» » » » Георг Гегель - Феноменология духа


Авторские права

Георг Гегель - Феноменология духа

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Феноменология духа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Социальной экономической литературы, год 1959. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Феноменология духа
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1959
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феноменология духа"

Описание и краткое содержание "Феноменология духа" читать бесплатно онлайн.








Феноменология духа

«Феноменология духа» и ее место в истории философской мысли

§ 1. Роль и значение «Феноменологии духа» в философской эволюции Гегеля

«Феноменология духа» — первое крупное произведение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, в котором дано развернутое изложение его собственной оригинальной системы философских взглядов. Оно вышло в свет в 1807 г., когда автору его было уже 37 лет. Появлению этого произведения предшествовал длительный период сложной и противоречивой, богатой идейными коллизиями и духовными драмами эволюции мировоззрения немецкого мысли — толя.

«Феноменологию духа» предваряют работы, написанные еще в 90–х годах XVIII в., но так и оставшиеся неопубликованными при жизни автора («Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», «Дух христианства и его судьба» и др.); изданная в 1801 г. небольшая книжка «Различие между системами Фихте и Шеллинга» (первый из трудов философа, увидевших свет); статьи, помещенные в 1801–4802 гг. в «Критическом философском журнале», который издавался Шеллингом и Гегелем во времена их идейной близости: «О сущности философской критики», «Как обыкновенный здравый человеческий рассудок понимает философию» и др.

В период работы над «Феноменологией духа» — в 1805–1806 гг. — Гегель прочитал в Иене цикл лекций по так называемой «реальной философии», включавшей «Философию природы» и «Философию духа».

Все эти труды явились важнейшими вехами философской эволюции Гегеля. В каждом из них с большей или меньшей отчетливостью проступают разнообразные идейные влияния, которые последовательно испытывал немецкий мыслитель на пути к созданию собственной системы «абсолютного идеализма»: античная культура и христианство (протестантизм), немецкое и французское просвещение, Кант и Фихте, английская политическая Экономия и немецкая классическая эстетика, Гердер и Гель — дорлии, наконец — Шеллинг и возникающее теоретическое есте — стиознание.

Период формирования мировоззрения философа совпал с эпохой Французской буржуазной революции. Идеи, под лозунгом которых протекала борьба классов в это время, были тем более актуальны для немцев, что им в не столь уж отдаленном будущем предстояло проделать нечто подобное тому, что происходило по ту сторону Рейна.

Не менее значительное влияние на духовную жизнь Европы конца XVIII — начала XIX в. оказывало развитие промышленности и связанного с нею естествознания. Как отмечал Энгельс, имея в виду идейное развитие от Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фейербаха, философов «толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и все более бурное развитие естествознания и промышленности» Под их напором даже системы идеалистов «все более и более наполнялись материалистическим содержанием, стремясь пантеистически примирить противоположность духа и материи» [1].

Процесс усвоения Гегелем всех этих разноречивых влияний характеризуется тем, что, переходя от одной философской концепции к другой, подчас диаметрально противоположной, он, как правило, не отбрасывал предыдущую, а стремился сохранить за нею всю полноту ее актуального значения во вновь обретенной системе воззрений. У него предыдущий «духовный опыт» продолжал активно функционировать в составе последующего.

Неосознанная вначале, эта форма, в которой протекала эволюция мировоззрения Гегеля, со временем осознается философом как всеобщий закон развития всего существующего и все более и более становится у него сознательно применяемым принципом освоения наличного мыслительного материала, способом построения собственной теоретической конструкции.

Предпринимая в ходе идейной эволюции новые и новые попытки систематически представить знание своей эпохи, немецкий мыслитель выражал общую тенденцию современной ему философской мысли.

Причины этой устойчивой тенденции к созданию универсальных систем, характеризовавшей немецкий классический идеализм, лежали за пределами собственно философии. Тенденция эта была вызвана потребностью в систематизации накопленного материала, которую испытывали достигшие высокого уровня развития науки о природе. На эту объективную потребность развивающегося научного познания, которая «подспудно», «изнутри» руководила поисками немецких идеалистов даже в сфере самых отвлеченных идей, неоднократно указывал Ф. Энгельс: «В конце прошлого [XVIII] столетия, после французских материалистов, материализм которых был ho преимуществу механическим, обнаружилась потребность энциклопедически резюмировать все естествознание старой ньютоно — линнеевской школы…»[2]

К тому времени, когда Гегель начал предпринимать свои попытки привести в систему имеющийся мыслительный материал, уже был накоплен известный опыт философской систематизации. Правда, все предыдущие идеалистические системы грешили серьезным искажением реальной действительности. Однако каждая из них несла в себе и плодотворное зерно, ибо улавливала какой — то момент объективного закона развития, формулировала какую — то сторону диалектики. И именно потомуг что поле, на которое вступил Гегель, было уже вспахано его предшественниками, ему удалось взрастить богатые плоды — свою теорию развития, диалектику.

Одним словом, многочисленные попытки Гегеля теоретически осмыслить всю практически доступную ему духовную культуру имели своим результатом возникновение его теории развития.

Этот акт был осуществлен именно в «Феноменологии духа», и потому ей принадлежит особая роль и выдающееся значение в философском развитии Гегеля. Подводя итоги своей длительной и трудной мировоззренческой эволюции, философ бросает ретроспективный взгляд на всю совокупность усвоенных им элементов тогдашнего образования, заново осмысляет их, приводя их в определенную систему.

В то же время эта работа знаменовала начало теоретической эволюции немецкого философа на основе своих собственных исходных посылок. В ней представлен тот переходный этап философского развития Гегеля, который связан с окончательной переплавкой усвоенного мыслительного материала в новую систему философии. Система здесь уже обрисована в целом, ее общие контуры отчетливо прочерчены, однако, моменты, ее составляющие, еще не уложились окончательно в строго организованное единство. Она еще напоминает реку в момент ее возникновения из многочисленных и разнородных потоков, новый сплав, в котором еще ощущаются металлы, его составляющие.

То новое, что вносил здесь мыслитель в развитие философского знания, — это прежде всего разработка оригинального способа систематизации унаследованной от прошлого духовной культуры, созданного на основе специфически гегелевской идеалистической интерпретации принципа развития. Причем — и это здесь особенно важно — в «Феноменологии духа» принцип развития дан впервые в процессе его развертывания в целую теорию, в систему.

«Феноменология духа» — это изображение (своего рода «моментальный снимок») гегелевского метода «в пути», в складывании, в становлении. Это здание гегелевской диалектики, с которого не сняты еще «строительные леса», а они, в отличие от обыч пых строительных лесов, имели подчас не меньшую, а даже боль шую ценность, чем само возводимое здание. И недаром Гегель на звал впоследствии «Феноменологию духа» своим теоретически^ «путешествием за открытиями», а Карл Маркс — «истинным истоком и тайной» гегелевской философии.

§ 2. Гегелевская формулировка принципа развития

Принцип развития формулируется Гегелем уже на первых страницах знаменитого «Предисловия» к «Феноменологии духа», посвященного проблеме научного познания. Этот принцип противопоставляется здесь ходячему метафизическому представлению об абсолютной противоположности «истинного» и «ложного» и проистекающему отсюда взгляду на духовную культуру как на хаотическое скопление совершенно случайных и не связанных друг с другом мнений, идей и точек зрения. Вот это образное и пластичное изложение основного принципа диалектической теории развития: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» По существу это самая общая характеристика закона «отрицания отрицания», который уже в «Феноменологии духа» становится основным стержнем гегелевской системы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феноменология духа"

Книги похожие на "Феноменология духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Феноменология духа"

Отзывы читателей о книге "Феноменология духа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.