» » » » Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура


Авторские права

Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Здесь можно купить и скачать "Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
Рейтинг:
Название:
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-9524-0921-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура"

Описание и краткое содержание "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура" читать бесплатно онлайн.



В книге дана полная картина эпохи правления фараонов из династии Рамсесидов, строителей храмовых комплексов в Карнаке и Луксоре. Египтолог Пьер Монте в точности до мельчайших подробностей восстановил быт жителей одной из величайших мировых цивилизаций. Реконструкция мировоззрения древних египтян позволяет нам ощутить атмосферу, исчезнувшую более трех тысяч лет назад.






6. Напитки

Национальным напитком древних египтян было пиво, которое пили повсюду – дома, на открытом воздухе, на борту корабля и в харчевнях. Получивший царское прощение Синухе возвращается на корабле из Путей Хора в Ититауи и с удовольствием пьет пиво, которого так долго был лишен, в знак возвращения к египетскому образу жизни. Пиво делали из ячменя или пшеницы и фиников. Пивовары использовали примерно такие же формы, как пекари, корзины и целый набор глиняных кувшинов и мисок. Для начала выпекали несколько хлебов. Как и в пекарне, вокруг очага выстраивали пирамиды форм. Одновременно замешивали специальное тесто под названием уаджет (свежее). Потом его переливали в нагретые формы и держали на огне, пока хлеба не покрывались румяной корочкой. Внутри они оставались сырыми. Затем недопеченные хлеба крошили в большие бадьи и заливали сладким соком, выжатым из фиников. Полученную массу тщательно перемешивали и процеживали. Вскоре жидкость начинала бродить. Готовое пиво разливали по кувшинам и закрывали специальными пробками, которые представляли собой маленькие плоские диски, запечатанные сверху кусочком материи, пропитанной илом. В таком виде кувшины можно было безопасно перевозить на дальние расстояния. Перед употреблением пиво переливали в специальные пивные кувшины, вмещавшие три-четыре пинты. За столом его обычно пили из каменных, фаянсовых или металлических кубков. Горькое нубийское пиво делали примерно так же, но его нельзя было долго хранить. Когда умирал царь, говорили, что он отправился в страну, где хлеб не черствеет, а пиво не киснет. Из этого можно сделать вывод, что в реальной жизни пиво частенько скисало.


Переливание вина в кувшины (Дейвис. Гробница Рехмиры)

С тех пор как в Египте стали править цари родом из Дельты, высоко ценившие виноград, этот дар Осириса стали возделывать в невероятных количествах. Это эпоха расцвета торговли вином. Один из царских чиновников, отвечавший за поставку вина во дворец, прибыл в Пер-Рамсес с тремя судами – собственным кораблем и двумя баржами, выделенными Домом миллионов лет Усермаатра. На борту судов был двадцать один пассажир, пятнадцать сотен запечатанных кувшинов вина, пятьдесят кувшинов напитка под названием шедех и столько же кувшинов напитка паур, а также несколько корзин винограда, гранатов и прочих фруктов. Вероятно, один из упомянутых напитков был сделан из гранатового сиропа, а второй был каким-то ликером; так или иначе, шедех часто упоминается, когда речь идет о вине. Школярам нравились оба напитка, к большому неудовольствию их учителей-писцов.

В Рамсесеуме было обнаружено большое количество винных кувшинов. Многие, разумеется, были разбиты, однако на них остались следы иератических надписей, которые содержали интересную информацию о происхождении содержавшегося в кувшинах вина. Почти все виноградники находились в Дельте, вернее, в восточной ее части. В различных текстах упоминается «доброе восьмикратное вино, и «трехкратное вино», а также «сладкое вино». Я уверен, что под «сладким» подразумевается молодое вино, тогда как «трехкратное» или «восьмикратное» указывает на то, сколько раз вино подвергалось процеживанию – многократно процеженное вино дольше хранилось. Другой способ уберечь вино от закисания заключался в кипячении. Этот процсес изображен на одной из росписей в Бени-Хасане, к сожалению, она довольно плохо сохранилась. Не знаю, натирали ли египтяне внутреннюю поверхность винных кувшинов смолой, как это делали греки. Едва ли, поскольку выше всего в Египте ценилось вино сладкое как мед.

7. Трапеза

Итак, мы описали основные продукты, служившие пищей египтянам. Мы не располагаем документами, в которых достаточно подробно сообщается, как подавали еду в частных домах. Можно с уверенностью утверждать лишь одно: египтяне ели либо в одиночестве, либо парами, сидя за маленькими столиками, уставленными блюдами с мясом, птицей, фруктами и овощами. Дети усаживались на подушки или на циновки на полу.

Семья редко собиралась за столом по утрам. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. На завтрак он обычно получал хлеб, пиво, толстый ломоть жареного мяса и лепешки (шенес). Его жена ела, как правило, сразу по окончании утреннего туалета или пока служанка трудилась над ее прической. На одной из росписей в Фивах слуга подносит своей госпоже чашу, в то время как она смотрится в зеркало. На столике перед ней шкатулка и две вазы.

Основная трапеза состояла, по-видимому, из мяса, птицы, овощей и фруктов по сезону, хлеба и лепешек. Египтяне обильно запивали свою пищу пивом. Совсем не обязательно, что мясо ели каждый день и за каждой трапезой;

Египет – страна с жарким климатом, а розничная торговля здесь была развита крайне слабо. Позволить себе забить быка мог лишь тот, кто был уверен, что справится с ним за два-три дня, то есть крупные землевладельцы, жрецы и люди, которые собирались устроить пиршество. Обычные люди могли зарезать быка только по случаю празднества или паломничества. Мне известен только один рельеф, где египтяне изображены во время еды. Он находится в гробнице в Тель-эль-Амарне. За столом сидит Эхнатон со своей семьей: царь с большим аппетитом ест кусок сочного мяса, а его супруга – птицу. Одной рукой она подносит пищу ко рту, а другой протягивает кусочек одной из маленьких царевен. Вокруг стоят столы, заваленные самыми разнообразными яствами, однако в глаза бросается отсутствие блюд, тарелок, мисок и чаш. Это тем более удивительно, что в археологических музеях мы можем видеть огромные коллекции глиняной посуды, в которой обычно подавали супы, соусы, овощи и гарниры, сладости, фрукты и сливки. Поэтому я полагаю, что в какой-то момент гости получали не только тарелки, но и ножи, ложки и вилки – столовые приборы также можно порой увидеть в музеях. В Лувре, например, хранится прекрасный набор деревянных ложек с восхитительно красивыми ручками – похоже, что ими никогда не пользовались. Над гробницей царя Осоркона II я нашел ложку, рукоятка которой выполнена в виде человеческой руки, вставленной в металлическую трубку. Кстати, под столиками с овощами и фруктами часто можно увидеть тазик и кувшин для омовения рук. Это доказывает, что египтяне обычно ели руками.

Иногда в середине дня, около четырех-пяти часов, устраивали дополнительную трапезу, после которой египтяне возвращались к работе или развлечениям.

8. Вечер

Осенью и зимой крестьяне работали до наступления темноты. Возвращаясь с поля, они надеялись найти свой дом освещенным. Когда Анупу вошел в свой дом, погруженный в темноту, он сразу почувствовал, что произошло что-то ужасное. Даже у бедных крестьян было чем осветить дом в темные вечера, а школяры и ремесленники в сумерках продолжали работать при свете ламп, заправленных касторовым или оливковым маслом. В наших музеях хранятся несколько приспособлений, предназначенных для освещения. В одной из гробниц Первой династии я нашел красивую каменную лампу в форме бутона цветка папируса с желобком для фитиля. Другие лампы были сделаны в форме лотоса. В Лувре хранятся несколько маленьких плоских мисок с черным следом от фитиля, который, по всей видимости, пропитывали жиром. Подобными простыми светильниками пользовались работники, трудившиеся в некрополе и гробницах. Египтяне также изготовляли свечи, которые применялись в храмах ночью накануне наступления нового года или в канун праздника уаг. Свечи, похоже, стоили очень дорого, поскольку мы знаем, что отвечавший за них служитель получил высокое вознаграждение за то, что передал уже послужившие свечи жрецу ка Хапиджефаи, чтобы тот мог осветить ими статую своего господина. Усопшему желали, чтобы его лампа горела до самого рассвета, а по случаю пяти добавочных дней года ему преподносили пять конусообразных сосудов с ручками, напоминающими по форме рождественские елки, верхняя часть которых была облита воском и могла гореть. Такие лампы должны были скрасить умершему одиночество. Никаких фактов, что ими пользовались живые, не обнаружено.

На основе этих, весьма, впрочем, скудных сведений сложно понять, каким образом освещались дома. Так или иначе, египтяне не засиживались вечерами подолгу. Они вставали с первыми лучами солнца, поэтому и ложились довольно рано (это конечно же не относится к жрецам и ночной страже). В рассказе о покушении на свою жизнь, раскрывшем ему людскую неблагодарность, царь Аменемес I упоминает, что после месита, то есть вечерней трапезы, он посидел с часик и отправился на свое ложе, где, сморенный усталостью, вскоре уснул. После ужина египтяне проводили час-другой в беседах у тусклой коптящей лампы, а затем в доме до самого утра воцарялась тишина.

9. Пиршества

Богатый египтянин не испытывал недостатка в свободном времени и хорошо знал, как с толком провести его. Охота в пустыне, пешие прогулки, паломничества в храмы, ловля рыбы и птицы на болотах, посещение харчевен – выбирай любое. При желании он мог приятно провести время в стенах своего дома.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура"

Книги похожие на "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пьер Монте

Пьер Монте - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пьер Монте - Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура"

Отзывы читателей о книге "Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.