Александр Кожев - Введение в чтение Гегеля
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Введение в чтение Гегеля"
Описание и краткое содержание "Введение в чтение Гегеля" читать бесплатно онлайн.
B. — Диалектика sinnliche Gewipheit (p. 80–86 /с. 52–59/):
(1) диалектика Gegenstand (p. 80–82 /с. 52–54/),
a) диалектика Jetzt (р. 81–82 /с. 52–53/),
b) диалектика Hier (р. 82 /с. 53/),
(2) диалектика Ich (р. 82–84 /с. 53–56/),
(3) диалектика sinnliche Gewipheit в целом (р. 84–86 /с. 56–58/),
a) диалектика Jetzt (р. 85–86 /с. 57/),
b) диалектика Hier (р. 86 /с. 57–58/).
С. — Преобразование Sinnliche Gewipheit в Wahrnehmung (p. 86–89 /с. 57–59/).
II
DIE WAHRNEHMUNG; ODER: DAS DING UND DIE TAUSCHUNG /ВОСПРИЯТИЕ, ИЛИ ВЕЩЬ И ИЛЛЮЗИЯ/ (раздел А, глава II)
(Глава оставлена без комментария). План главы II
A. — Описание Wahrnehmung (Восприятия) (р. 83—89
/с. 55–59/):
(1) введение (р. 89–90 /с. 60–61/),
(2) описание Gegenstand (объекта восприятия) (р. 90–92 /с. 61–62/),
(3) описание Bewuptsein (воспринимающего субъекта) (р. 92–93 /с. 62–64/).
B. — Диалектика W[ahrnehmung] (р. 93–99 /с. 64–69/):
(1) диалектика Gegenstand (р. 93–94 /с. 64/),
(2) диалектика Bewuptsein (р. 94–97 /с. 64–66/),
(3) диалектика W[ahrnehmung] в целом (р. 97–98 /с. 66–68/).
C. — Преобразование Wfahrnehmung] в Verstand (р. 99—102
/с. 68–70/). (Р. 100–102 /с. 69–70/: примечание- критика философии «здравого смысла»).
III
KRAFT UND VERSTAND, ERSCHEINUNG UND UBERSINNLICHE WELT /СИЛА И РАССУДОК, ЯВЛЕНИЕ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ МИР/ (раздел А, глава III)
(Откомментированы лишь некоторые пассажи этой главы)
Verstand (Рассудок) отличает «явление» (Erscheinung) от «истинного бытия» (ubersinnliche Welt). Но Gegenstand /предмет/, противопоставленный субъекту объект, сохранен; это сверх-чувственный мир, или «скрытая сущность вещей» (das Innere), считается, что он может существовать независимо от мыслящего вещи субъекта. Das Innere (p. 110 /с. 77/) соответствует: мана первобытного мышления, платоновской идее, лейбницевской монаде, силе в ньютоновской физике (Kraft), жизни в виталистской биологии, кантовской вещи-в-себе.
a) Прежде всего — это чистое бытие реального (раскрытое Ощущением, т. е. это Sein к главе I);
b) это также нечто, данное рассудку (Verstand), по ту сторону непосредственного или чувственного сознания;
c) чувственно-данное есть не что иное, как явление (Erscheinung).
Erscheinung — не просто «scheint» («кажется»), оно «ег- scheint», кажет себя, показывая то, что есть поистине. Какая-то Сила (Kraft) заставляет сущее /l'etre/ развернуться, и это — явление (Erscheinung).
Первобытная практика: маг, религиозный человек. Затем наука.
Затем исходная точка философии.
Но это только исходная точка философствования, ибо реальность (сверхчувственная) здесь понята еще как Gegenstand, как некий объект, противопоставленный субъекту и от него независимый. В конце главы появляется понятие Жизни, первое понятие, в котором субъект и объект не различены. Жизнь (Leben), а также единство субъекта и объекта вообще раскрываются Разумом (Vernunft), который описывается в главе V.
На первых порах мы имеем — со стороны объекта — пустое, лишенное содержания «Потустороннее», чистое отрицание чувственного «явления».
Со стороны субъекта — Умозаключение /Syllogisme/.
Затем, в результате взаимодействия умозаключения с Потусторонним, мы приходим к «покоящемуся царству законов»: это — Наука (ньютоновская).
Потом наступает пора любезной Канту критики этой науки: «критика науки» — это тавтология (как и для Мейер- сона).
Тавтология эта наполняется конкретным содержанием в унитарной идее Жизни, которая предстает Рассудку, ставшему Разумом (глава V).
Потустороннее /ГАи-dela/ (das Jenseits) — это также универсальная религиозная категория (если рассматривать религию как познание, т. е. как теологию). Теология тоже видит в трансцендентном (в Боге) объект, противоположенный субъекту: Gegen-stand.
Теология, отлитающая Бога от Человека, не является vernunftig {разумной). Это неизбежно мифология. Религия разрушается Наукой, чо Науке неведом символический смысл Религии. Лишь абсолютная Философия постигает символическое значение Религии. (Каждый народ почитает самого себя в богах, которым он поклоняется; полагая, что чтит божественное, он на самом деле обретает самосознание.)
Абсолютная Философия — это философия Гегеля. Религия, которую она «постигла», — христианство, т. е. теантро- пизм, богочеловечество Иисуса Христа. (Для Христианина: Бог становится Человеком; в интерпретации Гегеля: в конце своей исторической эволюции Человек становится Богом или, точнее, он есть Бог, которым он становится в ходе эволюции, взятой в цеюм. «Антропотеизм»).
Теология (в конечном счете, христианская) со своим трансцендентным божеством и со своим потусторонним (Jenseits),
Наука (в конечном счете ньютоновская) со своим миром «первичных качеств» (Галилей — Декарт), «сил» (Ньютон) и «законов» (Кант).
догегелевская философия (в конечном счете кантовская) со своим «сверхчувственным миром», противоположным «явлениям»,
— таковы три аспекта раскрытия (частичного и частично истинного) Мира Рассудком, который все еще противопоставляет Субъект Объекту и «забывает» о существовании первого, когда ведет речь об «истинной реальности», о «скрытой сущности вещей» (das Innere), противостоящей миру Восприятия и Ощущения.
Соответствующее этому раскрытию диалектическое движение (оно описано в главе III) упраздняет эти три аспекта в том, чтб в них есть частичного, стало быть ущербного, ложного. Становясь таким образом Разумом, Человек отождествляет Субъект и Объект, но при этом Субъект (Человек) оказывается Объектом (Природой). Так возникают «материалистическая» антропология, «звериный» экзистенциальный индивидуализм и природно-виталистический монизм Шеллинга (глава V).
Итак, воистину: «Das Ubersinnliche ist die Erscheinung als Erscheinung» /«Сверхчувственное… есть явление как явление»/ (р. 113, 5-я строка снизу /с. 79, 12—13-я строки снизу/). Истинная, абсолютная, конкретная, если угодно «божественная», действительность — это Мир, мир раскрытый (в том числе и чувственно воспринимаемый) так, как он себя раскрывает (в том числе и с помощью ощущения). Так вот, Мир (Бытие) раскрывается именно Человеком. Абсолют, стало быть, это природный Мир, и он включает в себя Человека, который его ощущает, воспринимает, мыслит и говорит о нем — в конечном счете в «Феноменологии» и «Энциклопедии», т. е. в «Системе».
План главы III
A. — Описание Рассудка (р. 102–103 /с. 71/).
B. — Диалектика Рассудка:
(1) понятие Безусловно-всеобщего (das unbedingt
Allgemeine) (p. 103–105 /с. 71–73/),
(2) всеобщее как сила (Ньютон) (р. 105–110 /с. 73–77/),
a) Begriff der Kraft (p. 105–106 /с. 73–74/),
b) действие силы (p. 106–107 /с. 74–75/),
c) Spiel der Krafte: действие-противодействие (p. 107—
110/с. 75–77/),
(3) всеобщее как «скрытая сущность вещей» (das Innere) (p. 110–125 /с. 77–89/).
a) теологическое потустороннее (Jenseits) (р. 112—115
/с. 78–81/),
b) Reich der Gesetze (критика ньютоновской науки)
(р. 105–121/с. 73–85/),
c) Verkehrte Welt («мир наизнанку» трансценденталь
ного дуализма) (р. 121–125 /с. 85–89/). С. — Преобразование Рассудка:
(1) в Разум (идея Жизни) (глава V) (р. 125–126 /с. 89–90/),
(2) в Самосознание (глава IV) (р. 125–129 /с. 90–92/).
В
SELBSTBEWUSSTSEIN (раздел В)
DIE WAHRHEIT DER GEWISSHEIT SEINER SELBST /ИСТИНА ДОСТОВЕРНОСТИ СЕБЯ САМОГО/ (раздел В, глава IV)
Главы с I по III (преимущественно гносеологические): Bewuptsein = познавательное отношение к внешнему миру.
Глава IV (преимущественно антропологическая): Selbstbewuptsein = осознание себя посредством Желания и Действия. Разрыв между Истиной (объективной) и Достоверностью (субъективной) частично устранен. Отсюда и название:
Die Wahrheit der Gewipheit seiner Selbst.
Перевод: Раскрытое-бытие[9] сознания, раскрывающегося самому себе как сущее.
Самосознание — это Достоверность и Истина: истина достоверности и достоверность истины.
Но это предполагает, что различие между объектом и субъектом все еще сохраняется. В этой главе «Самосознание» противопоставлено сознанию-иного. Разговор о самосознании требует различения субъекта и объекта. Превзойти эту точку зрения можно будет только тогда, когда Сознание (Человек) станет Разумом (глава V).
Главы I–III находят параллель — диалектическую — в главе IV.
Ощущение (глава I) соотносится с Begierde = «вожделением» /«ddsir impersonnel»/ (глава IV, В, 1); Восприятие (глава II) — с Anerkennung = «желанием признания» (глава IV, В, 2); Рассудок (глава III) — с Freiheit = «стремлением к свободе» (глава IV, В, 3), субъект противостоит уже не отдельным сущим, а всему внешнему миру в целом, от которого он хотел бы «избавиться».
Глава IV антропологична в том смысле, что речь в ней идет о «существовании» /«existence»/, т. е. о желании и о действии. Гегеля никак нельзя обвинить в интеллектуализме: без созидания посредством отрицающего действия невозможно и созерцание налично-данного. Его антропология по сути отличается от антропологии греков, согласно которой человек сперва знает и получает признание и лишь тогда действует.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в чтение Гегеля"
Книги похожие на "Введение в чтение Гегеля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кожев - Введение в чтение Гегеля"
Отзывы читателей о книге "Введение в чтение Гегеля", комментарии и мнения людей о произведении.