» » » » Альфред Видеман - Религия древних египтян


Авторские права

Альфред Видеман - Религия древних египтян

Здесь можно купить и скачать "Альфред Видеман - Религия древних египтян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альфред Видеман - Религия древних египтян
Рейтинг:
Название:
Религия древних египтян
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9524-4063-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религия древних египтян"

Описание и краткое содержание "Религия древних египтян" читать бесплатно онлайн.



В своей книге известный немецкий египтолог Альфред Видеман рассматривает одну из самых загадочных религий в мире. В Египте религия главенствовала над всеми сферами жизни. Каждый предмет обихода египтян был так или иначе связан с поклонением высшим силам. Древние египтяне верили в бессмертие души. Храмы и гробницы расписывали сценами вечной загробной жизни, отсюда их название – «дома вечности». Крест с петлей – анкх – символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами: мир, блаженство и безмятежность. Из Древнего Египта дошли до нас отголоски различных ритуалов посвящения в тайные знания. Автор подробнейшим образом анализирует их основные составляющие: учение о бессмертии, культ солнца, поклонение животным, а также толкование снов, магия и колдовство.






Эти гробницы относятся к Восемнадцатой, Девятнадцатой и Двадцатой династиям. От входа гробницы коридор, который иногда имеет ступеньки, ведет наклонно вниз в скалу, время от времени расширяясь и образуя помещения, или же в нем появляются входы в различные помещения, вырубленные в его стенах. Но при этом он сохраняет одно и то же общее направление и в конце концов достигает большого зала, в котором стоит царский саркофаг. Дальние комнаты могут быть связаны с залом, где стоит саркофаг, или же из него может вести коридор, заканчивающийся тупиком. Различие планов этих гробниц объясняют так: царь начал готовить себе место захоронения при вступлении на престол, приказав проделать простой коридор, ведущий в погребальную камеру; но, продолжая жить, он тянул этот коридор до второй камеры и т. д., пока смерть не клала конец этому процессу расширения. И таким образом гробница Сети I достигла в длину почти двухсот футов.

Стены коридоров и помещений, потолки и сам саркофаг были украшены сценами и надписями, относящимися исключительно к потустороннему миру. Один из таких текстов, написанных на стене, текст легенды об уничтожении человечества, уже был предложен вниманию читателя; два других, «Отречение от грехов» и «Погребальная церемония», потребуют нашего внимания, когда мы будем рассматривать учение Осириса о бессмертии. Многие другие останутся без внимания, такие как литании к солнцу, семьдесят пять обращений к богу солнца, которые следует читать вслух «в вечерний час, когда у Ра появляется настоящий голос (маа кхер) против своих врагов в подземном мире», т. е. эти заклинания следует использовать, когда умирающее солнце, преодолевая все препятствия, вступает в другой мир в качестве благословенного бога. В этих литаниях бога заклинают, называя его всевозможными тайными именами, непонятными без подробного комментария, которые изображают его как существо, все охватывающее и объединяющее в себе самые различные божественные функции. Так, они свидетельствуют о сильном влиянии синкретизма даже в 1300 году до н. э. Но еще более важными, чем эти литании, для понимания религии египтян являются два пространных текста, которые мы сейчас будем рассматривать: это Книга Ам Дуат и Книга Врат. В некоторых гробницах, которые мы уже описывали, текст Книги Ам Дуат («Книга того, что есть в подземном царстве») сопровождается сценами, изображающими части потустороннего мира и его обитателей. Этот текст был также написан на саркофагах, как, например, на саркофаге царя Некхт-Херхебта (Нектанеб I, умер около 369 года до н. э.), который в настоящее время хранится в Лондоне. Его также писали и на папирусе, особенно в период правления Двадцатой – Двадцать второй династий, и в таком виде его клали в могилы жрецов и жриц Амона. Экземпляры, которые дошли до нас, можно разделить на две группы. Одна состоит из тех, которые дают нам полный текст со всеми событиями, а другая – из примеров, обычно на папирусе, которые излагают часы ночи с первого до седьмого вкратце, а оставшиеся пять – подробно. Любопытно то, что текст представлен как в полной, так и сокращенной форме в гробнице Сети I: не было никакой необходимости делать это. Повторение произошло благодаря равнодушию египетских писцов, которые копировали различные религиозные тексты, возможно случайно оказавшиеся в их распоряжении, безотносительно их содержания и поэтому рисковали продублировать тексты на одном и том же памятнике. Какой бы великолепной ни была гробница Сети I, среди ее надписей нет никакого порядка: тексты, относящиеся к различному времени суток, не следуют друг за другом в правильной последовательности, а художник располагает их, как ему удобно, в соответствии с тем, как позволяет место.

В этих текстах было двенадцать частей Дуата, и путешествие солнца ночью по каждой из них занимало один час. Эти части именовались полями, городами или жилищами, и в каждое можно было войти через дверь. Они были связаны между собой рекой, по которой бог солнца совершал свое путешествие на корабле с запада на восток. На ее берегах обитали всевозможные духи и демоны. Сцены, относящиеся к реке, разделены на три ряда: верхний ряд представляет правый берег, средний – реку, а нижний ряд – левый берег. Сами демоны далеко не однородны; некоторые были древними богами, другие – более поздними воплощениями, наделенными формами, которые были приспособлены к качествам, которые, как считалось, было необходимо им приписать. Например, некоторые демоны изображены в виде обезьян, потому что их назначение состояло в том, чтобы поклоняться заходящему солнцу: египтяне, заметив, что все обезьяны лопочут на закате, приняли это за выражение любви к солнцу. Другие демоны, женского и мужского пола, кололи и разрывали на части грешников и поэтому имели ножи и копья и носили такие имена, как Денит (та, которая режет), Некит (та, которая разрывает на куски), Шесри (пронзающий) и т. д. Третьи обязаны своим видом и именем исключительно живой фантазии египтян, которые испытывали поистине восточное удовольствие, выдумывая невозможное. Взглянув на текст Ам Дуат, не трудно понять, что в нем есть почти все мыслимые комбинации животного и человека; тем не менее для египтянина все эти существа были реально существующими, и он надеялся или, скорее, страшился встретиться с ними после смерти. В этих фантазиях обитатели долины Нила превзошли все другие народы древности, о которых у нас имеются письменные источники.

В своей более короткой и понятной версии это произведение начинается со слов: «Начало открытия Аменти [т. е. Запада и, следовательно, подземного царства], границы сгущенной тьмы» (т. е. подземного царства, области, куда прячется тьма и собирается в течение дня, откуда она угрожает снова накрыть землю, как только власть солнца начнет ослабевать).

«Бог [солнце] выходит с земли, с западного горизонта. Он должен преодолеть сто двадцать атеру[15] в этом пространстве, прежде чем он придет к богам Дуата. Нет Ра, река Ра, – это название первого поля Дуата. Ра выделяет поля богам, которые находятся в его свите. Он начинает отдавать распоряжения богам Дуата относительно этого поля. Если человек изображает это в соответствии с появлением в Аменти Дуата [т. е. если состояние вещей, реально существовавших в Дуате, показано должным образом] и знает эти картины, которые являются изображением самого великого бога, тогда тот, кто это делает, будет сиять на земле, он будет сиять в великом Дуате. Ушемт хату кхефтиу Ра (Истребитель переднего края врагов Ра) – таково название этого первого часа ночи, который ведет этого великого бога в эту часть подземного царства».

Иллюстрированный вариант текста, который находится в гробнице Сети I, представлен с незначительными изменениями и также рассказывает о части подземного царства, которую пересекает солнце в течение первого часа ночи. Водный поток течет по ней, а по нему плывет корабль. В каюте стоит бог солнца со скипетром в одной руке и знаком жизни в другой; его голова представляет собой голову барана, увенчанную солнечным диском. Это бог Аф Ра, «плоть Ра» – не сам Ра, так как солнце умерло, но его плоть и кровь, – потому что даже тело Ра бессмертно. Знак жизни, который держит эта фигура, олицетворяет жизнь, которая остается у него даже после смерти. Скипетр – это символ его господства над подземным царством. Голова барана служит для того, чтобы показать, что он не просто бог солнца Ра, которого всегда изображают с головой ястреба, а что он здесь проявляет себя в виде Амона Ра из Фив, чьим земным воплощением был баран.

Перед каютой стоит Ап-уат, Открывающий Пути, аналог Анубиса, чьей обязанностью было вводить душу Ра, а также души умерших людей в подземное царство. Следующим идет Са, бог вкуса и знаний, и фигура женщины с рогами коровы, между которыми находится солнечный диск. Она именуется Хозяйкой Корабля. Позади каюты стоят: бог Гер-хекену с головой ястреба, который в этом путешествии является представителем Ра; Шу в облике Ка; Нехес (Наблюдатель), Ху (Молотобоец) и рулевой корабля у руля. Таким образом, присутствует Ка как одна из форм проявления бога солнца, ведь он, как и Ка в облике человека, должен спуститься в подземное царство вместе с существом, с которым он связан, и там оставаться с ним, существуя при этом независимо от него.

Впереди корабля шествуют двенадцать богов, во главе которых идет Страж Часов с ножом в руке. За ними ползет змея, а позади нее стоят четыре сундука, каждый из которых увенчан человеческой головой и назван соответственно: Речь Осириса, Речь Кхепера, Речь Тума и Речь Ра. Их следует рассматривать как олицетворение слов четырех богов, существующих независимо от самих богов. Следующим изображен великий Светоч с головой барана, который, очевидно, является формой проявления бога солнца, хотя и отделен от него. Позади него – верный спутник солнца богиня Секхет с головой львицы, или, как ее здесь называют, Секхмет, та, которую превозносят, а за ней следом идет Тот, кто обитает в Аменти, Осирис в виде мумии, на которую надета корона Верхнего Египта, далее бог в человеческом облике, вооруженный ножом и носящий имя Тот, кто режет на куски, и, наконец, идут две богини: Правды и Справедливости. Текст, сопровождающий эти картинки, приблизительно повторяет вводные слова, но с одним примечательным дополнением, которое гласит, что это река Урнес[16], а корабль солнца – это корабль Секти. В этом месте текста размеры данной части подземного царства оцениваются как 220 атеру в ширину и 300 в длину. Это отклонение от вышеприведенных данных показывает, насколько египтяне пренебрегали последовательностью в религиозных вопросах. Возможно, эти размеры были по-разному подсчитаны авторами, а составители этого текста посчитали, что лучше поместить рядом два варианта, чем рисковать и выбрать неправильный вариант.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религия древних египтян"

Книги похожие на "Религия древних египтян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альфред Видеман

Альфред Видеман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альфред Видеман - Религия древних египтян"

Отзывы читателей о книге "Религия древних египтян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.