» » » » Жан-Франсуа Бретон - Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э.


Авторские права

Жан-Франсуа Бретон - Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э.

Здесь можно скачать бесплатно "Жан-Франсуа Бретон - Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Молодая гвардия, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан-Франсуа Бретон - Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э.
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э.
Издательство:
Молодая гвардия
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-235-02571-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э."

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э." читать бесплатно онлайн.



Одна ли это и та же страна — таинственная библейская «Шеба» (араб. «Саба»), из неизведанной глубины которой ко двору царя Соломона является царица Савская с дарами — целым караваном верблюдов, груженных благовониями, золотом и драгоценными камнями, и «Аравия Счастливая», которую при Августе пытались добыть мечом римские легионы? Но между «веком Соломона» и «веком Августа» пролегло, без малого, тысячелетие…

Археологические раскопки на территории Йемена, одновременно произведенные экспедициями из разных стран в последней трети прошлого века, рассеяли все сомнения и позволили заполнить тысячелетний «пробел» в истории. Из-под земли навстречу белому свету вышла целая цивилизация.

Ей и посвящен увлекательный рассказ руководителя французских археологов Ж.-Ф. Бретона.






Перестановки внутри племен были, кажется, довольно заурядным явлением, но на пороге нашей эры они производились не в пользу Сабы. Нынешняя историография приводит тому три причины. Это прежде всего давление кочевых племен на границы сабейского домена. Это, далее, римская военная экспедиция 26–25 годов до н. э., проложившая себе путь вплоть до стен Ма'риба. И, наконец, это — рост могущества Хадрамаута. Некоторые историки полагают, что равнодействующая этих трех факторов толкала теснимую с востока Сабу в объятия Химьяра, ее покровителя. Химьяр, очевидно, верховенствует, а Саба' находится в зависимом от него положении. И вот тогда-то химьяритские властители пытаются присвоить себе царский титул. Отныне цари «Сабы и зу-Райдана» председательствуют и предстоят на церемониях, посвященных юбилейным праздникам по случаю заключения пактов единения, на церемониях, которые развертываются в святилищах Джебеля ал-Лавза. Они возрождают угасшую было традицию таких церемоний — себе, разумеется, на пользу.

Что касается Ма'риба, он также теряет привилегию быть единственной столицей: Сана приобретает равный с ним статус. Во второй столице возводится и царский дворец Тумдан, великолепие которого должно соперничать со старым замком Салхин в Ма'рибе и который так воспевается йеменскими поэтами:

Вот гордый Гумдан, изливающий бальзам на страждущие сердца; высотой в двадцать этажей, он вздымается до самого верхнего неба, а вершину его окружает белый тюрбан из облаков. Его плащ — из мрамора, пояс — из алебастра, его парча — из оникса. Нужно видеть его медную крышу с орлами и львами по углам! Его сокровище — водяные часы (клепсидра), отсчитывающие время и дня, и ночи{10}.

Прибытие кочевников

Арабоязычные, обычно называемые «арабами», расселяются вдоль естественных рубежей южноаравийских государств и поддерживают с этими государствами разнообразные отношения по разным поводам и проблемам — пастушества, земледелия, вождения караванов и т. д. Привлекаемые процветанием оазисов и богатством городов, они мало-помалу пытаются проникнуть в ареалы оседлости.

Самые древние тексты (VI век до н. э.) определяют арабов как пастухов и кочевников: именно этот образ жизни отличает их от оседлых обитателей орошаемых земель{11}. Пока они держатся в стороне от городской жизни, гражданской или религиозной, в них не усматривают какой-либо опасности. Южные аравитяне не делают никакого различия между «кочевниками» и «арабами», так как последние — пастухи прежде всего. А среди арабов, с которыми Саба' связана более или менее регулярными отношениями выделяются лишь два племени: Наджран и Амир. Стоит вспомнить походы Кариб'иля Ватара против племен Муха'мир и Наджран. В ходе этих двух экспедиций у противников Сабы было отогнано огромное число верблюдов и голов крупного рогатого скота. Несмотря на одержанные победы, один из преемников Кариб'иля должен был предпринять новые походы против тех же двух племен, особенно непокорных{12}. Едва завязавшиеся связи между южноаравийскими государствами и их северными соседями оборачиваются, стало быть, конфликтом.

Долина Джауфа, в силу своей географической смежности, всегда поддерживала особенно тесные отношения с этими северо-западными племенами. Со II века до н. э. члены последних начинают оседать в долине. Расположенные на самом краю долины города 'Иннаба и Ма'ин должны бы быть затронуты этим приливом в первую очередь, однако археологи пока не обнаружили никаких его следов. Таковые впервые найдены, как это ни странно, в городе Харам, который весьма удален от приграничной зоны. Большое святилище, посвященное Матабнатайну, переходит к культу Халфана и даже меняет свое название: оно отныне именуется «Арасат»{13}. По-видимому, прежнее население города оказалось вытесненным, по крайней мере частично, многочисленными пришельцами, которые не знали местного языка (мазабиесского), а говорили на смеси арабского с сабейским. Пришедшие арабы принесли с собой, помимо прочего, и свои божества, Халфана и зу-Самави, которые изгнали старых богов. Наконец, они заменили царя племенной ассамблеей. Изменение представляется тотальным, традиции кочевников во всех областях общественной жизни одерживают верх над обычаями оседлого народа. Арабы, продолжая свое постепенное продвижение вверх по долине Джауфа, обосновались немного позднее в Каминаху (Камна), в Нашшане (аль-Байда) и в Манхийате (Хизмат Абу Савр). Такое проникновение протекало не всегда гладко, иногда вызывая сопротивление местного населения, принимавшее вооруженный характер; впрочем, столкновения носили характер, скорее всего, стычек, а не кровопролитных битв{14}. В области Ма'риба арабы завязывают все более прочные связи с сабейцами. Они даже, как кажется, располагают в столице своим собственным святилищем, которое отведено исключительно им. В катабанитских районах, заключенных между Байханом и Дурой, некоторые признаки указывают на медленное просачивание кочевников. Обнаруженная в Тамне бронзовая доска содержит посвящение катабанитов, обращенное к зу-Самави, божеству арабского племени Амир, в котором они благодарят бога за спасение верблюда (изображение чудом спасенного животного прилагается к тексту): племена старожилов объединяются с новоселами в рамках отправления одного и того же культа{15}. Наконец, археологи приписывают этим иммигрантам строительство маленьких домиков, расположенных в форме короны: их керамика восходит, вероятно, к I веку до Р.Х. — I веку после Р.Х.

Как это ни странно, прибытие инородцев продолжает ощущаться и поныне в некоторых долинах Йемена. В вади Марха окрестности городка Хаджар Йахирр, бывшего в далеком прошлом столицей Авсан, до 1975 года оставались полностью безлюдными — всего лишь один колодец орошал один плодовый сад, около Зат-аль-Джар. Мало-помалу здесь оседают бедуины. Они разбивают палатки, вокруг которых бродят их козы и верблюды. Постепенно между палатками возникают ограждения из колючей проволоки, а сами они преобразуются в хижины, кое-как сооруженные из различных материалов — веток, досок и шифера. За десятилетие вырыта дюжина колодцев, владельцы которых принимаются за выращивание люцерны и овощей. Заключительный этап оседания ознаменован возведением глинобитных домов и появлением торговых лавок. Это освоение местности, пусть и пустынной, не могло обойтись — и не обошлось — без трений с соседними племенами.

Просачиваясь вверх по долинам, арабы достигли в конце концов и Высоких Земель. В I веке н. э. два больших местных племени Хашид и Йусрам, чья территория простирается к северу от Саны, почувствовали давление на ее границы. Волна иммиграции, принимая все более широкий размах, грозила захлестнуть Сабейское государство со всех сторон. Умножаются столкновения между арабами и южными аравитянами. Имеют место и некоторые успешные попытки поиска компромисса. Так, один из сабейских царей набирает вспомогательные войска среди арабов-бедуинов, а также арабских племен, осевших в Джауфе. Во II веке противостояния приобретают повсеместный и постоянный характер, причем отдельные их эпизоды далеко не всегда оканчиваются в пользу южных аравитян. Правда, некоторые южноаравийские государства придерживаются более гибкой стратегии — вербуют или рекрутируют арабов в свои войска, формируя из кочевников особые части, подобные входившим в римскую армию знаменитым конным «пальмирским лучникам»; другие, кроме того, находят применение арабским конным отрядам и во внутренних междоусобицах. Так или иначе, пусть и окольными путями, арабы постепенно входят в южноаравийское общество, приобщаясь к его обычаям и нравам.

Римская армия в Южной Аравии

Поход римского экспедиционного корпуса в Южную Аравию (26–25 годы до н. э.) был предпринят в весьма сложной политической обстановке. Император Август после победы при Акциуме (31 год до н. э.), сделавшей его господином Египта, вознамерился распространить власть Рима на весь бассейн Красного моря, а заодно и разведать раскинувшуюся по его восточному побережью страну до крайних ее пределов. Проект исследования «Аравии Счастливой» преследовал, вероятно, и цель более отдаленную — положить конец той монополии в торговле благовониями, которая так обогащала аравитян. Август набрал два легиона общей численностью в 10 тысяч да еще присоединил к ним римские контингенты из Иудеи и Набатеи. Корпус был поставлен под начало Элия Галла, префекта Египта.

В 26 году корпус на судах пересекает Красное море и высаживается в Леуке Коме (ныне это либо Карна, либо Ваджх), расположенную в трехстах километрах к югу от Петры{16}. Там армия Галла, измотанная морским переходом, отдыхает и пополняет свои запасы в течение всего лета, всей осени и почти всей зимы. В конце зимы 25 года она, направившись к югу, проходит Ясриб (Медину), затем через окрестности Мекии и шесть месяцев спустя достигает рубежей «Аравии счастливой». Последуем теперь за Страбоном, который подробно рассказывает о дальнейших событиях:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э."

Книги похожие на "Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан-Франсуа Бретон

Жан-Франсуа Бретон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан-Франсуа Бретон - Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э."

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.