» » » » Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве


Авторские права

Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство РИЦ МО РФ, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве
Рейтинг:
Название:
Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве
Издательство:
РИЦ МО РФ
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"

Описание и краткое содержание "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В монографии анализируется ход перестройки экономики Советского Союза на военное положение с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в целях ускоренного производства вооружения, боевой техники и других видов материальных средств для обеспечения войск действующей армии. Показан процесс накопления запасов военной продукции и перевооружения соединений и частей Красной Армии. С использованием подлинных архивных документов дан всесторонний анализ военно-экономического фактора в двух наиболее значимых событиях Великой Отечественной и Второй мировой войн — Сталинградском сражении и Курской битве.

Военно-исторический труд посвящается 60-летию величайших событий Второй мировой войны: Сталинградскому сражению и Курской битве.

Книга содержит таблицы. (DS)

Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)






В Баку и Красноводске были дополнительно сооружены пристани, причалы, налажена паромная переправа для железнодорожного подвижного состава, усилены средства механизации. Пропускная способность Красноводского порта почти удвоилась, уровень механизации перевалки грузов поднялся с 40,5% в 1941 г. до 62% в 1942 г.35 Через каспийские порты проследовали также крупные людские эвакуационные потоки.

Автомобильный транспорт, несмотря на большие потери, понесенные в первые месяцы войны, сокращение к концу 1941 г. протяженности дорог с твердым покрытием и уменьшение численности парка грузовых автомашин в народном хозяйстве более чем вдвое36, оказал большую помощь фронту и тылу. Созданные по решению ГКО на базе автомобильных парков городских и промышленных хозяйств автоколонны грузовых машин в Москве, Ярославле, Горьком, Рязани, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Сталинграде перевозили эвакуируемые грузы и население, доставляли сырье и материалы предприятиям, продовольствие для городов, а нередко обеспечивали и оперативные перевозки войск и воинских грузов. Автомобильный транспорт использовался также при эвакуации ценного оборудования и складов из Запорожья, Одессы и Новороссийска, государственных, партийных и военных архивов и денег37. Нередко грузы и людей приходилось вывозить в последние минуты перед приходом противника, под артиллерийским и минометным огнем, как это было в Харькове, Козельске, Старой Руссе и во многих других местах38.

Всей этой огромной и сложной работой руководил Совет по эвакуации, председателем которого был назначен Н. М. Шверник, а его заместителями — А. Н. Косыгин и М. Г. Первухин. При наркоматах и ведомствах были образованы бюро и комитеты по эвакуации. На местах размещения тоже были созданы соответствующие органы.

Большой вклад в работу по перестройке народного хозяйства на военный лад, по созданию военно-промышленной базы в восточных районах внес А. Н. Косыгин. Являясь в 1941–1942 гг. заместителем Председателя Совнаркома СССР и одновременно заместителем председателя Совета по эвакуации, он выполнял важные государственные задания по перемещению из фронтовых районов страны населения, промышленных предприятий и материальных ресурсов. А. Н. Косыгин непосредственно руководил организационно-хозяйственными мероприятиями, направленными на ускорение темпов ввода в строй эвакуированных предприятий и наращивание мощностей заводов, производивших вооружение и военную технику.

Важную роль в осуществлении этого процесса сыграли руководители наркоматов: вооружения — Д. Ф. Устинов, боеприпасов — П. Н. Горемыкин и Б. Л. Ванников, авиационной промышленности — А. И. Шахурин, танковой промышленности — В. А. Малышев и А. А. Горегляд, черной металлургии — И. Ф. Тевосян, цветной металлургии — П. Ф. Ломако, электростанций — Д. Т. Жимерин, угольной промышленности — В. В. Вахрушев, А. Ф. Засядько и др.

Под руководством наркома вооружения Д. Ф. Устинова организованно и в сжатые сроки были перебазированы заводы, производившие вооружение. На их базе в глубоком тылу незамедлительно создавались новые предприятия, что позволило обеспечить отправку все возрастающих потоков эшелонов на фронт с первоклассным вооружением. Уже в 1942 г. основная часть военной техники и вооружения поступила с предприятий восточных районов. Ответственность за своевременное размещение эвакуированных предприятий на новых местах возлагалась на местные партийные и советские органы.

Эвакуация каждого промышленного предприятия — неповторимая страница в летописи Великой Отечественной войны. Заводы выдавали продукцию на старом месте до последней минуты. Демонтаж начинался лишь по приказу уполномоченного Государственного Комитета Обороны и соответствующего наркомата. Так, ценнейшее оборудование «Запорожстали» с его уникальным прокатным станом грузилось в железнодорожные составы в то время, когда правый берег Днепра уже был занят немецкими войсками. В этих условиях коллектив завода и прибывшие на помощь рабочие Донбасса невероятным напряжением сил спасли около 8 тыс. вагонов ценного груза39. Основная часть этого оборудования была установлена на Магнитогорском металлургическом комбинате и сослужила добрую службу Родине.

Пример этот не единичен. Почти повсюду такие работы велись в опасной обстановке. Из Белоруссии 109 крупных предприятий были эвакуированы в дни, когда многие районы республики уже находились в руках оккупантов. Из Москвы и Московской области к концу ноября было эвакуировано 498 крупных заводов и фабрик.

Не менее сложной задачей было размещение, монтаж и пуск эвакуированных предприятий. И то, что ввод их в строй проходил в целом успешно, объясняется прежде всего самоотверженностью тружеников тыла и умелым управлением всем комплексом эвакуационных, восстановительных и производственных мероприятий.

Эвакуированные заводы для развертывания производства нередко использовали «коробки» строившихся цехов или здания непроизводственного назначения. Одновременно скоростными методами воздвигались новые фабрично-заводские корпуса. Чтобы сократить сроки строительства промышленных предприятий в условиях военного времени с затратой минимального количества материалов, СНК СССР принял 11 сентября 1941 г. постановление, разрешающее наркоматам и ведомствам «на время войны при необходимости строить для основных и вспомогательных цехов промышленных предприятий здания временного типа с расчетом на сокращенные сроки эксплуатации в течение нескольких лет». Предлагалось «перейти в строительстве к широкому применению дерева и других местных материалов», используя металл и железобетон лишь в исключительных случаях40.

Работы проводились зимой, недоставало материалов, строительной техники, зачастую остро не хватало рабочих рук, отсутствовали необходимые жилищно-бытовые условия. Но, проявляя чудеса трудового героизма, рабочие-строители обеспечивали высокие темпы строительства заводских корпусов. Иногда заводам, фабрикам, цехам приходилось начинать свою вторую жизнь буквально на пустом месте. Причем возведение новых корпусов, монтаж оборудования и выпуск продукции по времени почти совпадали. Крупнейший в стране авиационный завод в одном из городов Поволжья выпустил первый истребитель на четырнадцатый день после прибытия последнего эшелона с оборудованием. Над цехами завода еще не было крыши, а станки уже действовали.

Возможность быстрого перемещения огромного количества производственных мощностей и введение их в строй на новых местах обеспечивалось мобилизационной государственной экономикой советского строя. Сравнительный анализ перемещения большого количества специалистов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий с запада страны на восток в годы Великой Отечественной войны показывает, что это стало возможным при высокой степени организации государственного сектора промышленности.

Как свидетельствует опыт Запада, при эвакуации частных предприятий исполнители сталкивались с интересами владельцев конкурирующих предприятий, земельными собственниками, владельцами транспортных средств, собственниками кредитных учреждений и т. д. Чтобы согласовать эти весьма противоречивые интересы, требуются соответствующая законодательная база и большие усилия правительственных органов. Известно, например, что в 1940 г. французские собственники сорвали эвакуацию промышленности из прифронтовых районов страны41. Крупнейший трест военной промышленности — Шнейдер-Кредо и другие фирмы отказались участвовать в созданном правительством объединении военной промышленности. В Англии из-за сопротивления фирм правительственным мероприятиям темпы создания объединений по выпуску военной продукции были замедленными и после разгрома Франции. В США ряд крупнейших концернов в годы Второй мировой войны не хотели переходить на производство вооружений. Так, автомобильные фирмы продолжали и в период войны производить, вопреки правительственным распоряжениям, миллионы легковых автомобилей, расходуя в огромном количестве дефицитное сырье, необходимое для военных целей. Предприниматели же считали коммерчески более выгодным производство легковых автомобилей. Это было типично и для других отраслей промышленности. Правительственные заказы срывались, возникали серьезные затруднения в связи с недостатком металла, топлива, машин, хотя страна располагала необходимыми ресурсами42.

Проблема эвакуации промышленных предприятий с запада на восток стояла перед Россией и в годы Первой мировой войны, когда развернулись наступательные действия немецких войск и их союзников. Однако тогда эта проблема не была решена в общегосударственном масштабе. Затяжной характер эвакуации, продолжавшийся вместе с устройством предприятий на новых местах около двух лет, а также ее стихийный характер, привели к тому, что на оккупированной немцами территории остались сотни крупных промышленных предприятий. Это нанесло огромный ущерб и без того слабому военно-промышленному потенциалу России. Например, в одном только Варшавском округе насчитывалось 4189 предприятий с числом рабочих 353,4 тыс. человек, из которых лишь незначительная часть была эвакуирована вглубь страны, остальные же остались на месте и работали… на неприятеля. Это уменьшило производственные возможности российской промышленности почти на 20%, а по отдельным отраслям еще больше: по химической промышленности — на 22, текстильной — на 26%43


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"

Книги похожие на "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Миренков

Анатолий Миренков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Миренков - Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.