» » » » Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура


Авторские права

Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Здесь можно купить и скачать "Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
Рейтинг:
Название:
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-9524-0921-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура"

Описание и краткое содержание "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура" читать бесплатно онлайн.



В книге дана полная картина эпохи правления фараонов из династии Рамсесидов, строителей храмовых комплексов в Карнаке и Луксоре. Египтолог Пьер Монте в точности до мельчайших подробностей восстановил быт жителей одной из величайших мировых цивилизаций. Реконструкция мировоззрения древних египтян позволяет нам ощутить атмосферу, исчезнувшую более трех тысяч лет назад.






Охотничья собака (Дейвис. Пять фиванских гробниц)

Собакам давали клички. В эпоху Первой династии одну собаку, например, звали Неб (повелитель). Она была похоронена подле своего хозяина, причем до нас дошла даже стела с ее именем и изображением. Царь Антеф дал своим четырем собакам берберские имена. Он так гордился ими, что не только повелел изобразить их на стеле, которая сейчас хранится в Каирском музее, но еще и приказал поставить перед своей гробницей статую, которая, к сожалению, не сохранилась. Однако до нас дошел один из судебных отчетов в связи с ограблением царской гробницы, где говорится, что на этой статуе у ног фараона стояла собака по имени Бахика (на берберском языке – сернобык). Собачьи могилы встречались в Абидосе среди гробниц женщин, лучников и карликов, а также в Сиуте, где была найдена знаменитая известняковая собака (сегодня она находится в Лувре). Несмотря на колокольчик, подвешенный к ее ошейнику, она не производит впечатления очень надежного сторожа. Египтяне воздавали собакам пышные погребальные почести, но стоит отметить, что мы нигде не видим изображений человека, ласкающего собаку или играющего с ней. По-видимому, в их отношениях всегда сохранялась определенная дистанция.

Более нежные чувства внушали египтянам обезьяны. Еще в эпоху Раннего царства их начали пускать в дом. Они развлекали всех своими смешными ужимками и прыжками и даже участвовали в представлениях карликов и горбунов, которые жили в каждом знатном доме. Особенно ценились карлики, которых привозили из дальних стран. Хиркхуф заработал царское расположение и обеспечил себе долгую память тем, что привез с юга карлика-танцора, подобного которому в Египте не видели больше ста лет, со времен царя Исеси. Одна из самых роскошных гробниц вблизи пирамиды Хефрена принадлежала карлику по имени Сенеб. Мы знаем, что номархи Менат-Хуфу еще держали карликов и горбунов для своих забав, однако к Новому царству эта практика, похоже, окончательно исчезла. Мы больше не встретим карликов ни при царском дворе, ни в частных домах. А вот мода на обезьян сохранилась. Исследователь Лорэ обнаружил в гробнице царя Тутмоса III мумию павиана. Едва ли это связано с тем, что в образе павиана в Древнем Египте почитали бога письма и знаний, скорее всего, царь надеялся, что в загробном мире зверь будет забавлять его, как и при жизни. Тем же самым объясняется и присутствие в гробнице царя Псусеннеса мумии его верного пса. Обезьяны особенно любили сидеть в удобных хозяйских креслах. Если в доме не было ни карликов, ни горбунов, они играли с негритятами, которым порой доставалось от их проказ. Когда созревали фрукты, обезьяны лазали по деревьям в саду. Несомненно, в это время им доставалось больше фиников и фиг, чем обычно, но это не расстраивало садовников. Разве Египет не достаточно плодороден, чтобы прокормить любую обитающую в нем тварь? Все живое создано Амоном, и Хапи разливает свои воды на благо всем существам. Обезьяны хорошо ладили с собаками и кошками, чего не скажешь об их отношениях с нильским гусем, сварливым созданием, нередко подвергавшимся их нападению.


Домашние животные царицы Тэйе (Бюллетень музея искусств «Метрополитен», 1929)

Кошку стали пускать в дом лишь в эпоху Среднего царства. Обычно кошки жили на болотах, в зарослях тростника, и разоряли птичьи гнезда, подобно виверрам и другим мелким хищникам, которые живут за счет пернатых. Охотники не могли составить им серьезную конкуренцию: пока человек пробирался сквозь густой папирус с палкой для метания в руках, кошка уже дважды успевала прыгнуть за добычей. Мы видим, как она сжимает в зубах утку, а лапами держит двух иволг. В конце концов кошка стала жить в человеческом доме, однако нисколько не утратила своего независимого характера и не забыла охотничьих инстинктов. Бывало, что она снисходила до того, чтобы устроиться под стулом, но уже в следующую минуту со свойственной ее породе самоуверенностью вскакивала хозяину на колени или начинала точить когти о хозяйский плащ из тонкого льна. Кошка позволяла надевать на себя ошейник – в конце концов, это неплохое украшение. Однако, когда кошку привязывают к ножке стула, да еще так, что она не может дотянуться до миски с молоком, она понимает, что люди решили сыграть с ней злую шутку. Тогда шерсть ее встает дыбом. Она выпускает когти и изо всех сил рвется с поводка. Обычно кошки неплохо ладили с другими домашними любимцами: обезьянами и гусями. Известно изображение, на котором кошка и гусь смотрят друг на друга с абсолютной безмятежностью, однако не следует забывать, что в данном случае они, возможно, олицетворяют бога Амона и его супругу Мут. Как будто сознавая возложенную на них ответственность, они держатся подобающим образом, как и положено священным животным. На деле же кошка при случае вполне могла пустить в ход когти, а гусь со своим скверным характером уж точно не лишил бы себя случая воспользоваться своим могучим клювом. Сложно сказать, кому пришлось бы хуже, завяжись между ними драка.

Египтяне ценили кошек, зная, что они являются заклятыми врагами мышей. Чтобы приучить кошку к дому, не нужно было поводка, достаточно было хорошенько угостить ее жирной рыбой. Однажды, когда Ипуи, взяв свою лодку с носом в форме дикой утки, отправился вместе с женой и слугой охотиться на болотных птиц, он не забыл прихватить с собой и кошку – ту самую, которую мы уже видели точившей когти о льняной плащ. Подобно своим диким предкам, кошка нападала на спрятанные в камышах гнезда, но хозяин знал, что надо сделать, чтобы заставить ее вернуться.

Нильский, или египетский, гусь с древнейших времен пользовался особым положением на птичьих дворах египтян. Вместо того чтобы держать его в загоне вместе с прочей домашней птицей, египтяне позволяли ему свободно разгуливать по двору и саду и даже входить в дом. Именно поэтому, когда царю Хеопсу захотелось испытать способности кудесника, который хвастал, будто сумеет приставить отрубленную голову на место, он велел принести для проверки семена (нильского гуся). Гусь делил с кошкой привилегированные места у кресла хозяина. Однако независимость он ценил куда выше этих привилегий и охотно отправлялся погулять на берегу Нила. Забот с ним было немало: в жаркий сезон он пожирал финики, в холода подбирал плоды пальмы дум, а во время полевых работ топтался под ногами сеятелей, выковыривая из земли только что брошенные в нее зерна. Поэтому египтяне считали его подлой птицей, не ловили и не приносили в жертву богам. И все же их забавляла его непомерная прожорливость, склочность и хриплый гогот. Бывало, что гусь проявлял себя отменным сторожем, ничуть не уступающим в отваге собаке. Если же его нужно было наказать, этим с охотой занимались веселые обезьяны, несмотря на риск получить удар клювом.

Глава IV

ЖИЗНЬ В ДОМЕ  

1. Туалет

Египтяне отличались большой чистоплотностью: они считали, что не только человеческое тело всегда должно быть чистым, но и одежду и жилище необходимо постоянно поддерживать в безупречной чистоте. Вернувшись в Египет, Синухе первым делом сбросил с себя одеяние из крашеной шерсти, которое не снимая носил, пока жил среди бедуинов. Подобно Улиссу, оказавшемуся среди феакийцев, он преобразился, сразу помолодев на несколько лет. Он постригся и расчесал спутанные волосы, натер свое тело благовониями, которые, вполне возможно, хранились в золотом или обсидиановом кувшине вроде того, что правитель Библа Абишем получил в дар от царя Аменмеса III, и облачился в одежды из чистейшего льна.

Египтяне мылись несколько раз в день: утром после сна и до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности обычно состояли из таза и кувшина с носиком, которые, как правило, держали под столом, уставленным яствами. Слово, обозначающее «таз», – шаути происходит, по всей вероятности, от слова ша – «песок», а название кувшина, хесмени, – от слова хесмен – «натр». По-видимому, в таз насыпали песок, а в воду в кувшине добавляли натр. В воду, предназначенную для полоскания рта, насыпали немного специальной соли, бед. Словом суаб (от уаб – опрятный, чистый) называлась густая пенящаяся паста, состоявшая из таких ингредиентов, как зола и сукновальная глина.

После утреннего омовения мужчина вверял себя в руки цирюльника и слуг, занимающихся маникюром и педикюром, а женщина – парикмахеру. Утренний туалет фараона был торжественным событием при дворе. Знатнейшие люди страны считали за честь присутствовать при этом и старались никогда не опаздывать. Визири, высшие сановники и номархи также превращали свой утренний туалет в  церемонию, на которой собирались все родственники и помощники. Писцы стояли на коленях перед господином, готовясь записать его повеления или развернув длинные свитки папируса с именами, цифрами и перечнем выполненных или предстоящих работ. Тем временем слуги делали ему маникюр и педикюр, а цирюльник брил щеки и голову. Он пользовался бритвой с изогнутым лезвием – инструментом, сильно изменившим свой вид со времен Среднего царства, когда для бритья использовалось устрашающее орудие, больше всего напоминавшее плотницкую стамеску. Бритвы хранились в кожаных футлярах с ручками, а сами футляры обычно держали в изящных ларцах черного дерева. Затем хозяин дома с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой, умытый, бодрый и свежий, переходил в руки специалистов по умащениям и благовониям. Они приносили ему драгоценные мази и духи в запечатанных сосудах из хрусталя, зеленый и черный порошки (малахит – окись меди и галенит – окись свинца) для подводки глаз. Египтянам нравились глаза миндалевидной формы. Кроме того, порошки обладали профилактическим действием, предохраняя глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура"

Книги похожие на "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пьер Монте

Пьер Монте - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура"

Отзывы читателей о книге "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.