» » » » Эвальд Ильенков - К вопросу о природе мышления


Авторские права

Эвальд Ильенков - К вопросу о природе мышления

Здесь можно скачать бесплатно "Эвальд Ильенков - К вопросу о природе мышления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство На правах рукописи, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу о природе мышления
Издательство:
На правах рукописи
Жанр:
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу о природе мышления"

Описание и краткое содержание "К вопросу о природе мышления" читать бесплатно онлайн.



диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук






Чтобы перейти от «дела логики» к исследованию «логики дела», логик должен перестать быть только логиком и стать либо экономистом, либо физиком, либо политиком. В этом, и ни в чем ином, заключается смысл того упрека, который был сделан Гегелю молодым Марксом.

Размежевание Маркса с Гегелем происходило по линии размежевания с его фундаментальными иллюзиями относительно роли и места мышления в деле создания человеческой цивилизации. Гегель действительно полагал, что вся история человеческой культуры, науки и техники есть следствие (или внешнее, в пространстве и времени развернутое «воплощение») имманентно-присущей человеческому «духу» активности. Это, в общем и целом, лишь философски-схоластическое выражение другой иллюзии — иллюзии, будто все богатство человеческой цивилизации родилось «из головы», «в голове», в среде «интеллектуальной элиты», — а в [22] пространственно-временные формы своего бытия лишь «воплощалось» руками лиц физического труда. Это и есть точка зрения объективного идеализма, т. е. идеализма, который признает объективную реальность внешнего мира, но толкует ее как «опредмеченное» или «отчужденное» мышление, имея при этом в виду не мышление индивида, а мышление «рода».

В пределах этой в целом ложной концепции Гегелю удалось развернуть систему действительных логических определений мышления, развивающегося путем практического, чувственно-предметного «воплощения» своих результатов. И если Маркс упрекает Гегеля также и в том, что тот «не знает и не признает» чувственно-практической, предметной деятельности «как таковой», то и этот упрек нельзя понимать так, будто Гегель ее совсем не видит и не учитывает в своей Логике. Он признает и знает чувственно-предметную деятельность, но только как «следствие», как «внешнее воплощение» или «отчуждение» деятельности чисто-теоретической, «чисто-духовного труда», а не «как таковую».

Эта Логика заставляет Гегеля, например, в политике Робеспьера видеть лишь «практическое осуществление идей Руссо», и потому уводит его мысль от анализа тех материальных «причин», которые одинаково породили и Руссо, и Робеспьера. Тут-то и происходит то самое превращение «причины» в «следствие своего собственного следствия», ибо изменения в материальном базисе общества Гегель как раз и толкует как следствие сдвигов в сфере теоретических идей, — как следствие мышления гениев «Просвещения».

В своей «Феноменологии духа» Гегель так и трактует Великую Французскую революцию 1789-93 гг. Нож гильотины, говорит Гегель, [23] лишь «реализует» остро-режущую, но абстрактно-одностороннюю теоретическую мысль Просвещения. Будучи «опредмеченной», эта мысль отрубает самую возможность своего развития — отрубает орган мышления, голову, которая развивает все новые и новые «различия», нетерпимые с точки зрения развитых Просвещением абстракций «равенства» и «свободы». Заплатив головой за свою односторонность и абстрактность, «мышление» вынуждено умнеть, становиться более диалектичным и гибким. Гегель именно тут видит свою собственную задачу — задачу «исправить» мышление просветителей в свете кровавых уроков «опредмечивания» этого мышления в событиях 1793 года.

Связано это с тем, что первой формой «внешнего обнаружения» (или «отчуждения») мышления Гегель — как и вся философия до него — считает Слово, Речь, Язык. «Слово» (в широком смысле) и оказывается у него первым «орудием», созидаемым «силой мысли». А грубо-материальное орудие (хотя бы каменный топор или рубило) — вторым и производным от Слова продуктом. Неопозитивизм рабски воспроизводит и поныне эту фундаментальную иллюзию гегелевского идеализма, как классической формы всякого идеализма в Логике вообще.

Дух «просыпается» вначале в стихии Слова, а затем, сделав внутри этой стихии все, что он мог, «переходит к делу», к воплощению своих результатов, добытых в «проговаривании», в диалектической беседе с «самим собой», — вовне, во внешнее пространство, в сферу «наличного бытия» и его «созерцания». «Теория и практика» тем самым ставятся в связь как раз обратную по сравнению с их «логической» и «исторической» последовательностью появления во времени. [24]

Поэтому-то кратко-схематическое выражение противоположности между Гегелем и Марксом состоит вовсе не в том, что Маркс «признает», а Гегель «не признает» практику как чувственно-предметную деятельность общественного человека в пространстве и времени (и как критерий истины), а в том, что у Гегеля весь процесс начинается и заканчивается в «чистом мышлении», т. е. в материале языка, а «практика» становится лишь «опосредующим звеном» и «серединой» между началом и концом процесса, — в то время как у Маркса дело обстоит как раз наоборот. История «духа» и начинается в лоне чувственно-предметной деятельности, и завершается в нем же, а «чистое (теоретическое) мышление» выступает уже как «опосредующая середина».

И если схема Гегеля выглядит как мышление — практика — вновь мышление (наученное горькими уроками своего «воплощения»), то схема Маркса будет выглядеть так: практика — мышление — вновь практика (но уже освещенная светом теоретической мысли).

Нетрудно заметить, что и там и здесь получаются циклы, и движение каждый раз возвращается к своему началу, но обогащенное результатами своего «отчуждения», своего «превращения в свое иное». У Гегеля это — «чистое мышление», обогащенное уроками своего пространственно-временного «воплощения», своего «грехопадения», у Маркса же — реальная власть человека над природой, обогащенная уроками своего теоретического осмысления, анализа своих успехов и неудач.

И там и тут получается серия циклов, возвращающих весь процесс в целом в его исходную точку, — в «чистое мышление» у Гегеля и в чувственно-предметную деятельность человека у [25] Маркса. В обоих случаях этот периодически-повторяющийся циклический процесс «раскручивается в спираль», расширяющую с каждым оборотом свой размах. В обоих же случаях этот процесс в целом управляется всеобщими, и имеющими вполне объективное значение, законами — законами диалектики.

В обоих случаях общетеоретическое резюме, то есть изображение как законов, которыми процесс управляется, так и «форм», в рамках которых он протекает и за которые он ни в одном пункте не может выпрыгнуть, — находится именно в Логике. Точнее, в диалектике, понимаемой как Логика процесса преобразования природы силами коллективной человеческой деятельности, а опосредованно — и процессов, в управлении которыми эта деятельность как раз и осуществляется, то есть естественно-природных процессов.

Если естественно-природные процессы «подчиняются» логике человеческой преобразующей деятельности, то они тем самым как бы и «признают» власть над собою человеческой Логики, признают, что законы и формы диалектического процесса — это и их собственные законы и формы, законы и формы изменения любого естественно-природного материала, вовлеченного человеком в орбиту его деятельности.

Этого обстоятельства, по нашему мнению, как раз и не учитывает экзистенциалистская интерпретация «диалектики», которая отрицает за нею объективное (в марксистско-ленинском смысле этого понятия) значение и трактует как логику лишь «субъективной активности» человека, лишь как логику его «преобразующей активности», не имеющей отношения к логике «материала», в [26] котором она выполняется, и никак этой логикой не связанную. Эта версия «диалектики», полнее всего представленная в «Критике диалектического разума» Ж.-П. Сартра, возвращает диалектику на ту ступень, на которую сумела взлететь мысль Фихте, но не достигает высоты даже гегелевского взгляда, не говоря уж о понимании диалектики у Маркса, Энгельса и Ленина.

Гегелевскую Логику мы рассматриваем как схоластически-иносказательное описание совершенно реального исторического процесса — процесса материального и духовного освоения («присвоения») природы общественным человеком, наделенным мощью «коллективного разума», силой науки, орудиями «всеобщего интеллекта» (выражение Маркса), то есть логическими категориями.

Диалектика и есть Логика этого процесса — универсального и всегда «открытого» в будущее процесса «очеловечивания» природы, ее «гуманизирования», и, наоборот, процесса «опредмечивания» человека в ходе создания им «неорганического тела» цивилизации, в виде всей массы технических средств достижения всеобщих человеческих целей.

Рассматриваемая так, гегелевская Логика, на наш взгляд, только и раскрывает все свои богатства и тайны, и ее изучение становится плодотворным для разработки марксистско-ленинской диалектики, понимаемой как логика и теория познания современного научного (материалистического) миропонимания. В свете сказанного прослеживаются другие, более детальные соображения, развиваемые Гегелем, в частности — определения им отдельных логических категорий, их последовательности в системе и т. д. Этому конкретному анализу «Науки Логики» посвящена вся [27] четвертая глава.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу о природе мышления"

Книги похожие на "К вопросу о природе мышления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эвальд Ильенков

Эвальд Ильенков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эвальд Ильенков - К вопросу о природе мышления"

Отзывы читателей о книге "К вопросу о природе мышления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.