» » » » Георг Гегель - Феноменология духа


Авторские права

Георг Гегель - Феноменология духа

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Феноменология духа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Социальной экономической литературы, год 1959. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Феноменология духа
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1959
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феноменология духа"

Описание и краткое содержание "Феноменология духа" читать бесплатно онлайн.








Иными словами, вопрос о постижении «тайны» человеческого сознания переносятся на почву исследования его реального исторического движения.

Переход на почву исторического исследования развития сознания давал Гегелю решающее преимущество перед Фихте. Он покинул путь формально — логического «выведения» «механизма», управляющего развитием сознания, и пытался представить этот «механизм» в процессе его исторического становления. Обращение к реальной истории сознания было выходом за пределы кантовски — фихтевского субъективизма в решении вопроса о «механизме» познавательного процесса. Вне зависимости от априорности гегелевской схемы (и в противоречии с ней) такое обращение предполагало «выведение» законов, управляющих движением человеческого познания, из анализа процесса взаимодействия человека с предметной действительностью, из человеческой деятельности. И хотя «идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой» (Маркс), нельзя недооценивать самое постановку вопроса: в отличие от Фихте, выводившего «механизм» сознания из его «деятельности» по отношению к предмету «вообще», Гегель выводит этот «механизм» из взаимодействия сознания с исторически возникающим и изменяющимся предметом.

Сообразно методу «Феноменологии духа» это взаимодействие выводится «изнутри» сознания путем раздвоения сознания на.

«знание» и «предмет знания». Это раздвоение с особой отчетливостью выявляется в представлении. И именно поэтому отношения, складывающиеся в наиболее простом (абстрактном) случае представления, рассматриваются Гегелем в виде той «элементарной клеточки», из которой он хочет вывести весь «мир сознания».

Всякое представление двойственно: с одной стороны, оно находится в сознании «представляющего» субъекта, с другой стороны, оно выступает в сознании в виде чего — то чуждого «представляющему» субъекту, отличного от него. (Уже в самом слове «представление» выражено раздвоение: мы как бы «ставим» в своем сознании предмет «перед» собой; точно так же обстоит дело в немецком языке: Vor — stellung.) Поэтому в представлении можно выделить, с одной стороны, «знание» о предмете, с другой — сам «предмет знания». Они, согласно Гегелю, и суть «простейшие определения», которыми оперирует «естественное» или «обыденное» сознание, руководствующееся рассудком.

Каждый из этих двух моментов имеет в «Феноменологии духа» два значения. Во — первых, под «знанием» понимается вся совокупность человеческих знаний о природе и обществе, достигнутых на каждом данном этапе общественного развития и сформулированных в самом общем виде. Под «предметом» в этом случае подразумевается вся совокупность природных и общественных предметов, втянутых человечеством в орбиту его познания и деятельности. Во — вторых, под «знанием» понимается знание, которым обладает отдельный человек на различных ступенях своего образовательного движения к точке зрения научной философии. В данном случае под «предметом» Гегель подразумевает всю духовную культуру, которую надлежит индивиду усвоить, т. е. воспроизвести для себя средствами активно функционирующего мышления.

Выяснить закономерные отношения «знания» и его «предмета» в сознании, установить необходимость, которой подчиняется возникновение, развитие и смена «формообразований сознания», этой значит, по Гегелю, «разложить», «проанализировать» представление.

Поскольку речь в этом случае идет лишь о «явлениях» знания, «феноменах духа», постольку здесь нельзя еще говорить об истинном постижении сущности знания и нельзя принимать на веру точку зрения сознания, осуществляющего свое «феноменологическое» движение путем противоположения субъекта объекту. Но так как необходимо дать полную и объективную историю возникновения научной («спекулятивной») точки зрения из ненаучной, то не следует опережать события, отвергая «с порога» иллюзии «обыденного сознания». Нужно проследить историю развития этого сознания, пользуясь его собственными мерками и критериями — теми законами, которые оно само над собой установило.

Что же касается более глубоких законов, которые лежат в основе развития «формообразований сознания», то о них следует говорить по мере того, как они проявляются в «антиномиях» самого «обыденного сознания»; причем ровно в той степени, в какой они выступили на поверхность на каждом данном этапе развития сознания. Следовательно, речь должна идти об «объяснении» природы «обыденного сознания» ему самому на примерах его собственной деятельности.

«Обыденному сознанию» кажется, что «момент знания», выступающий на одной стороне представления, т. е. форма знания, является чем — то совершенно пустым и бессодержательным. Все богатство истинного содержания усматривается в этом случае на другой стороне представления — в «предмете знания», взятом в том виде, в каком он существует «в себе», вне отношения к знанию. Сообразно с этим «знание» принимается за нечто неистинное, субъективное, произвольное, в отличие от предмета, обладающего всей полнотой своего истинного содержания. Поэтому человек, стоящий на точке зрения «обыденного сознания», начинает с попытки изменить свое знание с тем, чтобы приспособить его к предмету.

Однако стоит только сделать это, стоит только изменить «знание о предмете», как неожиданно оказывается, что изменился и сам «предмет знания» — появился совершенно новый предмет. Причина кроется в том, что сознание обогатилось в ходе своего взаимодействия с предметом, его знание стало гораздо более глубоким. Расширился горизонт познающего субъекта, изменился его взгляд на внешний мир и — соответственно — в поле его зрения попали новые вещи, свойства, отношения и т. д. Потому предмет этого усложненного знания и стал иным.

Не понимая подлинного смысла этой метаморфозы, человек, стоящий на точке зрения «обыденного сознания», считает, что дело обстояло так: случайно в поле зрения «знания» оказался новый предмет и в соответствии с этим знание было изменено Такой подход, отмечает Гегель, порочен в своей основе: он не дает возможности объяснить, как и по какой причине возник и лопал в поле зрения познающего субъекта новый предмет.

Научный же взгляд, согласно Гегелю, состоит в признании того факта, что предмет, изменившийся в связи с изменением знания в нем, сам «по существу принадлежал этому знанию» [19] и что «новый предмет возник благодаря обращению (Umkehrung) самого сознания»[20]. Таким образом, с этой точки зрения картина выглядит совершенно иначе. Оказывается, что не «знание», не «субъективное» бедно содержанием, а именно его предмет. Оказывается, что источник развития «формообразований сознания» лежит именно в активности сознания, и потому суть дела сводится к тому, чтобы постичь закон — логику — этой познавательной активности субъекта. Только постигнув этот закон, которому подчиняется развитие человеческого сознания, и можно, по Гегелю, открыть «тайну» человеческой истории. Ибо история — это история развития человеческого знания, история осуществления в «инертном» и «пластичном» материале природы «идеальных планов», вызревших в недрах человеческого «духа» — и только человеческого «духа». Это история «порождения» «духом» чуждой ему «предметности» (т. е. история «отчуждения» «духа» от самого себя) и история «снятия» предметного мира (т. е. история «снятия» этого «отчуждения»).

Здесь ясно видна органическая связь между гегелевским идеализмом и неспособностью объяснить подлинный источник активности человеческого познания, мышления. Целиком и полностью разделяя представление французских материалистов о действительности как о чем — то «косном», «пассивном», он встал в тупик перед самим фактом исторического развития человечества. Апеллируя к природе, невозможно объяснить это развитие, ибо человечество развивалось гораздо быстрее, чем эволюционировала природа. Не признавая иной «внешней действительности», кроме природной, Гегель попытался объяснить развитие человечества из развития «абсолютного духа».

«Предмет», который является, «обыденному сознанию» как нечто внешнее, а затем обнаруживает себя как его собственное «отчуждение», каждый раз «порождается», согласно Гегелю, при определенных «духовно — исторических» условиях. Этот «предмет» представляет собою не что иное, как «опредмеченную» духовную культуру, как «отчужденную» совокупность духовных связей, которые установились между людьми и с которыми волей — неволей должен сообразоваться каждый отдельный индивидуум, — хотя он может и не знать подлинного источника их появления.

Система духовных связей между людьми включает в себя и природные предметы, призванные выполнять роль «посредника» в духовном развитии. Дело в том, что «дух» выступает у Гегеля с самого начала как «дух» коллектива, а не отдельного индивидуума. Поэтому он с неизбежностью должен «опосредствовать» себя, выражать себя «вовне», ибо в противном случае то, что возникает в тайниках «души» одного человека, не могло бы стать доступным другому, — а без этого не было бы духовной связи между людьми, не было бы коллектива, не былю бы коллективного «духа». Первый «природный» материал, который «дух» использует для выявления себя «вовне», это звук (колебание воздуха). Неоформленное «беспокойство» духа заставляет человека выражать свое внутреннее состояние в слове, в речи. В слове один индивид существует для другого индивида, и тем самым «дух» существует «для себя». Таким образом, «природная материя» фигурирует здесь как посредствующее звено между «индивидуальными сознаниями», как способ осуществления «духа» «вовне» (его «отчуждение»). По этой схеме Гегель толкует любой предмет, произведенный целесообразно действующим человеком. Не только слово, но и орудие труда, и храмы, и города и т. д. — все это у Гегеля есть форма внешнего, «предметного» осуществления «духа», его «отчуждения». В рассмотрении этих «предметов», в «идеализации» их «дух» познает самого себя, доводит до «самосознания» то, что ранее было погребено в его «лишенной сознания ночи».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феноменология духа"

Книги похожие на "Феноменология духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Феноменология духа"

Отзывы читателей о книге "Феноменология духа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.