» » » » Анатолий Варшавский - Путешествия Дюмон-Дюрвиля


Авторские права

Анатолий Варшавский - Путешествия Дюмон-Дюрвиля

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Варшавский - Путешествия Дюмон-Дюрвиля" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Мысль, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Варшавский - Путешествия Дюмон-Дюрвиля
Рейтинг:
Название:
Путешествия Дюмон-Дюрвиля
Издательство:
Мысль
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествия Дюмон-Дюрвиля"

Описание и краткое содержание "Путешествия Дюмон-Дюрвиля" читать бесплатно онлайн.



Рассказывается о жизни, полной приключений и путешествий, известного французского мореплавателя XIX века Дюмон-Дюрвиля. Совершив два кругосветных путешествия и экспедицию в Антарктиду, исследователь-географ открыл и положил на карту много островов в Тихом океане, часть побережья Антарктиды и внес тем самым замечательный вклад в открытие Земли.






Такие люди нашлись.

Семь кругосветных плаваний совершили русские моряки с 1803 по 1819 год. Они обследовали обширные районы Тихого океана, с возможной точностью определили географическое положение всех посещенных и замеченных островов, провели многочисленные гидрографические работы, вплотную занялись проблемой — ими же первыми и поставленной — взаимодействия океанических и воздушных масс.

В 1819 году началось восьмое кругосветное плавание. Одновременно оно стало и первым русским антарктическим путешествием — «для изведания стран около Южного полюса с большой точностью, нежели сколько известно об оных поныне».

Главным результатом этой вошедшей в историю научной антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева стало, как известно, открытие Антарктиды. 27 (15) января 1820 года «Восток» и «Мирный» первый раз подошли к Антарктическому континенту. Это произошло примерно под 69-м градусом южной широты и 15-м градусом восточной долготы. 2 февраля (21 января) корабли вторично подошли к ледяному материку. 17 (5) февраля 1820 года они в третий раз подошли к ледяному континенту. Был и четвертый — 25–26 (13–14) февраля.

На следующий год, как известно, экспедиция продвинулась до 69°53′ южной широты, открыла остров Петра I и Берег Александра I. Путешествие продолжалось 751 день (из них ходовых под парусами 527). Экспедиция обошла вокруг всей Антарктиды! Это было поистине беспримерное плавание.

Наиболее южный из материков, пятый материк, существовал!

Два года спустя, в 1823 году, английский охотник на тюленей, Джеймс Уэдделл, покинув берега Южной Америки, направляет свои корабли «Джейн» и «Буофой» на юг. Проходит какое-то время, и, как обычно, появляются льды; видны — и их все больше — айсберги. Уэдделл продолжает упрямо продвигаться вперед, хотя ему и говорят, что пора вернуться: вряд ли в этих местах найдешь удобные лежбища тюленей. Проходит еще день-другой, и вдруг как в сказке все меняется: нет уже ни айсбергов, ни льдин. Впереди — чистое море.

До 74 градусов 15 минут южной широты и 34 градусов 60 минут западной долготы доводит «Джейн» и «Буофой» Уэдделл. Море чистое, лишь где-то на горизонте виднеется несколько айсбергов.

Маловероятно, говорят скептики. Открытое Полярное море? Да еще на 74-м градусе!

Уэдделлу и впрямь повезло: с той поры это открытое море (море Уэдделла), а оно, как нам теперь известно, вдается в Антарктический континент до 78-го градуса южной широты, вроде бы никто никогда и не видел свободным ото льда.

Но так или иначе рекорд Кука побит.

Мы не будем перечислять все осуществленные в эти годы и чуть позднее походы в Антарктиду. Заметим лишь, что в 1819 году англичанин Смит открыл Южные Шетландские острова. В 1820–1821 годах сюда устремились американские китобои, в их числе и Натаниэл Палмер, с чьим именем американские исследователи связывают открытие суши к югу от Южных Оркнейских островов — Земли Палмера. Впрочем, англичане оспаривают это, предпочитая называть найденный полуостров Землей Грейама (так его назвали в честь тогдашнего первого лорда адмиралтейства. По их мнению, северную оконечность данного полуострова первыми увидели английские моряки). Между прочим, вероятно, именно Палмера и имел в виду в своем письме к Дюмон-Дюрвилю морской министр.

В 1830–1832 годах было осуществлено еще одно значительное плавание в антарктические воды. Английский капитан Джон Биско открыл огромный полуостров (нынешнюю Землю Эндерби и группу островов Биско). За этими островами виднелись какие-то горы. В 1834 году английский капитан Кемп видел расположенный восточнее Земли Эндерби берег.

Пока что все эти открытия еще не складывались в четкую картину. Но в одном можно было не сомневаться: суша в районе Южного полюса существует, и она имеет огромные размеры.

Итак, 1837 год, и капитан Дюмон-Дюрвиль готовится к новой кругосветной экспедиции. На сей раз с заходом в антарктические воды. Прав ли в своих рассказах Уэдделл, действительно ли так далеко на юг простирается открытое море — одна из проблем, которую должна выяснить экспедиция.

Дюмон-Дюрвиль едет в Лондон. Это своего рода рекогносцировка; в Париже знают, что англичане (впрочем, так же как и американцы) готовят новые экспедиции в Антарктику. И дело не только в поисках южного магнитного полюса (по предложению Гаусса и Александра Гумбольдта как раз в это время этой проблемой решают заняться, что называется, вплотную). Дело еще и в соперничестве: великие державы начинают интересоваться новыми землями в Антарктиде. (В Океании соперничество идет уже полным ходом — через три года, в 1840-м, будет объявлена английской Новая Зеландия, в 1842-м захватит Маркизские острова Франция.)

В клубе имени Рэли, а все члены этого клуба путешественники, Дюмон-Дюрвиль на приеме задает своим собеседникам вопрос в упор:

— Каково ваше мнение об Уэдделле?

— Достойнейший человек, — говорят ему. — Настоящий джентльмен. Можно не сомневаться, его реляция соответствует истине.

Командировка длится десять дней. Шестого мая 1837 года Дюмон-Дюрвиль возвращается в Париж. «Вас хочет видеть король», сообщают ему. Аудиенция состоится пятнадцатого мая. Его королевское величество Луи-Филипп, любивший щеголять своей «демократичностью» (с зонтиком под мышкой и лишь издали сопровождаемый филерами, он чуть ли не каждый день, будто простой гражданин, прогуливался по «своему» Парижу), примет его в своем кабинете один. Более часа беседует он с Дюмон-Дюрвилем и милостиво разрешает установить премию всем тем, кто достигнет 75-го градуса южной широты, — 100 франков, а за каждый последующий градус к югу еще по 20 франков.

Королевская Франция тоже будет участвовать в поисках южного магнитного полюса. И в исследовании Антарктиды.

Свои пожелания счастливого плавания и поздравления Дюмон-Дюрвилю присылает вдохновитель русской антарктической экспедиции, автор поистине классического Атласа Южного моря, прославленный адмирал И. Ф. Крузенштерн, высоко ценивший картографические работы, выполненные французским моряком во время плавания на «Астролябии». Пожелания счастливого плавания прислал и знаменитый Александр Гумбольдт.

Седьмое сентября 1837 года. «В нынешний вторник, — запишет в своем дневнике Дюмон-Дюрвиль, — я попрощался с моей семьей. Дважды я уже проходил через это тяжелое испытание, но в ту пору я был молод, полон сил, надежд, веры в будущее. В 1837 году я был уже стар… и у меня не было никаких иллюзий…».

Хотя оба корабля Дюмон-Дюрвиля — и «Астролябия», и «Усердный» («Зеле») — и именовались корветами, были они обыкновенными габарами, торгово-транспортными, а попросту грузовыми судами, построенными в Тулоне в 1811 году, в самый разгар наполеоновских войн. Впрочем, еще с легкой руки Кука привилась та точка зрения, что военные корабли менее удобны для кругосветных плаваний, чем не такие быстроходные, но зато более прочные и устойчивые торговые суда. Кук плавал на так называемых угольщиках — больших барках, соответственно, конечно, переоборудованных и оснащенных, и не мог нахвалиться их добротностью. «Астролябия», как мы уже упоминали об этом, именовалась «Ракушкой» и успела дважды обойти вокруг земного шара. «Усердный» первоначально нес службу в Рошфоре, участвовал в 1822 году во франко-испанской войне, а в 1829-м провел мадагаскарскую кампанию.

Тоннаж и того и другого судна был незначителен, примерно 380 тонн. Напомним для сравнения — тоннаж корабля Лазарева «Мирный» составлял 530 тонн. Вооружены и «Астролябия», и «Усердный» были примерно одинаково. На «Астролябии» находилось десять длинноствольных каронад восемнадцатого калибра и две короткоствольные пушки.

…Два маленьких корабля, вполне маневренные и ходкие, они словно скорлупки в океанском просторе. Им предстоит далекий и нелегкий путь.

Задумывались ли вы когда-нибудь, разглядывая на картинках эти красивые парусные суда или глядя на них в кино, таких нарядных, быстрых, скользящих по глади волн, как трудно и сложно текла на них жизнь, будничная, рабочая жизнь, каким поистине подвижническим трудом добывались все те блестящие открытия, которые были осуществлены на этих утлых судах? А ведь едва ли не весь земной шар был открыт с помощью парусников! Едва ли не весь земной шар!

Скажем прямо, суда Дюмон-Дюрвиля не очень приспособлены к плаванию в антарктических водах. Но где они, в ту пору соответствующим образом приспособленные суда? И легче ли было Куку, Биско, Беллинсгаузену? Легче ли было капитанам отправлявшихся на тюлений промысел с улов, что проникали на ближние подступы к ледяному континенту?

Дюмон-Дюрвиль знает: время не ждет. Еще в начале 1837 года американские газеты сообщили о том, что в воды Тихого и Атлантического океанов отправляется целая флотилия — пять судов. Они должны заняться исследованием далекой Океании и одновременно поисками антарктических земель. Именно последнее и составляет главную цель планируемой экспедиции американца Уилкса. Готовится экспедиция и в Англии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествия Дюмон-Дюрвиля"

Книги похожие на "Путешествия Дюмон-Дюрвиля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Варшавский

Анатолий Варшавский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Варшавский - Путешествия Дюмон-Дюрвиля"

Отзывы читателей о книге "Путешествия Дюмон-Дюрвиля", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.