» » » » Георг Гегель - Феноменология духа


Авторские права

Георг Гегель - Феноменология духа

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Феноменология духа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Социальной экономической литературы, год 1959. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Феноменология духа
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1959
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феноменология духа"

Описание и краткое содержание "Феноменология духа" читать бесплатно онлайн.








Согласно Биго, вся суть трансформации гегелевских идей в марксизме состоит в том, что феноменология духа просто превратилась в феноменологию труда, диалектика отчуждения человека — в диалектику отчуждения капитала, метафизика абсолютного знания — в метафизику абсолютного коммунизма [24].

Цель всех этих вылазок ясна: она состоит в том, чтобы фальсифицировать марксизм, замазать его коренную противоположность всякому буржуазному мировоззрению (в том числе и гегелевскому) и «доказать» его «ненаучный» характер.

По сути дела тот же самый смысл имеют теоретические построения ревизионистов, когда они сближают Гегеля и Маркса путем отождествления гегелевской идеалистической диалектики с диалектическим материализмом. Тем самым затушевывается демаркационная линия между пролетарским и буржуазным мировоззрением.

Более чем полувековая борьба вокруг «Феноменологии духа» с особой убедительностью свидетельствует о том, что ни этот гегелевский труд, ни вся философия Гегеля не могут быть правильно поняты с идеалистических позиций.

«Феноменология духа» по — прежнему остается загадкой, «тайной» для буржуазных философов. И каждый из них, если ему приходится столкнуться с этим произведением Гегеля, считает своим профессиональным долгом «открыть» в нем «свою тайну», соответствующую той философской «школке», к которой он принадлежит.

Между тем вот уже более ста лет, как этой «тайны» не существует. И честь ее открытия принадлежит не кому иному, как основоположнику марксизма — Карлу Марксу.

§ 6. Маркс о «Феноменологии духа»

В противоположность всей буржуазной философии, которая так и не смогла подняться до высот гегелевского диалектического мышления, Маркс не только усвоил диалектику Гегеля, но и критически преодолел ее с точки зрения бесконечно более высокого — диалектико — одатериалистичешого — способа мышления.

В отличие от метафизического материалиста Фейербаха Маркс начинает с рассмотрения действительности не в форме «чисто природной» действительности, а в форме «действительного жизненного процесса» людей, т. е. в форме общественного бытия, базирующегося на материальной производственной деятельности людей. Не «природа вообще», взятая в ее «чистом» виде, определяет развитие человеческого общества (и в том числе — развитие общественного сознания), а материально — производственная деятельность людей, преобразующих эту природу и вместе с тем свою собственную природу.

Предметно — практическая деятельность, труд не возможен вне общества, вне взаимного «обмена деятельностью» между людьми. И здесь, в общественном производстве, природа является «звеном, связывающим человека с человеком», выступает «жизненным элементом человеческой деятельности», «основой его собственного человеческого бытия» Ч

То, что в «Феноменологии духа» выступало как «отчуждение», как «посредствующее звено», связывающее одно «самосознание» с другим, — т. е. «дух» с самим собою, в действительности есть нечто связывающее одного человека с другим. Иными словами, природа рассматривается Марксом в том виде, в котором она вовлекается в общественное бытие людей. То, что Гегель рассматривает как процесс порождения «духом» (осуществляющим себя посредством деятельности людей — «самосознаний») своих собственных «отчуждений», у Маркса есть материалистически понятый процесс преобразования природы (и материальных общественных отношений) общественным человеком. Преобразовывая природу, люди создают свой собственный мир — «общественное бытие». То же, что у Гегеля выступает как процесс «снятия» этих «отчуждений» «духом», познавшим в них самого себя, в действительности, как показал Маркс, является историческим процессом познания людьми закономерностей природы и своего собственного общественного бытия, осуществляемым на основе ма — териально — производственной деятельности.

Таким образом впервые в истории философии получает подлинно научную трактовку вопрос, который у Фихте был сформулирован как проблема отношения «я» и «не — я», а у Гегеля — как проблема отношения «знания о предмете» к «предмету знания». Это раздвоение, которое имеет место в элементарном человеческом представлении, отражает вполне реальный факт создания человеком своего собственного «предметного мира»: человек начинает с того, что он создает необходимые ему предметы в процессе общественного производства, а потом уже противопоставляет их самому себе в сознании. Следовательно, на место гегелевской «абсолютной идеи», «опредмечивающей», «отчуждающей» (для Гегеля это одно и то же) себя в своем стремлении к самопознанию, Маркс ставит реального общественного человека, преобразовывающего природу в целях удовлетворения своих потребностей.

Но это значит, что автор «Феноменологии духа», показывая, как пребывающий в процессе неустанной деятельности «дух» осуществляет преобразование самого себя из состояния «субстанции» в состояние «субъекта», по существу дал мистический иероглиф реального исторического процесса «самопорождения» человека. Именно в этом — пусть бессознательном — выражении реального факта исторического становления общественного человека в процессе общественного производства Маркс усматривает «величие гегелевской «Феноменологии» и ее конечного результата — диалектики отрицательности как движущего и порождающего принципа» В этом произведении Гегель «ухватывает сущность rpz/da и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его собственного труда»[25]. И тот факт, что автор «Феноменологии» рассматривает «труд как сущность, как подтверждающую себя сущность человека», свидетельствует, по Марксу, о том, что он стоит «на точке зрения современной политической экономии» [26].

Понимание того положительного, что содержится в «Феноменологии духа», делает марксову критику гегелевского идеализма особенно острой и глубокой.

Коренной порок Гегеля, уловившего «сущность труда», состоит, согласно Марксу, в том, что он «знает и признает только один вид труда, именно абстрактно — духовный труд» [27]. И поэтому, несмотря на то, что в методологическом отношении Гегель стоял неизмеримо выше современных ему экономистов, он не смог преодолеть ограниченность их точки зрения и вслед за ними усматривал «только положительную сторону труда, но не отрицательную» [28]. Отрицательная же сторона труда заключается в том, что на определенных этапах исторического развития труд выступает не как «самоподтверждение человеческой сущности», а, наоборот, как ее «самоотрицание». В особенности это имеет место при капиталистических отношениях собственности[29].

Гегель упустил из виду это обстоятельство, между прочим, по той причине, что в его системе не различалось «отчуждение» и «опредмечивание». Всякое «опредмечивание» «духа» было для него «отчуждением», ибо у него не было критерия для различения этих понятий: и то, и другое одинаково противостояло «духу» в качестве чего — то отличного от него, «чуждого» ему. Маркс же строго различал «опредмечивание», т. е. создание человеком предмета, который не противостоит ему в качестве «чуждой» силы, от «отчуждения», т. е. превращения предмета, созданного общественным человеком, — будь то материальный или идеальный предмет, — в нечто «враждебное» своему создателю, в нечто подавляющее его. Продукты человеческой деятельности превращаются в «отчуждения» при определенных отношениях — отношениях, базирующихся на частной собственности на орудия и средства производства.

В противоположность Гегелю, объяснявшему '«отчуждение» ссылкой на стремление мистического «абсолютного духа» к самопознанию, в отличие от «левых» гегельянцев и Фейербаха, считавших причиной существования отчужденных форм человеческой жизни либо невежество «массы», либо непросвещенность «Человека», Маркс ставит задачу — найти материальные причины «отчуждения». В качестве реальной силы, порабощающей трудящегося человека, «отчуждение» выступает как власть (экономическая и политическая) другого человека; согласно Марксу, чуждой силой, властвующей над человеком, не могут быть ни бог и ни природа, ею может быть только сам человек[30]. Этот ход рассуждений самым непосредственным образом подводил Маркса к необходимости конкретного анализа тех отношений между людьми, которые неизбежно приводят к возникновению «отчуждения».

Материалистический подход дает Марксу возможность найти в «Феноменологии духа» зародыши тех идей, которые не вполне осознавал сам ее автор. «…Поскольку она, — говорит Маркс о «Феноменологии духа», — фиксирует отчуждение человека, — хотя человек выступает в ней только в виде духа, — постольку в ней заложены в скрытом виде все элементы критики, подготовленные и разработанные часто уже в форме, высоко поднимающейся над гегелевской точкой зрения. Отделы о «несчастном сознании», о «честном сознании», о борьбе «благородного и низменного сознания» и т. д. и т. д. содержат в себе — хотя еще в отчужденной форме — критические элементы целых областей, таких, как, например, религия, государство, гражданская жизнь и т. д.» [31].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феноменология духа"

Книги похожие на "Феноменология духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Феноменология духа"

Отзывы читателей о книге "Феноменология духа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.