» » » » В Степин - Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M


Авторские права

В Степин - Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M

Здесь можно скачать бесплатно "В Степин - Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство МЫСЛЬ, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M
Автор:
Издательство:
МЫСЛЬ
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-2-244-01115-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M"

Описание и краткое содержание "Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M" читать бесплатно онлайн.



Новая философская энциклопедия дает обзор мировой философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических традиций, школ, имен, обобщает достижения российских и зарубежных философских исследований за последние десятилетия, является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий. Энциклопедия содержит около пяти тысяч статей, авторами которых являются более четырехсот известных ученых - специалистов в различных областях философии.

При подготовке данного издания внесены некоторые уточнения и дополнения. В частности, в первом томе помещена статья, посвященная 80-летию Института философии РАН в четвертом - именной указатель по всем томам.






ЛОМОНОСОВМихаил Васильевич [8(19) ноября 1711, дер. Мишанинская Архангельской губ. — 4(15) апреля 1765, Петербург] — русский естествоиспытатель, философ, историк, лингвист, поэт. Сын крестьянина-помора. В детские и юные годы вместе с отцом ходил на морской промысел — к Соловкам, Мурманскому побережью и даже к Шпицбергену и Новой Земле. К 11—12 годам освоил грамоту, затем арифметику и грамматику. В возрасте 19 лет Ломоносов покинул родные места и отправился в Москву, мечтая получить такое образование, которое позволило бы ему заниматься наукой. В январе 1731 прибыл в Москву и, выдав себя за дворянина из Холмогор, был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. В 1734 признался в обмане, но в академии был оставлен, т. к. делал большие успехи в учебе. Ломоносов основательно изучил древние языки, в частности латынь — универсальный научный язык того времени. В 1734—35 обучался в Киево-Могилянской академии, надеясь усовершенствоваться в физике, математике и философии, но, недовольный постановкой там этих предметов, вернулся на прежнее место. В числе наиболее одаренных и отличившихся воспитанников Славяно-греко-латинской академии в начале 1736 продолжил образование в Петербургской Академии наук. Получив право на заграничную стажировку, в ноябре 1736 приехал в Германию. В Марбургском университете занимался естественными науками и философией под руководством X. Вольфа, которого ценил как разностороннего исследователя и хорошего педагога, но расходился с ним уже тогда по некоторым принципиальным вопросам. В 1741 возвратился в Россию и с этого времени начал заниматься научной работой в Петербургской Академии наук; с 1742 адъюнкт академии, с 1745 профессор и академик (первый в России академик, русский по происхождению). В 1755 им основан Московский университет (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И. И. Шувалова). Ломоносов — ученый-энциклопедист, совершивший ряд выдающихся открытий в различных отраслях знаний; его творческая деятельность связана с химией, физикой, геологией, астрономией, другими фундаментальными и прикладными естественными науками, а также с некоторыми науками гуманитарного профиля. Установленный Ломоносовым закон сохранения вещества и движения имеет кардинальное значение не только для конкретных наук, но и для научного мировоззрения. Вопросы мироздания Ломоносов излагал помимо научных сочинений также в стихах, стремясь сделать достижения естествознания достоянием читающей публики. В русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения в глубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для исследовательского поиска, не давая в то же время формальных поводов для обвинений в безбожии. Ломоносов — деист материалистического толка. В работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» писал о том, что «первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться извечно». Для обеспечения научной деятельности Ломоносов использовал также теории предметного разграничения науки и религии и двойственной истины. Он доказывал, что у науки свой объект изучения, она имеет собственное содержание, отличное от религиозного. В противоположность господствовавшей геоцентрической системе мира отстаивал, развивал и пропагандировал гелиоцентрическую систему и учение о множестве населенных миров. В противоречии с представлениями о том, что сотворенный мир существует в неизменном виде, Ломоносов показал, что Земля, ее поверхность и обитатели претерпели существенные изменения. Его эволюционные идеи, опиравшиеся на материалы истории, свидетельства географов древности, данные палеонтологии и т. п., были изложены в работе «О слоях земных». Картине мира, сохранявшей в его время статичность, он сумел придать известный динамизм. Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 — 11. М.—Л., 1950—83; Избр. философ, произв. М, 1950. Лит.: М. ВЛомоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М—Л., 1962; Вавилов С. И. М.ВЛомоносов. М., 1961; Уткина Н. Ф. М. В. Ломоносов. М., 1986; Павлова Г. Е., Федоров А. С. М. В. Ломоносов. М., 1988. А. Д. Сухов

ЛОНГИН(Cassius Longinus, Aoyyivoc) (210-273) - глава платоновской кафедры в Афинах (Академии) ок. 250—267. Потомок ритора Фронтона. Много путешествовал; вероятно, в Александрии учился у Аммония и Оригена (соответственно учителя и соученика Плотина), а также изучал философию в Афинах. Учившийся у Лонгина Порфирий обязан ему своей разносторонней ученостью. В 267/68 отправился по приглашению царицы Зенобии (Зейнаб) в Пальмиру, где был придворным преподавателем философии; после поражения Зенобии, которую Лонгин поддерживал в ее стремлении к политической автономии, был казнен императором Аврелианом. Автор комментариев к Гомеру, а также сочинения «Был ли Гомер философом». Сохранились фрагменты его учебника риторики. Занятия Платоном также, по-видимому, сводились к толкованию его языка и стиля. Плотин сказал о нем: «Филолог, но никак не философ» (Porph. V. Plot. 14,19—20); Порфирий называл его самым серьезным современным критиком (Ibid. 20, 1—2); Прокл сохранил ряд толкований Лонгина к введению «Тимея» (In Tim. I 14. 7—12; 322. 24 Diehl). Очевидно, от Лонгина Порфирий усвоил учение о том, что идеи (парадигмы) находятся вне ума. Получив от Амелия список сочинений Плотина, Лонгин не понял их; написал сочинение «Против Плотина и Амелия Гентилиана, О цели» (Ibid. 20, 14—15), в предисловии к которому (воспроизведенному Порфирием в V. PI. 20, 17—104) дает интересный очерк современного состояния философии. Остается спорным вопрос о принадлежности Лонгину сочинения «О возвышенном».

450

ЛОПУХИН фраш.: 'Рт|тор1кт| xe/уц in: Spengel L., Rhetores Graeci, Bd. 1,2 Aufl. Lpz., 1894. p. 179-207. Лит.: Brisson L. Aoyyivoc —Longin. — Porphyre. Vie de Plotin, vol. 1. P, 1982. Ю. А. Шичалин

ЛОНЕРГАН(Loneigan) Бернард (1904—84) — канадский философ и теолог, представитель трансцендентального неотомизма. Преподавал теологию в Грегорианском универси- тетете в Риме, ряде католических учебных заведении США и Канады. Воззрения Лонергана связаны с попыткой рефлексивного осмысления многообразия расширяющегося поля человеческого опыта на основе анализа феномена озарения — инсайта. В своих построениях он опирается на философию Канта и Ж. Марешаля, взгляды Кассирера, идеи экзистенциализма, Фрейда, Юнга, Тойнби, а также на теоретические осмысления достижений классической и постклассической науки. Озарение Лонерган рассматривает как априорный и синтетический процесс, позволяющий подняться над сферой эмпирически данного и расширяющий горизонт человеческого знания. Озарение противоположно механизму кантов- ского схематизма воображения, ибо позволяет проникнуть в ткань сущего, ведет к постижению бытия. Лонерган предлагает собственную интерпретацию роли озарения в кумулятивном развитии математики и естествознания, в искусстве и практической деятельности. Поднимаясь над миром индивидуальных вещей, человеческое знание в финальной инстанции устремлено к тотальности бытия. Любое суждение человека о мире, по Лонергану, связано с утверждением бытия, а знание в целом устремлено к постижению его целостности. Понятие бытия первично по отношению ко всем концепциям и возвышается над ними, задает динамику познавательного процесса. Отсюда Лонерган выводит необходимость существования метафизического знания, которое должно учитывать реалии культуры, науки и здравого смысла. Метафизика ориентирована на постижение бытия как такового, и в ее свете вырисовывается также универсальная этическая перспектива, которая может по-разному расшифровываться в несхожих культурных контекстах. Тяготение человека к сфере трансцендентного ведет к гармоничному сочетанию знания и веры. Соч.: Insight: A Study of Human Understanding. L., 1957; Method in Theology. N.Y., 1972. Б. Л. Губман

ЛОПАТИНЛев Михайлович [1(13) июня 1855, Москва — 8(21) марта 1920, там же] — русский философ и психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета ( 1879). Магистр ( 1886) и доктор ( 1891 ) философии. Профессор Московского университета по кафедре философии (с 1892). С1896 один из редакторов, в 1905— 18 единственный редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Председатель Московского психологического общества (1899-1918). Философское учение Лопатина — «система конкретного спиритуализма». Поскольку «мировое целое» может быть объяснено только средствами метафизики, необходимы (вопреки эмпиризму и материализму) трансцендентные непосредственному сознанию и индивидуальному опыту допущения: о реальности нашего собственного «я», реальности чужого одушевления, независимого от нас физического мира, о внутренней связи во всем существующем, независимой от нашей мысли и субъективного сознания, о присутствии в природе универсальных законов. Такие допущения позволяют достичь познания истинного бытия, утвердиться в нравственном характере миропорядка и сформулировать представления о нравственности и смысле человеческой жизни. Их логическое обоснование дает рациональная онтология, исходящая из показаний чистого опыта и безотчетной веры. Познание истинного бытия опирается на непосредственные переживания нашего внутреннего «я», ибо дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Универсальные признаки субъекта и мира — единство и самоопределение, т. е. свобода и творческий характер всех процессов. Абсолютное начало мира — творческий разум, производящий свободные субстанции (силы); каждая из них — «деятельная основа собственных проявлений», имманентное своим явлениям сверхвременное бытие. Соч.: Положительные задачи философии, ч. 1—2. М, 1886—91; Философские характеристики и речи. М, 1911; 1995; Аксиомы философии. М., 1996. Лит.: Рубинштейн М. М. Очерк конкретного спиритуализма Л. М. Лопатина. — «Логос», 1911 — 12, кн. 2—3; Огнев А. Я. Лев Михайлович Лопатин. Пг, 1922. И. В. Борисова


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M"

Книги похожие на "Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Степин

В Степин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Степин - Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M"

Отзывы читателей о книге "Новая философская энциклопедия. Том второй Е—M", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.