» » » » Элизе Реклю - Эволюция, Революция и идеалы Анархизма


Авторские права

Элизе Реклю - Эволюция, Революция и идеалы Анархизма

Здесь можно скачать бесплатно "Элизе Реклю - Эволюция, Революция и идеалы Анархизма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ» aka URSS, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Элизе Реклю - Эволюция, Революция и идеалы Анархизма
Рейтинг:
Название:
Эволюция, Революция и идеалы Анархизма
Автор:
Издательство:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ» aka URSS
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-397-00273-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эволюция, Революция и идеалы Анархизма"

Описание и краткое содержание "Эволюция, Революция и идеалы Анархизма" читать бесплатно онлайн.



В настоящей книге, автор которой — известный французский ученый-географ, политический деятель и теоретик анархизма Э. Реклю, рассматриваются понятия «эволюция» и «революция» как две последовательные стадии процесса общественного развития. Автор подчеркивает неразрывное единство эволюции и революции в деле социального освобождения человечества.

Рекомендуется историкам, философам, политологам, а также всем, кто интересуется историей социально-политических учений.






Республиканцы стараются же декретомъ осчастливить народъ, а свое собственное существованіе они охраняютъ полицейской силой! Такъ какъ власть есть ничто иное какъ насиліе, то ихъ первая забота по достиженіи власти заключается въ томъ, чтобы упрочить всѣ тѣ учрежденія, посредствомъ которыхъ они управляютъ обществомъ. Быть можетъ у нихъ хватитъ даже смѣлости воспользоваться и научными выводами для обновленія старыхъ учрежденій съ тѣмъ, чтобы сдѣлать ихъ болѣе приспособленными. Такъ въ армію вводится употребленіе новыхъ разрушительныхъ орудій, бездымнаго пороха, усовершенствованныхъ вращающихся пушекъ т. е. всевозможныхъ изобрѣтеній, служащихъ для болѣе быстраго и вѣрнаго истребленія. Такъ въ полиціи примѣняется антропометрія, посредствомъ которой всю Францію можно обратить въ одну громадную тюрьму. Начинаютъ измѣрять черепа настоящихъ или предполагаемыхъ преступниковъ, затѣмъ будутъ измѣрять подозрительныхъ, а въ концѣ концовъ придется всѣмъ подчиниться этой унизительной процедурѣ. «Полиція и наука протянули другъ другу братскія объятія», сказалъ бы псалмопѣвецъ.

Такимъ образомъ ничего хорошаго не можетъ намъ дать ни республика, ни республиканцы «выскочки», т. е. тѣ, которые стоятъ у кормила ея правленія; и было бы безуміемъ ждать чего нибудь съ этой стороны.

Классъ имущихъ и стоящихъ у власти фатально долженъ быть врагомъ всякаго прогресса. А двигателемъ современной мысли, умственнаго и нравственнаго прогресса является та часть общества, которая трудится, страдаетъ и угнетаема. Это она осуществляетъ свои собственныя идеи, и шагъ за шагомъ толкаетъ впередъ общество, движеніе котораго консерваторы пытаются безпрестанно остановить, задержать или свернуть съ прямого пути.

Но скажутъ: соціалисты, эти друзья эволюціи, эти революціонеры, неужели они тоже могутъ измѣнить своему дѣлу и мы увидимъ ихъ идущими по пути регресса, когда они достигнутъ наконецъ власти? Безъ сомнѣнія. Соціалисты, сдѣлавшись хозяевами положенія, будутъ поступать и поступаютъ уже также, какъ ихъ предшественники, республиканцы; законы исторіи не могутъ измѣниться въ ихъ пользу. Когда въ ихъ рукахъ будетъ сила и даже до момента ихъ полнаго обладанія ею они, конечно, воспользуются своимъ преимуществомъ, хотя бы и воображая, что употребляютъ его для уничтоженія препятствій, стоящихъ на ихъ пути. Міръ полонъ наивныхъ честолюбцевъ, воображающихъ, что они призваны измѣнить общество, благодаря своимъ удивительнымъ способностямъ управлять имъ; но когда они достигаютъ вершинъ власти и становятся однимъ изъ рычаговъ правительственнаго механизма, они начинаютъ понимать, что ихъ собственныя стремленія не имѣютъ никакого вліянія на дѣйствительную власть, т. е. на тотъ сложный механизмъ власти, которымъ имъ приходится управлять и ихъ усилія и благородныя стремленія парализуются индиферентностью и оппозиціей окружающей ихъ среды. Тогда имъ не остается ничего другого, какъ слѣдовать по избитому пути всѣхъ стоящихъ у власти, т. е. воспользоваться своимъ положеніемъ, чтобы обогащаться самимъ и раздавать мѣста своимъ друзьямъ.

Конечно, говорятъ намъ фанатики соціалисты, миражъ власти и обладаніе ею могутъ быть очень опасны для людей, воодушевленныхъ только благими пожеланіями; но она не можетъ представлять опасности для тѣхъ, которые руководятся тщательно выработанной совмѣстно съ товарищами программой, которые сумѣютъ призвать ихъ къ порядку въ случаѣ злоупотребленія или измѣны. Эти программы дѣйствительно тщательно выработаны, закрѣплены подписями и печатью, ихъ публикуютъ въ тысячахъ экземпляровъ, наклеиваютъ на стѣны и двери общественныхъ собраній и каждый кандидатъ знаетъ ихъ наизусть. Казалось бы, что это — достаточныя гарантіи! Однако, смыслъ этихъ тщательно взвѣшенныхъ выраженій мѣняется изъ года въ годъ, сообразно личнымъ видамъ и условіямъ ихъ примѣненія; каждый понимаетъ ихъ по своему, а когда цѣлая партія начинаетъ понимать вещи иначе, чѣмъ прежде, то самыя опредѣленныя заявленія принимаютъ лишь символическій характеръ и въ концѣ концовъ превращаются въ простые историческіе документы или даже въ звуки, до смысла которыхъ трудно доискаться.

И въ самомъ дѣлѣ тѣ, которые хотятъ завладѣть общественными должностями, должны употреблять и соотвѣтствующія средства. Въ республиканскихъ странахъ съ всеобщей подачей голосовъ, они будутъ заискивать у толпы, у большинства, они сведутъ знакомство и будутъ оказывать протекцію виноторговцу, искать популярности въ кабакахъ, заискивать у лицъ, которыя будутъ голосовать за нихъ, кто бы они ни были, принося въ жертву все и сохраняя только внѣшній видъ защитниковъ интересовъ толпы, они протянутъ руки врагамъ общаго дѣла и заразятъ ядомъ лжи весь правительственный организмъ. Въ монархическихъ странахъ нѣкоторые соціалисты будутъ относиться индифферентно къ образу правленія, даже обратятся сами къ царскимъ министрамъ, разсчитывая на ихъ помощь для тѣхъ соціальныхъ преобразованій, которыя они имѣютъ въ виду, какъ будто есть какая нибудь логическая возможность согласовать самодержавіе и братскую солидарность людей. Но нетерпѣніе этихъ дѣятелей мѣшаетъ имъ видѣть истинныя препятствія и они легкомысленно воображаютъ, что ихъ вѣра въ состояніи будетъ сдвинуть горы. Лассаль мечталъ воспользоваться союзомъ Бисмарка для переустройства міра, другіе обращаются къ Римскому папѣ и требуютъ, чтобы онъ сталъ во главѣ униженныхъ и нуждающихся, а когда претенціозный императоръ Вильгельмъ пригласилъ къ столу нѣсколькихъ извѣстныхъ соціологовъ и филантроповъ, то нашлись люди, которые говорили, что великій день соціальнаго переворота уже недалекъ.

И если престижъ правительственной власти, царствующей «божьей милостью», или по праву сильнаго, еще ослѣпляетъ нѣкоторыхъ соціалистовъ, то тѣмъ болѣе они будутъ преклоняться передъ всякой другой властью, которая основана на популярномъ правѣ частичныхъ или всеобщихъ выборовъ. Чтобы завоевать въ свою пользу голоса избирателей, чтобы заслужить благосклонность гражданъ, что съ перваго взгляда можетъ показаться весьма законнымъ, соціалистъ, кандидатъ на общественную должность, охотно будетъ приспособляться ко вкусу толпы, потворствовать ей и даже умалчивать о ея недостаткахъ; онъ будетъ игнорировать старые споры и антипатіи и сдѣлается на время другомъ и союзникомъ тѣхъ, съ которыми онъ всегда находился въ антагонизмѣ. Въ клерикалѣ онъ постарается увидѣть соціалиста—христіанина, въ либеральномъ буржуа — реформатора; въ шовинистѣ — славнаго защитника гражданскаго достоинства своей націи, а въ нѣкоторыхъ случаяхъ онъ будетъ даже стараться не затрогивать и «собственника» или «патрона», онъ постарается представить ему свою программу, какъ единственную гарантію прочнаго міра. И «первое мая», которое было нѣкогда символомъ побѣдоносной борьбы пролетаріата противъ царя — капитала, превращается такимъ образомъ въ обычный праздникъ съ гирляндами цвѣтовъ и танцами. Въ этомъ заискиваніи передъ толпой кандидатъ на общественныя должности мало по малу забываетъ свои прежнія гордыя рѣчи въ защиту истины и независимое положеніе бойца, и наружно и внутренно онъ совершенно мѣняется въ особенности, когда онъ наконецъ садится на обитыя бархатомъ скамьи противъ покрытой краснымъ сукномъ съ золотой бахромой трибуны, такъ какъ тутъ то именно и нужно умѣть привѣтливо улыбаться, пожимать руки и оказывать услуги нужнымъ людямъ.

Такова человѣческая природа, и было бы абсурдомъ съ нашей стороны упрекать за это лидеровъ соціалистовъ, которые вмѣшавшись въ избирательную борьбу, мало по малу превращаются въ свободно-мыслящихъ буржуа: они помирились съ окружающими ихъ условіями, которыя въ свою очередь подчинили ихъ себѣ. Таковой конецъ неизбѣженъ, и историкъ долженъ только констатировать этотъ фактъ и указать на опасность, которая грозитъ революціонерамъ, бросившимся очертя голову на политическую арену. Впрочемъ, мы не хотимъ преувеличивать результаты эволюціи соціалистовъ въ политиковъ, такъ какъ группа борцовъ всегда состоитъ изъ двухъ элементовъ, взаимные интересы которыхъ все болѣе и болѣе разнятся. Одни измѣняютъ своему дѣлу — другіе служатъ только ему, и этого достаточно, чтобы произвести новую дифференціацію индивидовъ, согласно ихъ дѣйствительнымъ склонностямъ. Точно также въ недавнемъ прошломъ мы видѣли и республиканскую партію расколовшуюся на два враждебныхъ лагеря — «опортюнистовъ» и «соціалистовъ». А эти въ свою очередь раздѣляются на политикановъ и неполитикановъ, первые стараются смягчить свою программу до возможности принятія ея консерваторами, другіе отворачиваются отъ всякаго компромисса, чтобы сохранить свою революціонную силу и искренность. Испытавъ временами минуты колебаній, неувѣренности, даже скептицизма, они въ концѣ концовъ оставятъ «мертвецовъ хоронить своихъ мертвыхъ», и сами займутъ подобающее имъ мѣсто въ рядахъ активныхъ дѣятелей. Но пусть они знаютъ, что всякая «партія» требуетъ партійныхъ приверженцевъ, а слѣдовательно требуетъ солидарности какъ въ дурномъ, такъ и хорошемъ смыслѣ: каждый членъ партіи становится солидарнымъ съ ошибками, ложью и честолюбивыми поползновеніями своихъ товарищей и руководителей. Только свободный человѣкъ, присоединивши по собственному влеченію свои силы къ силамъ другихъ, ему подобныхъ свободныхъ личностей, имѣетъ право не оправдывать и порицать ошибки или злоупотребленія своихъ товарищей. Онъ будетъ отвѣтствененъ только за самого себя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эволюция, Революция и идеалы Анархизма"

Книги похожие на "Эволюция, Революция и идеалы Анархизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элизе Реклю

Элизе Реклю - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элизе Реклю - Эволюция, Революция и идеалы Анархизма"

Отзывы читателей о книге "Эволюция, Революция и идеалы Анархизма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.