» » » » Георг Гегель - Наука логики. Том II


Авторские права

Георг Гегель - Наука логики. Том II

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Наука логики. Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз., год 1939. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Наука логики. Том II
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1939
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Наука логики. Том II"

Описание и краткое содержание "Наука логики. Том II" читать бесплатно онлайн.



«Наука логики» — важнейшее сочинение Гегеля






Представление ближе к реальности, чем мышление? И да и нет. Представление не может схватить движения в ц е л о м, например, не схватывает движения с быстротой 300.000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить. Мышление, взятое из представления, тоже отражает реальность; время есть Форма бытия объективной реальности. Здесь, в понятии времени (а не в отношении представления к мышлению) идеализм Гегеля.

…«Это мышление выставляет по этому поводу определенное основное правило, что противоречие немыслимо; в действительности же мышление противоречия есть существенный момент понятия. Формальное мышление Фактически и мыслит противоречие, но сейчас же отвращает от него взор и в этом предрассудке (в изречении, что противоречие не мыслимо) отходит от него лишь в отвлеченное отрицание». [206] «Только что рассмотренная отрицательность образует собою поворотный пункт в движении понятия. Она есть простая точка отрицательного отношения к себе, внутренний источник всякой деятельности, живого и духовного самодвижения, диалектическая душа, которая есть истинное внутри его самого, LXIII через которую оно есть единственная истина; ибо исключительно на этой субъективности основывается снятие противоположности между понятием и реальностью и то единство, которое есть истина. Второе отрицательное, отрицательное отрицательного, к коему мы пришли, есть сказанное снятие противоречия, но это снятие также мало, как и противоречие, есть действие некоторой, внешней рефлексии; оно есть внутренний, наиболее объективный момент жизни и духа, через который имеет бытие субъект, лицо свободное». [207] Критерий истины (единство понятия и реальности) Здесь важно: 1) характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа; совпадение понятий субъекта (человека) с реальностью; 2) объективизм в высшей степени (объективнейший момент).

Это отрицание отрицания есть третий член, говорит Гегель — «если вообще желают считать» — но можно признать его и четвертым, (четвертичность), считая два отрицания: «простое» (или «Формальное») и «абсолютное».

[207] Различие мне неясное, не равно-ли абсолютное более конкретному? «Хотя это единство, равно как вся Форма метода — троичность — есть лишь совершенно поверхностная внешняя сторона способа повнания» [207] NB: «троичность» диалектики есть ее внешняя поверхностная сторона bXIV — но говорит и то уже «бесконечная заслуга кантовой философии», что хотя бы она (пусть без понятпя) указана.

Гегель жестоко ругает Формализм, скуку, пустоту игры в диалектику «Формализм хотя также усвоил себе тройственность и удержался в ее пустой схеме; но поверхностная беспорядочность и пустота нового, так называемого' философского построения, состоящего единственно в том, чтобы повсюду придерживаться этой Формальной схемы, без понятия и имманентного определения, и употреблять ее для установления внешнего порядка, сделали эту Форму скучною и приобрели ей дурную славу. Однако пошлость этого употребления не может еще уничтожать его внутренней стоимости, и все же следует высоко ценить то, что тем самым найден хотя бы непонятый еще образ разумного». [208] Результат отрицания отрицания, это третье не есть… «покоящееся третье, а именно это единство (противоположностей), которое есть опосредывающее с самим собою движение и деятельность»…

[208] Результат этого диалектического превращения в «третье», в синтез, есть новая посылка, утверждение etc., которая снова становится источником дальнейшего анализа. Но в нее, эту «третью» ступень уже вошло «с о- держание» познания («содержание познания, как таковое входит вкруг рассмотрения») — и метод расширяется в систему. [209] Начало всех рассуждений, всего анализа, — эта первая посылка, кажется теперь уже неопределенной, «несовершенной», является потребность доказать, «вывести» ее, получается fcXV «что может показаться требованием бесконечного, идущего вспять прогресса в доказательстве и выводе» [209] — но с другой стороны, новая посылка толкает е п ер е 3…

… «Познание движется от содержания к содержанию. Прежде всего это движение вперед определяет себя так, что оно начинается от простых определенностей, и что следующие за ними становятся все богаче и конкретнее.

Ибо результат содержит в себе свое начало, и движение последнего обогатило его некоторою новою определенностью. Общее составляет основу; вследствие того движение вперед не должно быть принимаемо за некоторое течение от некоторого другого к некоторому другому. Понятие в абсолютном методе сохраняется в своем инобытии, общее — в своем порознении, в суждении и реальности; на каждой ступени дальнейшего определения воздвигается вся масса его предшествующего содержания и через свой диалектический ход вперед не только ничего не теряет и не оставляет позади себя, но несет с собою все приобретенное, и обогащает и сгущает себя в себе»…

{210–211] (Этот отрывок очень недурно подводит\ своего рода итог тому, что такое диалек- } тика. J Но расширение требует также углубления («в-себя-вхождение») «и большее расширение есть равным образом более высокая напряженность» «Богатейшее есть поэтому самое конкретное и самое субъективное, и то, что возвращает себя в наиболее простую глубину — самое мощное и преобладающее».

V Гегель» т. VI, Наука оогшсв, т. П Это NB: Богаче всего самое конкретное и самое субъективи о е BXVI «Таким путем каждый шаг вперед движения дальнейшего определения, поскольку он удаляется от неопределенного начала, есть также возвратное приближение к последнему, и тем самым то, что первоначально могло являться различным, идущее назад обоснование начала, и идущее вперед дальнейшее определение его совпадают вместе и суть одно и то же». [211] Это неопределенное начало нельзя обесценивать: Гегель против Канта I Против Канта (верно)… «Не следует обесценивать его на том основании, что ему можно, де, придавать значение лишь предварительного и гипотетического.

То, что можно бы было возразить против него, — напр., что человеческое познание ограничено, что прежде чем приступить к делу, требуется критически исследовать орудие познания, — все это также предположения, которые, как конкретные определения, приводят за собою требование их опосредования и обоснования. Так как они при том с Формальной точки зрения не имеют никакого преимущества перед началом с того, против чего они протестуют, и скорее в виду своего конкретного содержания нуждаются в выводе, то их следует, напротив, считать не чем иным, как пустыми притязаниями. Содержание их неистинно, так как они обращают в несомненное и абсолютное то, что познано, как конечное и неистинное, именно некоторое ограниченное познание, определенное, как Форма и орудие в противоположность своему содержанию; это неистинное познание есть само также Форма, обоснование, идущее назад. — И метод признает начало за нечто несовершенное, так как оно есть начало, но вместе с тем это несовершенство — вообще за необходимое, EXVII ибо истина есть лишь вхождение к самой себе через отрицательность непосредственности»…

[211–212]… «Вследствие вышеуказанной природы метода наука представляется некоторым замкнутым в себя кругом, в начало которого, простое основание, возвращается путем опосредования конец; при том этот круг есть круг из кругов… Отрывки этой цепи суть отдельные науки»…

«Метод есть чистое понятие, относящееся только к самому себе; он есть поэтому то простое отношение к себе, которое есть бытие.

Но он есть также наполненное бытие, понимающее себя понятие бытия, как конкретное, равным образом совершенно интенсивная полнота»… [212}… «Во-вторых, эта идея ((идея абсолютного познания)) еще логическая, она замкнута в чистую мысль, есть еще наука только божеского понятия. Ее систематическое развитие, правда, само есть некоторая реализация, но содержащаяся внутри этой сферы. Так как чистая идея познания тем самым заключена в субъективность, то она есть побуждение снять последнюю, и чистая истина, как последний результат, становится также началом некоторой другой сферы и науки. На этот переход требуется еще здесь только намекнуть.

Наука есть круг кругов NB: связь диалектического метода с «наполненным бытием», с бытием, полным содержания и конкретным «А именно так как идея полагает себя, как абсолютное единство чистого понятия и его реальности и потому совпадает в непосредственность бытия, то как полнота в этой Форме, она есть природа*. [213] V* Переход от идеи к п р ир о д е…

LXVin В малой логике (Энциклопедия § 244, дополнение, етр. [344]) последняя фраза книги такова: «но эта существующая идея есть природа».

Эта Фраза на последней, [213]-ой странице Логики архизамечательна. Переход логической идеи к природе. Рукой подать к материализму. Прав был Энгельс, что система Гегеля перевернутый материализм. Это не последняя Фраза Логики, но дальше до конца страницы неважное.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Наука логики. Том II"

Книги похожие на "Наука логики. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Наука логики. Том II"

Отзывы читателей о книге "Наука логики. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.