» » » » Ван Лин - Китайское искусство чаепития


Авторские права

Ван Лин - Китайское искусство чаепития

Здесь можно купить и скачать "Ван Лин - Китайское искусство чаепития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ван Лин - Китайское искусство чаепития
Рейтинг:
Название:
Китайское искусство чаепития
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9524-0599-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Китайское искусство чаепития"

Описание и краткое содержание "Китайское искусство чаепития" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает об истории происхождения чая и зарождении искусства чаепития в Древнем Китае. Автор приводит цитаты из древних трактатов, посвященных этому напитку, и прослеживает эволюцию искусства чаепития в разные исторические эпохи, объясняя его влияние на философию, культуру и традиции Китая.






Основанная на закате китайского феодализма, династия Мин (1368–1644) неизбежно столкнулась с многочисленными социальными проблемами, такими, как стремление монголов остаться у власти, борьба за власть при дворе императора и многочисленные крестьянские восстания. Правители Мин вынуждены были действовать очень жестко, чтобы укрепить собственную власть, и первыми жертвами этой политики пали образованные люди. Им было запрещено собираться и проводить свои традиционные встречи и собрания, и они были первыми, кого можно было обвинить в оппозиции к существующей власти. В этих условиях многие ученые нашли в чае способ выразить свои благородные устремления и презрение к «властям предержащим».

Чжу Цюань, семнадцатый сын первого императора Мин, помог своему брату Чжу Ди (который был четвертым сыном) захватить трон. Однако, к несчастью, новый император стал подозревать Чжу Цюаня и отправил его в ссылку на юг страны. Чувствуя себя столь же подавленным и разочарованным, как многие ученые того времени, Чжу Цюань, хорошо знавший буддизм и даосизм, стремился к уединению и начал живо интересоваться тонкостями чайной церемонии. Он написал «Руководство по употреблению чая», в котором предлагал очистить ум и душу человека с помощью чая и изменить саму процедуру чаепития, которая сформировалась после отказа от использования плиточного чая. Его предложения легли в основу чайной церемонии эпохи Мин. В то время ученые люди обычно жгли благовония перед началом чайной церемонии, чтобы освежить воздух в комнате и воздать должное силам земли и неба; затем они ставили на стол чайные принадлежности и кипятили воду, толкли чайные листья, готовили чай и щеточкой разгоняли пузырьки воздуха (Чжу Цюань сделал себе чайник в форме даосского сосуда и накрывал его веткой ротанговой пальмы, как это делали в древности. Позже кто-то начал использовать для этой цели бамбук, символ духовной цельности.)

В эпоху Сун появилось много книг об искусстве чаепития. Например, Гу Юаньцин также написал «Руководство по приготовлению чая», а Сюй Сянчжун составил «Полный атлас вод». Эти книги, как и «Канон чая» Лу Юя, обобщали многовековую историю развития культуры чая и описывали новые черты этой культуры, появившиеся в начале правления императоров Мин.

Художники тоже внесли свою лепту в популяризацию культуры чая. В качестве примера можно привести такие картины, как «Чайная церемония на горе Хуэйшань», «Лу Юй и его чай» и «Дегустация чая» кисти Вэнь Чжэнмина, а также «Приготовление чая, игра на цитре и дегустация чая» и «Аромат зеленого чая» кисти Тан Иня наглядно изображали приятную жизнь ученых династии Мин – возле журчащих горных источников и бурных рек; внутри древних павильонов они играли на цитре и пили чай, излагая свои чаяния зеленым склонам гор и белым облакам и собирая силы отстаивать свою целостность перед лицом врагов.

В поздней Мин активная составляющая чайной церемонии постепенно отмерла из-за жесткой внутренней политики, проводившейся императорским двором по отношению к образованным людям. Они были вынуждены удалиться в свои дома, чтобы проводить там чайные церемонии, и все природные и благородные черты ее постепенно оказались утраченными. С другой стороны, чайная церемония пополнилась новыми элементами: например, появилось «100 образов чая». При этом имелись в виду волны, возникающие в чашке при помешивании напитка.

В эпоху Цин культура чая проникла в широкие слои китайского общества

Для эпохи Цин (1644–1911) было характерно проникновение чайной культуры в жизнь простых людей. Высокое мастерство, необходимое для чайной церемонии, и сам ее дух были слишком далеки от жизни простых людей, поэтому в эпоху Цин они внесли в нее некоторые изменения. Самым заметным из них был рост популярности чайных домиков, где могли свободно общаться люди, принадлежащие к разным социальным слоям общества. Поскольку все больше и больше людей стали с удовольствием пить чай, упростились и чайные приборы, оставив главную роль за чайником и чашками. Чайный сервиз часто называли «Сервизом матери и сына», потому что, когда из чайника в чашку наливали чай, это было очень похоже на мать, кормящую ребенка грудью. Таким образом, еще больше укрепилась взаимосвязь между чаем и отношениями между людьми.

Хотя число предметов в чайном сервизе уменьшилось, их качество стало гораздо лучше, особенно это касалось чайника. Были разработаны новые формы, и для производства чайников стали использоваться новые материалы, такие, как красный песок, медь, фарфор, золото, серебро, жадеит и эмаль. В то время экспорт чая был достаточно велик, и чайные сервизы продавались за границу как сопутствующие товары. Более того, когда в Китай приезжали иностранные гости, чиновники угощали их чаем. Чаепитие как общественное явление и часть китайского этикета быстро распространилось по всему миру и стало достоянием человечества.

Глава 3

Искусство китайского чаепития

Искусство чаепития и чайной церемонии – основа китайской культуры чая. Понятие «искусство» включает в себя технику и художественную сторону процесса приготовления и дегустации чая, в то время как понятие «церемония» относится к атмосфере, в которой происходит этот процесс. Поскольку искусство чаепития является вполне осязаемым, а духовная составляющая никому не видна, я бы сначала хотел поговорить об искусстве чаепития.

Однако до того, как вы начнете свое знакомство с искусством чаепития, вам сначала следует постичь основы медитации и приобрести определенные навыки. Закройте глаза и представьте, что чайные деревья растут в прекрасном горном лесу под ярким солнцем, легкий ветерок шевелит их ветви и деревья шепчутся на этом ветерке. Когда я буду говорить о воде, вы будете рисовать в своем воображении безбрежные реки и озера и бурлящие чистейшие источники. Чистые и вкусные воды омоют ваше сердце и весь организм и унесут с собой усталость и печаль…

Чай как искусство

Понятие «чай как искусство» означает, что процесс возделывания, сбора, приготовления и отбора чая следует считать эстетическим наслаждением, таким же, какое мы испытываем, читая прекрасные стихи или слушая великолепную музыку. Для китайцев чай является воплощением духа Вселенной. Когда чай попадает в ваш организм, вас наполняет энергия солнца, луны и земли и всех чудес света. Именно поэтому все знаменитые знатоки культуры китайского чая либо сами умеют выращивать, собирать и готовить чай, либо досконально изучили опыт производства чая. Лу Юй, основатель культуры китайского чая, объездил все чаеводческие районы вдоль Янцзы и озера Тайху и поднимался высоко в горы. Он останавливался на ночь в древних даосских храмах или в домах чаеводов. Таким образом он смог подробнейшим образом изучить свойства чая и накопил опыт его возделывания и производства.

Чаеводы прежде всего должны выбрать правильное место для высадки чайных деревьев. Лучший чай выращивается на песчаных почвах на склонах гор; чай второго сорта выращивается на черноземе, и, наконец, чай самого низкого сорта – на лёссе. Дикорастущий чай всегда лучше по качеству, чем выращенный специально. Лучшими считаются листья изумрудного цвета, в то время как зеленые чайные листья хуже по своим свойствам; свернутые в трубочку листья лучше, чем развернутые или заостренные. Чайные деревья обычно растут на северных склонах гор, где выпадает умеренное количество осадков и где достаточное, но не избыточное количество солнечного света. Поэтому большинство земель, где выращивают чай, удивительно красивы. Лу Юй классифицировал чаеводческие районы династии Тан, восемь из которых располагались в провинции Сычуань. Второй по величине район возделывания чая находился вокруг озера Тайху и был знаменит чаем, который назывался «Темно– красные побеги бамбука Гу Чжу». Озеро Тайху с огромным объемом темной воды, с его чистыми источниками, окруженное живописными горами и лесами, было подходящим местом для разведения чая: там были подходящий климат и почвы, пригодные для выращивания чая. Лу Юй писал свой «Канон чая» на горе Чжушань, к югу от озера Тайху. Он также построил дом в Шаньжао, к западу от Тайху. Чай, производившийся в провинциях Сычуань, Чжэцзян и Цзянси и на горе Уи в провинции Фуцзянь, до сих пор пользуется большой популярностью. В эпоху Сун высоко ценился цзянчжуйский чай, который выращивался в провинции Фуцзянь, и многие чаеводы поднимались высоко в горы, чтобы отыскать знаменитый чай.

В эпоху Мин предпочтение стали отдавать чаю Уи. Своими извилистыми и тихими горными дорогами и великолепными пейзажами гора Уи привлекала многих чаеводов, и они каждый год поднимались на гору в поисках чая. Некоторые делали это в течение 60 лет подряд. Некоторые чаеводы строили там дома в ущелье Яркой Луны и выращивали там разные сорта чая, чтобы сравнить их качества. Они занимались чаем и изучением его свойств с детства до глубокой старости, и в конечном итоге достигали высот в своих знаниях. Чжуан-цзы, один из основателей китайского даосизма, полагал, что только те вещи, которые согласуются с законами природы, обладают превосходными качествами. Весь процесс становления и развития искусства китайского чая полностью отражает эту концепцию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Китайское искусство чаепития"

Книги похожие на "Китайское искусство чаепития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ван Лин

Ван Лин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ван Лин - Китайское искусство чаепития"

Отзывы читателей о книге "Китайское искусство чаепития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.