» » » » Эвальд Ильенков - Право на творчество


Авторские права

Эвальд Ильенков - Право на творчество

Здесь можно скачать бесплатно "Эвальд Ильенков - Право на творчество" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Огни Алатау, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Право на творчество
Издательство:
Огни Алатау
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Право на творчество"

Описание и краткое содержание "Право на творчество" читать бесплатно онлайн.



Ильенков Э.В.

«Огни Алатау», 15 ноября 1977






— Эвальд Васильевич, а нельзя ли сказать, что процесс становления личности ребят — взаимное обогащение и воспитание таланта, я имею виду педагога?

— Конечно, конечно. Воспитателя тоже нужно воспитывать, как говорил Карл Маркс. И Мещеряков, и я, и многие другие на этом процессе формирования слепоглухих научились очень и очень многому. Я это почитаю за величайшее счастье, потому что мне как философу работа с ребятами дала бесконечно больше, чем я им мог дать. Я другими глазами сумел прочитать многие вещи у Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, у Маркса.

В частности, большущая проблема философская «Что такое мышление, как способность человеческая?». Задайте такой, казалось бы, простой вопрос любому встречному-поперечному, даже академику философии и психологии… И я до знакомства с ними затруднился бы на него ответить. После этой работы — у меня основанное на фактах убеждение: это умение человеческого тела поступать и действовать с телами внешнего мира сообразно их собственной логике. Мыслящим существом каждый ребятенок, а не только слепоглухой, становится там, где он научается умно обращаться с предметами, созданными человеком для человека — ложка, тарелка, игрушка, одеяло и прочее. Когда он в этом мире осваивается и начинает действовать в нем по-человечески, он и обретает то, что мы называем человеческим мышлением, умом.

— Вот вы говорите, рождение таланта. Но ведь у слепоглухих, воспитанных, казалось бы, в одних и тех же условиях, сложился особый склад ума, своя творческая направленность?

— Ни у слепых, ни у зрячих никогда вы не обнаружите одинаковой системы микроусловий, формирующих личность. Часто задают такой вопрос: вот у меня детишки близнецы, в одной семье росли, а такие разные. Но дело в том, что у маленького ребенка, в отличие от нас с вами, нет критерия для отличения важного от неважного. Здесь имеет значение даже, в каком месте комнаты стоят их кроватки по отношению к солнечному свету.

Западногерманские психологи провели недавно такой эксперимент: наблюдение за близнецами, для которых попытались создать максимально тождественные условия. Реакции близнецов на одни и те же вещи до поры до времени были тождественными. А потом вдруг — резкое расхождение. В чем дело? Оказывается, накануне одного ребенка ласково погладили по голове, а другого наградили шлепком.

— Если роль случайностей так велика, то проблема формирования способностей еще больше затрудняется.

— Случайность надо включить в понимание необходимости. Различия, объяснимые за счет случайности, всегда останутся. Но формирование таких общих способностей, как умение мыслить, умение понимать красоту и по-доброму относиться к людям, зависит уже не от случая, а от системы воспитания. Не в том ведь задача, чтобы у колыбели уже определить — какие способности у младенца формировать, музыкальные или философские. Задача в том, чтобы сделать из него умного, доброго, понимающего красоту человека. Проблема всестороннего развития личности в том и состоит: все эти способности, универсальные свойства — ум, чувство красоты и воображение, доброта должны быть у всех.

Коммунистическое преобразование общественных отношений и есть создание таких социальных условий, такой системы воспитания и образования, при которой каждый ребенок вырастет прежде всего человеком, а не слесарем, токарем или философом.

— Значит универсальность, всесторонность развития вы понимаете не как возможность смены форм деятельности, овладения многими специальностями?

— Нет, конечно. Всеми специальностями не овладеешь. Но способности мыслить, понимать красоту, быть добрым — это в каждой личности общество обязано развить. И если человек будет таким всесторонне развитым, то обязательно даст свои побеги талант, расцветет творческая индивидуальность. Талант ведь не отклонение от нормы, а, напротив, высшая фаза развития личности и в этом смысле норма.

— Но мы знаем, что ум и нравственность часто развиваются в ущерб друг другу. Талантливый человек может быть бесчестным, беспринципным. Моральная неразборчивость, нравственное уродство накладывают гримасу и на его талант.

— Да, действительно, примеров можно привести здесь немало. Способность очень ловко ориентироваться в ситуациях, извлекая для себя максимальную выгоду и бесцеремонно попирая интересы других, — страшная вещь. Но такая же печальная картина, когда человек и добрый, и нравственный, но теоретически неграмотный, не умеющий доброту свою отдать на пользу людям. Кто лучше — князь Мышкин у Достоевского, трогающий возвышенной, но беспомощной добротой, или Смердяков, который все делал умно, расчетливо, точно, но дошел до такой степени отвращения к самому себе, что повесился? Оба плохи. Одностороннее развитие человека — будь то трезвый, но безнравственный ум или безрассудная, бездумная доброта — таит в себе опасность. Как же воспитывать людей, чтобы из них не получалось ни жертвенного агнца, доброта коего зачастую используется во имя зла, ни расчетливого, умелого подлеца, для коего нравственность — только звук пустой?

— Но ведь в случае подобной расчетливости результат может быть удачным?

— Вот-вот. Буржуазное общество, буржуазная культура на этом и построены: добейся успеха, во что бы то ни стало, за счет другого, за счет его унижения, подавления. Так было всегда, во всех антагонистических формациях. Именно это мы и преодолеваем.

— Говоря о всестороннем развитии, вы упомянули и формирование способности к красоте, эстетического восприятия мира.

— В воспитании маленького человека с самого начала должен участвовать не только умный, но и понимающий искусство наставник. Искусство формирует не просто способность понимать другие произведения искусства же, а универсальную человеческую чувственность, умение видеть и воспринимать мир развитыми глазами всего человечества, всей культуры. А такая способность имеет значение во всех без исключения сферах деятельности.

— Многие склоняются к тому, что лучше быть в наш век «физиком», чем «лириком».

— Такая установка прямо нацелена на то, что нравственность и искусство — это все болтовня. Надо, де, [растить] расчетливого человека, не теряющего дорогих минут на пустые сантименты. Такая позиция исходит из механистического взгляда на ум, непонимание того, что настоящий большой интеллект связан с одинаково высоким развитием нравственного чувства и с умением воспринимать настоящую красоту. Подлинный разум всегда нравственен, всегда основывается на подлинной человеческой чувственности.

Поэтому наивны и беспомощны претензии иных толкователей достижений кибернетики на создание искусственного интеллекта, неизмеримо превосходящего человеческие способности. Об умении ЭВМ мыслить можно говорить лишь в определенном, условном смысле.

Важно понять, что универсальные способности — мышления, восприятия красоты и добра связаны не просто внешне, а глубоко, внутренне определяют друг друга. Если односторонне вооружить человека мышлением по всем канонам математической логики, но не побудить его задуматься над различием добра и зла, он будет обладать ущербным умом. То же можно сказать о развитии нравственных и эстетических способностей. Только гармония ума, добра и красоты создает всестороннего, целостного человека. Это возможно только при коммунистической организации системы человеческих отношений. И лишь тот, наверное, кто достигнет в своем развитии нормы, т. е. фазы таланта, может быть истинно счастливым. А что такое счастье? Чтобы с каждой минутой, каждым часом, каждым годом расширять и расширять свой кругозор, свое общение с природой, с другими людьми. Чтобы мир становился для тебя все богаче и интереснее…

Мы вступили в эпоху постепенного перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические. Наше завтра начинается сейчас, сегодня. Каждый из нас может и должен осуществить право на выбор профессии, на труд по призванию. Право на самоутверждение, творчество.

Интервью вела кандидат философских наук Г. СОЛОВЬЕВА


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Право на творчество"

Книги похожие на "Право на творчество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эвальд Ильенков

Эвальд Ильенков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эвальд Ильенков - Право на творчество"

Отзывы читателей о книге "Право на творчество", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.