» » » » Александр Андреев - Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши


Авторские права

Александр Андреев - Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши

Здесь можно купить и скачать "Александр Андреев - Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Андреев - Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши
Рейтинг:
Название:
Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши"

Описание и краткое содержание "Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши" читать бесплатно онлайн.



Новая работа российских и украинских историков Александра и Максима Андреевых посвящена «Неожиданному Востоку», в истории которого значительный след оставили тайный орден ассасинов, религиозное движение ваххабитов, восстания басмачей, дервишеские ордена.

Издание также рассказывает об удивительной истории Ирана, Турции и Афганистана.

Публикуются отрывки «Кодекса приличий на Востоке», собранных арабским исследователем XIX века Садыком-и Кашкари.

Терминологический словарь дает объяснение многим восточным терминам – от визиря до шахида.






Товарооборот постоянно увеличивался, в городах проходили многочисленные ярмарки. Мусульманские купцы торговали в Китае, Индии, на Кавказе, в Поволжье. Для стационарной торговли строились крытые галереи, по бокам которых располагались лавки и мастерские. Строились и трехэтажные здания – на первом складывались товары, на втором торговали, на третьем жили. Торговля осуществлялась по морю или караванами. На западе ходили золотые динары, на востоке – серебряные дирхемы. В связи с опасностью передвижения у купцов были распространены чеки и кредит. Специальные менялы-саррафы занимались обменом денег.

Земля распределялась на категории – государственные, собственность халифов, земли мусульманской церкви – вакуфы, вакфы, частновладельческие земли, передающиеся по наследству, земли свободных крестьян, земли крестьянских общин – пастбища и кладбища. Частные земли сдавались в аренду. Крестьяне платили помещику или государству налог, несли барщину, содержали проезжих купцов, привлекались в войско.

Продукция городского ремесленника не была его личной собственностью, а принадлежала владетелю города, платившему производителю по своему усмотрению. Свободные ремесленники появились только в XI веке.


Арабский язык стал разговорным по всему Халифату, среди всех многочисленных народов. В городах велась большая работа по переводу на арабский язык многовековых достижений человеческой мысли, до наших дней дошла только незначительная их часть. Население было грамотным – переписать хотя бы часть Корана считалось праведным делом для правоверного мусульманина.

Арабы создали свою письменность, разработали алфавит. Развитию грамотности помогало и создание бумаги, появилось множество рукописных книг в переплетах из берберийской кожи, а также частные и государственные библиотеки.

Подавляющая часть населения Халифата приняла ислам и стала мусульманами. Распространению ислама способствовало изучение подданными халифов арабского языка, на котором был написан Коран. Первыми учителями были богословы. Учеба в Халифате считалась богоугодным делом. В конце X века появились медресе – мусульманские школы, и в городах и в деревнях. В них учились и мальчики и девочки.

Ученые Халифата писали трактаты по астрономии, математике, медицине, химии, географии, естествознанию, филологии, праву. Именно эти работы стали главными источниками знаний для средневековых европейских ученых. Трактаты по математике могли быть написаны и стихами. До нашего времени дошли арабские трактаты по географии – описание дороги со всеми остановками, колодцами, с описанием мечетей, базаров, товаров, городов, системы власти. В X веке уже существовали большие исторические сочинения Масуди и Габори, содержавшие всю известную историю человечества, были написаны труды Ибн-Сины-Авиценны.

Арабская поэзия и музыка были распространены по всему миру. Арабская архитектура много веков служила образцами для европейских зодчих. Грамотность, культура были широким явлением в мусульманском мире.


В первой половине XI века на земли Халифата вторглись тюркские кочевники – сельджуки. Они пришли не сами – их пригласили.


В 982 году один из эмиров-гвардейцев Алптегин, обидевшись на своего бухарского повелителя – Саманида, со своими приверженцами ушел в небольшой город в восточном Афганистане Газну, где и создал независимое государство. Эмир Газны Махмуд Гази-Воитель (998 – 1030) совершил несколько десятков походов в Северную Индию. Газна стала великолепным городом с пышными дворцами. Государство Газневидов располагалось в Восточном Иране, Афганистане, части Северной Индии. Газневиды стали называться султанами. Притесняемые ими харасанские купцы и землевладельцы решили свергнуть Газневидов с помощью тюркских племен Средней Азии.

Недалеко от среднеазиатского города Кзыл-Орды находился город Дженд. Именно сюда с низовьев Сыр-Дарьи со своими соратниками откочевал глава тюркского огузского племени Сельджук, разругавшийся с правителями тюрок. Племя Сельджука приняло ислам и в союзе с бухарскими Саманидами воевало против тюрок. Династию Саманидов свергли кочевники Караханиды, и в 1025 году султан Махмуд Газневид разрешил сельджукам перейти Аму-Дарью и поселиться в Северном Хорасане. Через несколько лет разросшееся племя сельджуков кочевало уже во внутреннем Хорасане, в Азербайджане, их часто нанимали воевать местные феодальные правители.

Во главе сильджукского войска встали беки-князья Тогрул и Чагры. Братья восстали и в 1040 году в битве при Денданекане, недалеко от Мерва, полностью разгромили многотысячное войско гулямов во главе с султаном Масудом Газневидом, которому не помогли десятки боевых индийских слонов. Тогрул-бек был объявлен султаном Нишапура, его брат Чагры-бек укрепился в Мерве. Представители местной знати заняли высшие должности в новом государстве.

Полностью овладев Хорасаном, сельджуки в 1043 году взяли Хорезм, к 1051 году завоевали Западный Иран, к 1054 году – Азербайджан, в 1055 году был взят Багдад. Династия Бовейхидов, за сто лет до этого ограничившая власть Аббасидов, потерпела поражение. Тогрул-бек торжественно вступил в «город мира» Багдад, был провозглашен султаном – «властителем Востока и Запада» и взял в жены дочь халифа.

Алп-Арслан взял Ани и завоевал всю Армению. В 1071 году в битве при Манцикерте, недалеко от озера Ван, войско сельджуков разгромило византийскую армию, в плен попал император Византии Роман IV Диоген. Почти вся Малая Азия принадлежала сельджукам, которые создали Румский султанат со столицей в Никсе, а позже в Конии.

Сельджуки обладали огромными землями, ранее принадлежащими свергнутым династиям. Сельджукам не была нужна гвардия рабов-гулямов, они опирались на племенное ополчение. Сельджукиды раздали земли в уделы феодалам, находившимся к ним в вассальном отношении. Владельцы уделов платили определенную дань и выступали по требованию султана в его войске. Вассальные уделы назывались «икта», их владельцы – «иктадарами».

Сын Али-Арслана Малик-шах (1072–1092) продолжил завоевания. В состав Румского султаната вошла вся Средняя Азия и земли до Кашгара. В 1078 году был взят Иерусалим, принадлежавший Фатимидскому Халифату. Палестина и Средняя Азия также вошли в состав Султаната. На севере государство Сельджуков граничило с Арменией и Грузией, на юге – с Аравией. После взятия Измира в 1085 году и всех портов на побережье Эгейского моря, столицей султаната стал город Исфахан.

Большинство кочевых племен, помогших сульджукидам создать султанат, воевали на Кавказе и в Малой Азии. Сами султаны окружили себя гвардией рабов, перенимая все внешние формы жизни Халифата. Султанов Тогрун-бека, Алп-Арслана и Малик-шаха назвали «великими Сельджуками». Казалось, Сельджукидов, новых владетелей половины Арабского мира, не мог остановить никто.

Их остановили ассасины.


Создание в Румском султанате земельных уделов «икта» значительно ухудшило положение крестьянства. До этого им управляли государственные чиновники, действия которых официально ограничивались нормами религиозного и светского права, значительно уменьшавшими произвол. При Сельджуках крестьяне попали во власть владельцев уездов-иктадаров. Феодалы султаната значительно ухудшили положение крестьянства, пытаясь установить свою власть не только над временем и достатком крестьянина, но и над его личностью. Это не могло продолжаться долго – память о многочисленных восстаниях постоянно жила в памяти народа.

Ещё султан Алп-Арслан назначил главным везирем Хасана ибн-Али, получившем прозвище «Низам аль-Мульк» – «Порядок царства» и титул «атабек» – «отец-князь».

Отец Низама аль-Мулька служил при дворе султана Газневида. Молодой Низам аль-Мульк перешел на службу к Али-Арслану, участвовал в военных походах, был назначен везирем, руководил финансами и экономикой Сельджуков, получил в икта огромные земли. После смерти султана Алп-Арслана Низам аль-Мульк в 1072 году стал регентом молодого Малик-шаха.

Низам аль-Мульк написал «Книгу об управлении государством». Он попытался обосновать новое устройство управления – уменьшение власти феодалов-иктадаров, создание центрального правительства из многочисленных чиновников, организация гвардии по типу гулямской, создание многоуровневой осведомительной специальной службы, передача власти над народом напрямую султану. Естественно, реализация идей атабека в тех условиях была утопией. Государству Сельджуков совершенно был не нужен ни централизованный коррумпированный бюрократический аппарат, не разветвленная служба подглядывающих и подсматривающих осведомителей. Крестьянам было бы не легче жить и работать в «объятиях» султана, основными занятиями которого стали запутанные интриги, охота, вино.

14 октября 1092 года при поездке из Исфагана в Багдад всемогущий везирь в кольце охраны был зарезан фидаем – посланцем его школьного друга Хасана ас-Саббаха, руководителя Ордена ассасинов. Через месяц неожиданно умер молодой султан Малик-шах. Румский султанат – государство Сельджуков – мгновенно распалось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши"

Книги похожие на "Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Андреев

Александр Андреев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Андреев - Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши"

Отзывы читателей о книге "Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.