Авторские права

Сергей Попов - Автографы на картах

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Попов - Автографы на картах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Северо-Западное книжное издательство, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Попов - Автографы на картах
Рейтинг:
Название:
Автографы на картах
Издательство:
Северо-Западное книжное издательство
Год:
1990
ISBN:
5-85560-153-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Автографы на картах"

Описание и краткое содержание "Автографы на картах" читать бесплатно онлайн.



Почетный полярник инженер-гидрограф С. В. Попов рассказывает о создателях карт Арктики и становлении полярной гидрографии, обеспечивающей безопасность плавания по Северному морскому пути. Основой книги послужили архивные изыскания, свидетельства ветеранов и личные впечатления автора, много лет работавшего в Заполярье. В приложениях даны имена создателей полярных карт и наименования судов, увековеченные в географических названиях Советской Арктики. Книга рассчитана на широкий круг читателей






А сколько прекрасных людей — «сержантов гидрографии» помогало обеспечивать безопасность мореплавания и создавать карты в Тиксинской гидробазе! Начальник механических мастерских Василий Николаевич Рыбалов, обладатель золотых рук и неистощимой на технические выдумки головы. Даниил Никитич Хомутов, долго возглавлявший полярные станции, а потом ставший правой рукой начальника гидробазы по хозяйственным вопросам, имел недюжинные организаторские способности. Шоферы Яша Березовский и Толя Рогожников по первому требованию, днем и ночью, заводили вездеход или машину, ремонтировали их, не считаясь со временем. Начальник ацетмастерской Алексей Михайлович Свистов работал летом на судах, зимой на ледовом промере. Александра Павловна Косенкова в образцовом порядке содержала материалы изученности района.

Арктика же оставалась Арктикой. Новая техника не гарантировала от несчастных случаев, отсутствие гласности — тем более. Только в Ленинграде я узнал подробности гибели в марте 1964 года возвращавшихся на вездеходе с ледового промера в проливе Малыгина архангельцев гидрографа Виктора Григорьевича Захарова и рабочего Петра Яковлевича Узкого. Они замерзли при тех же обстоятельствах, что случились с В. Я. Лескиненом в Маточкином Шаре в 1931 году. Сообщение об этом могло бы стать предостережением для других. Но из несчастных случаев на море и в Арктике сделали тайну.

Особенно тяжело пережил я гибель инженера-гидрографа Ивана Александровича Демидова. Новый 1966 год мы встретили вместе «на узлах». Я с семьей уезжал в Ленинград, Иван — на полярную станцию Сагыллах-Ары, куда надо было доставить на тракторе уголь.

— Так не хочется ехать, как никогда, — посетовал Демидов. Странно было это слышать от него, совершившего множество значительно более протяженных походов. Через неделю после приезда в Ленинград узнал о том, что на обратном пути трактор провалился под лед в заливе Неелова — И. А. Демидов и тракторист Петр Иванович Корсаков утонули. В тот день я в тридцать шесть лет впервые почувствовал сердце. Сказались арктические стрессы, тем более что печальные вести продолжали преследовать и в Ленинграде. Вскоре пришло известие, что у бывших соседей на востоке — в бухте Всадник почти при аналогичных обстоятельствах провалился под лед трактор Провиденской гидробазы, погибли механик Юрий Иванович Дворников, тракторист Борис Иванович Вишнев и рабочий Борисов. У соседей на западе — на полярной станции Остров Вилькицкого в эти же дни замерз радиоинженер Диксонской гидробазы Валерий Александрович Логачев. Привожу этот скорбный список затем, чтобы люди знали имена всех, кто заплатил жизнью за создание арктической карты не только в далеком прошлом, но и в наши дни. В последнее время о несчастных случаях регулярно сообщают средства массовой информации.

Почти со всеми тиксинскими гидрографами до сих пор поддерживаю переписку. Юрий Иосифович Беляев много лет работал советником по гидрометеорологии в ЮНЕСКО, теперь он один из руководителей Гидрометеослужбы страны. Генрих Степанович Можаровский — ведущий специалист Киевского НИИ водного транспорта. Вячеслав Михайлович Прохоров ведет большую работу по обеспечению безопасности плавания на реках Якутии. Борис Васильевич Терентьев, Владимир Иванович Костюнин помогали дружественным Афганистану, и Кубе, Юрий Хаимович Медведь и Борис Александрович Алексин продолжают исследовать арктические моря. Радист и электронавигатор «Инея» Виталий Семенович Маслон двадцать лет возглавлял радиостанцию на атомоходе «Ленин», сейчас он профессиональный писатель. Алексей Андреевич Котюх преподаст в университете, а Орион Николаевич Малковский — в институте инженеров железнодорожного транспорта в Ленинграде. Знания и опыт составления арктической карты нужны и там.

Все что ни делается в Арктике для ее карты, в конечном счете проходит через Ленинград, где находится штаб гидрографии. Довелось поработать в нем и мне. Вернулся я сюда с большими планами. Собирался на работу гидрографическим советником ООН, но за четыре дня до вылета случился первый инфаркт. Затем приступы, неотложки, больницы, в промежутке работа в архивах, пока инсульт не приковал к постели окончательно.

На фотографии, сделанной в год моего возвращения в Ленинград, в группе старейших гидрографов помимо лиц, о которых уже рассказывалось, запечатлены руководители обработки полевых материалов Тамара Иосифовна Спевак и Нина Васильевна Сукачева, в молодости немало поработавшие в Арктике. С экспедиционниками Борисом Петровичем Громовичем, Гиршем Менделевичем Овсищером, Юлием Станиславовичем Сырокомским я не работал, но был знаком и мог бы много рассказать хорошего о них. Начальник планово-финансового отдела Константин Иванович Малышев не ставил автографов под картами, но какое громадное значение для судеб полярной гидрографии имели его экономические расчеты и выкладки!

А вот без подписи Кирилла Владимировича Бураковского, возглавлявшего тогда наш центральный ОТК — производственно-техническую инспекцию, не проходила ни одна новая полярная карта. Оба бывали у нас в Тикси и оказывали большую помощь своими советами. Бураковский второй год на пенсии, но на работу, говорят, ходит регулярно — не может без гидрографии, как и она без него. Когда возникает необходимость уточнить происхождение глубин или детали жизни какого-либо ветерана освоения Северного морского пути, обычно советуют: «А вы у Бураковского спросите». Он автор первого обзора гидрографических работ полярной гидрографии. За участие в составлении атласов Яны и Индигирки Бураковский в 1946 и 1948 годах был удостоен высшей научной награды Главсевморпути — премии Ю. М. Шокальского.

На фотографии нет начальника группы гидрографической и картографической изученности Леонида Александровича Борисова, под руководством которого я работал в Ленинграде. Он гидрограф по специальности и практическому опыту, хотя кандидатскую диссертацию защитил по гидрологии, арктической карте и ее истории оставался верен до конца своей короткой жизни.

Не буду подробно рассказывать о сослуживцах по Ленинграду Владимире Ивановиче Карпенко, Алексее Михайловиче Матиясевиче, Олеге Федоровиче Михееве, Надежде Федоровне Гусевой, хотя они много сделали для гидрографии — с ними в Арктике я не работал, но без их доброты и участия не написать бы эту книгу. Точно так же, как без помощи многих других полярников, моряков, летчиков, геологов, ученых, с которыми познакомила меня арктическая карта.

Работа же в Арктике продолжается. Современные суда и ледоколы, новые приемы их вождения требуют совершенствования и методов по обеспечению безаварийности плавания по Северному морскому пути. У нынешних гидрографов своя жизнь, свои заботы. Но пусть автографы на старых арктических картах напомнят, с каким трудом создавались эти карты, какой дорогой ценой добывался опыт безопасного мореплавания в суровых северных морях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Принятые в приложениях сокращения

Ведомственная принадлежность: ВСЭ — Великая Северная экспедиция, ГГУ — Главное гидрографическое управление, ГП ММФ — Гидрографическое предприятие Министерства морского флота СССР, ГУ ВМС — Гидрографическое управление Военно-Морских Сил. ГУ ВМФ — Гидрографическое управление Военно-Морского Флота, ГУ ГУСМП — Гидрографическое управление Главсевмор-пути, ГУСМП — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), ГУНИО — Главное управление навигации- и океанографии, КФШ — корпус флотских штурманов, г/э СЛО — Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, РПЭ— Русская полярная экспедиция Академии наук на яхте «Заря» 1900–1903 годов.

Географические названия. Архипелаги: ЗФИ — Земля Франца-Иосифа, НЗ — Новая Земля, СЗ — Северная Земля, НС — Новосибирские острова; моря: Барм — Баренцево, Берм — Беряягово, ВСм — Восточно-Сибирское, Км — Карское, мЛ — Лаптевых, Чм — Чукотское; полуострова: Т — Таймырский, Ч — Чукотский, К — Кольский.

Номенклатурные термины: б. — бухта, г. — гора, гб. — губа, з. — залив, лед. — ледник, м. — мыс, о. — остров, о-ва — острова, оз. — озеро, п-в — полуостров, пр. — пролив, р. — река.

Корабельные характеристики: г/с — гидрографическое судно, п/м — парусно-моторный, вд. — водоизмещение, в/в — валовая вместимость, д — дедвейт, или чистая грузоподъемность.

Создатели карты Русской Арктики, чьи имена увековечены в ее названиях

После фамилии, имени, отчества и дат жизни приводится основная специальность. Ведомственная принадлежность моряков условно отмечена понятиями: морской — для строевых чинов Военно-Морского ведомства дореволюционной России, военный — для специалистов военной гидрографии (ГГУ, ГУ ВМС, ныне ГУНИО), полярный — для специалистов Главсевморпути и полярной гидрографии (ГУ ГУСМП, ныне ГП ММФ) и другими сокращениями корпуса флотских штурманов или экспедиций.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Автографы на картах"

Книги похожие на "Автографы на картах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Попов

Сергей Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Попов - Автографы на картах"

Отзывы читателей о книге "Автографы на картах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.