемого района в мирное время и, следовательно, их небольшой провозной и пропускной способностью; огромными заявками НКВМ[144] на воинские перевозки, совпадающие со сроками вывоза; физической невозможностью в первые дни мобилизации подогнать из тыла «порожняк» к пунктам погрузки эвакогрузов. Особенно жесткому сокращению подверглись заявки на эвакуацию из Одессы из-за слабой пропускной способности участка Одесса — Помощная и большого числа воинских перевозок. Заявки наркоматов по Одессе были удовлетворены лишь на 25 %[145].

Эвакогрузы из угрожаемых зон по плану 1927 г. направлялись на выбранные наркоматами места. Относительно разгрузочной способности станций в пунктах, намеченных под базы эвакуации, проблем не возникало. Отдельный план эвакуационных баз для плана 1927 г. не разрабатывался[146].

Согласно «Правилам о порядке финансирования учреждений на нужды вывоза», утвержденным СТО 22 июня 1925 г., на НКФин[147] была возложена обязанность разрабатывать смету на нужды вывоза. По плану 1926 г., как и по плану 1927 г., такая смета отсутствовала[148].

После утверждения эвакуационного плана 1927 г. сразу же началась работа по его корректировке и разработке на его основе нового плана.

2

Эвакуационный план 1928 года

В ходе эвакуационного планирования возникала необходимость отслеживать экономическое развитие угрожаемых районов и баз эвакуации, увязывать план эвакуационных перевозок с военными планами: мобилизационным, графиком воинских перевозок, планом стратегического развертывания. Показатели этих планов не только влияли на общий объем перевозок в начальный период войны, но и уточняли перечень подверженных угрозе оккупации местностей и сроки их эвакуации.

Эвакуационный план 1928 г. разрабатывался на базе нового «Положения о зонах, угрожаемых неприятелем, и срокам их разгрузки и эвакуации», утвержденного СТО 29 апреля 1927 г. По этому положению, границы территорий, которые могли подвергнуться захвату противником, были уточнены по границам соответствующих единиц административного деления Союза. Это давало четкие ориентиры наркоматам для составления своих планов вывоза. До этого границы зон определялись условными линиями, что вызывало целый ряд недоразумений. Теперь приграничная полоса была разделена на сектора, для того чтобы вывоз производился не по всей полосе, а лишь из пределов того сектора, которому будет непосредственно угрожать опасность. Вместо пятидневного срока вывоза для некоторых участков с низкой пропускной способностью железных дорог были введены большие сроки[149].

Согласно постановлению РЗ СТО[150] от 20 августа 1927 г., новый эвакуационный план вводился в действие не позже 1 мая 1928 г.[151]. Его составление было также возложено на Центральный мобилизационный отдел НКПС (ЦМО НКПС), который собирал заявки по эвакуации, поступавшие от ведомств, и координировал их с возможностями транспорта. Для улучшения работ наркоматов по составлению ведомственных планов 1928 г. НКПС, по согласованию со Штабом РККА, создал «Наставление по разработке эвакоплана» и «Образцовый эвакоплан» с приложением образцов всех форм. Агентами НКПС был проведен инструктаж клиентуры по порядку составления эвакопланов[152]. В свою очередь, Мобилизационный отдел НКВД РСФСР (МО НКВД РСФСР) занимался составлением плана баз эвакуации. Разработка плана финансирования эвакуации находилась в ведении НКФина. Взаимное согласование было очень сложным, поскольку не существовало единого органа, оперативно координирующего работу отдельных ведомств.

НКПС, НКВД РСФСР и НКФин основывались на заявках ведомств. Правом самостоятельного представления заявок обладали: ВСНХ, НКВМ, НКТорг[153], НКПС, НКПиТ[154], НКФин, НКВД, НКЗем, НКЗдрав, Госбанк, Центросоюз, Штаб войск ОГПУ, Штаб войск конвойной стражи[155]. Задача по взаимной увязке заявок разных ведомств могла быть решена НКПС только механическим урезанием объема вагонов, необходимых для перевозки людей и грузов. Оценить важность эвакуации предприятия и рациональность выбора места размещения эвакуированных людей и грузов специалисты НКПС просто не могли. На это обращалось внимание уже в ходе составления нового эвакуационного плана. Так, в докладе в РЗ СТО от 22 июля 1927 г. Реввоенсовет указывал на отсутствие увязки ведомственных эвакуационных заявок с точки зрения интересов народного хозяйства. Центральный мобилизационный отдел НКПС, по мнению Реввоенсовета, не был авторитетным арбитром в вопросах целесообразности эвакуации того или иного предприятия или учреждения. РВС отмечал необходимость придавать особое значение рациональному использованию эвакуируемого имущества. В связи с выпадением из производственного процесса значительной группы промышленных предприятий РВС настаивал на немедленном разрешении вопроса о том, в какой степени вывоз должен коснуться фабрик и заводов: эвакуировать ли их оборудование полностью или только важнейшие части[156]. В свою очередь, НКПС предлагал возложить решение этих проблем на Штаб РККА и его местные органы[157]. Вопросы совершенствования системы эвакуационного планирования так и остались на уровне предложений, значительные изменения произошли уже после утверждения эвакуационного плана 1928 г.

Составленный на основе ведомственных заявок план был передан на утверждение РЗ СТО 27 декабря 1927 г. Практически все перевозки по эвакуации осуществлялись железнодорожным транспортом, небольшая доля грузов вывозилась из Одессы по воде с дальнейшей доставкой к эвакобазам по железной дороге. Территория угрожаемых районов разделялась на сектора: Северный, Белорусский, Украинский, Крымский, Северо-Кавказский. Сохранялось деление приграничной полосы на зоны. Эвакуационный план 1928 г. составлялся для 1-й и 2-й зон.

Самым большим по объему вывоза был Украинский сектор (45 % от всех перевозок). Вывоз должен был осуществляться по Юго-западной, Московско-Киевско-Воронежской, Екатерининской, а также Южной железным дорогам. В период навигации часть эвакуационных перевозок из Одессы (10 830 человек и 17 561 т грузов) предусматривалось осуществить водным путем через Николаев, Херсон с последующей перевозкой по железной дороге. Недостаточная обеспеченность транспортом вызвала необходимость серьезно сократить заявки ведомств, был удовлетворен лишь 61 % заявок.

На Белорусский сектор приходилось 22,4 % всех перевозок. Они осуществлялись по Московско-Белорусско-Балтийской и Западной железным дорогам. Заявки ведомств были удовлетворены на 94,3 %.

По Северному сектору (15,7 % от всех перевозок) имелся наибольший процент удовлетворения заявок ведомств — 94,4 %, но вызвано это было не хорошим развитием транспортных коммуникаций, которыми располагал сектор (Мурманская, Октябрьская, Северо-западная железные дороги). Просто в план эвакуации не были включены очень большие по объему перевозки из Ленинграда. Вопрос эвакуации города рассматривался отдельно от общего плана эвакуации приграничной полосы[158].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР"

Книги похожие на "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Мелия

Алексей Мелия - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Мелия - Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР"

Отзывы читателей о книге "Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Владимир18.02.2019, 18:10
    Купил книгу лет 15 назад или около того. Очень доволен. Помимо массы интересных данных по мобилизации и эвакуации промышленных предприятий, автор касается и проблем с политической надежностью руководящих кадров, что приближает нас к пониманию причин так называемых "репрессий". Короче - рекомендую
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.