» » » » Андрей Крайнов - Прага

Андрей Крайнов - Прага

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Крайнов - Прага" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прага

Описание книги "Прага"

Описание и краткое содержание "Прага" читать бесплатно онлайн.

Кстати, старомодный внешний вид поездов на их скорость не влияет. Катаются они куда как резво.

Двухэтажные вагоны - не единственная чешская железнодорожная экзотика. Между небольшими городками там курсируют рельсовые автобусы, если так можно сказать. Поезда из двух вагонов - каждый вагон сам себе локомотив. Проехать на таком нам не довелось, но, наверное, тоже интересно.

К нашему удовольствию, из Карлштейна нас вез именно старинный поезд. 35 километров - чуть меньше часа до Главного вокзала. Вполне привычная скорость, если ехать на то же расстояние от Москвы - в Пушкино или Одинцово. В чем чешская электричка существенно от нашей отличается, так это в полной невозможности проехать без билета. Контролер находится в поезде всегда, он там такая же обязательная фигура, как машинист.

К собору Святого Николая на Староместскую площадь мы успели вовремя минут за пятнадцать до начала концерта. Программы мы заранее не знали, но это совсем не обязательно. Все пражские концерты, как правило, вполне шаблонны. Бах, Моцарт, Мендельсон, обязательное "Аве Мария" Гуно. Плюс несколько произведений менее известных композиторов. Для служб Собор Святого Николая сейчас не используется - может быть только по большим праздникам. Да и внешне он на большинство костелов не очень похож. Прага - город, в основном, готический, особенно в историческом центре. Барочный Собор Святого Николая выглядит здесь немного необычно.

В отличие от концертов в залах, в Соборе слушатели не видят музыкантов. Те, как правило, располагаются на хорах, около органа. В нашем случае их было всего двое.

Концерт был совсем неплох. Правда, во время исполнения быстрых частей второй сонаты Мендельсона, мне показалось, что органист несколько раз промахивался мимо нужных клавиш. Впрочем, может быть, я сужу слишком строго общего впечатления от концерта это не испортило.

Мы быстро поужинали в крохотном ресторанчике "У Золотой Капельки" в одном из переулков Стара Места и отбыли на виллу. Тем более, что вставать нам было необходимо в пять утра. Нас ждала поездка в Телч.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ГОРОД, ЗАБЫТЫЙ ТУРАГЕНТСТВАМИ

Мы едем, едем, едем...

(С.Маршак)

Однако, выезжать с "Флоранса" нам надо было в 6.45. А до этого встать в начале шестого и на автовокзал не опоздать. Второе оказалось легко - Пражское метро начинает работать в пол-шестого, а "Лука" и "Флоранс" - на одной линии. Хуже было с первым. Явившись накануне на виллу, мы первым делом попросили у Тамары будильник, который она нам с радостью дала. Большой, электронный, включающийся в сеть. Вот только как выставить на нем текущее время и будильник, никто не знал. Даже Тамара. Пришлось Наташе пойти к ней еще раз. Вернулась она с кондовым, зато громко звенящем будильником.

Конечно, мы приехали вовремя.

"Флоранс" - всего лишь площадь, зажатая со всех сторон зданиями и автомобильным мостом. Все она разрисована "в косую линейку" автобусными причалами. Автобусы подъезжают только для посадки - все максимально оптимизировано. Билет на чешский международный автобус очень напоминает железнодорожный: маршрут, место, номер платформы. Забавно, что платформа обозначена была и на обратном билете. Это - с Телчинского-то автовокзала, состоящего из двух навесов и трех скамеек.

Дорога - есть дорога, и Чехия здесь ничем не выделяется. Во всяком случае, окрестности Праги. Альпы и Судеты - далеко, вдоль шоссе скалы, деревни, рапсовые поля. Автобус - старенькая "Шкода" с открытыми окнами и без кондиционера. Короче - почувствуйте себя, как дома. Проехали Йиглаву единственный более-менее крупный город по пути до Телча, с названием, знакомым с глубокого детства. По игре в "Города". Потому как много ли вы знаете городов, начинающихся в русской транскрипции с "Й"? Главной достопримечательностью Йиглавы, вероятно, является зоопарк - объявления о нем были вывешены на каждом углу - нельзя не заметить даже из автобуса.

Телч встретил нас странной тишиной и пустотой. То есть, то, что это именно Телч, мы не сомневались - на остановке было написано. Странно, что никакого знака мы не видели, да и улица была совершенно пуста. Оказалось, что как городок ни мал, остановка в нем все же не одна. Так что до центра мы просто не доехали. Что было совсем не важно - на осмотр города размером с большую деревню у нас было семь часов. И мы пошли искать центр.

В глубокой уверенности, что улица, на которой мы оказались, в конце концов туда выведет.

Телч - город в городе. Средневековый Телч - королевская крепость на воде, поставленная на пересечении торговых путей. Остров соединенный с "большой землей" мостами. Замок - готический, XIV века, перестроенный после пожара в стиле Ренессанс. Полностью сохранившийся облик европейского средневекового города. Треугольная торговая площадь с расходящимися от нее улицами - лазами. Вокруг острова - Телч современный. Два полукольца шоссе с непрерывно идущими фурами - своего транспортно-торгового статуса Телч хотя и лишился (слишком уж мал), но на пересечении основных дорог остался. Жилые трех-пятиэтажки разных времен, вперемежку с маленькими домиками в окружении фруктовых деревьев и цветов. Пустые пыльные улицы - рабочий день.

Мы никуда не спешили. Целый день для Телча - действительно, очень много, даже если пройти по каждой его улице. Из открытых настежь окон дома перед нами пахло едой - ресторанчиков и кафе на душу населения здесь не меньше, чем в Праге. Наташа заглянула в окно и толкнула меня: "Смотри, кнедлики готовят". Действительно, на лотке ровными рядами лежали белые котлетки - из муки или из картошки - непонятно. Вообще, за неделю пребывания в Чехии кнедлики не попались нам ни разу, ни в одном ресторане, что почти невероятно. Кто был в Чехии, меня поймет. Обычно их приносят в принудительном порядке - в качестве составной части основного блюда, вместе с огурцами и капустой. Но, вот - не сложилось. У меня, правда, есть очень простое этому объяснение. Скорее всего, большинство кнедликов (скажем прямо, манных котлет) так на тарелках и оставалось. Вот повара и стали разборчивей.

Наконец, впереди показалась стена.

Я бы даже не сказал, что крепостная. Невысокая, выбеленная стенка, увитая зеленью. С обыкновенной открытой калиткой. Главное, что около калитки висел вполне вменяемый план Телча, и мы наконец смогли понять, где находимся. За калиткой начинался парк с прудами и пешеходными дорожками. За парком мелькали настоящие стены - замка Телч.

На самом деле, в Телче не покидает ощущение некой "игрушечности" всего вокруг. Вроде, все как везде, но при этом размеры меньше, ритм жизни совсем не пражский, какая-то лубочность. Пруды вокруг старого города некогда выполняли роль оборонительного рва, теперь больше подходят для прогулок влюбленных. Дорожки посыпаны мелкой каменной крошкой, через каждые десять-пятнадцать метров - витые скамейки.

Переходя через один из мостиков, я посмотрел вниз. В воде стаями носились какие-то рыбки. И никто их, что характерно, не ловил. Не как в Москве, где на Чистых, Патриарших и вообще - любых прудах к вечеру собирается целая армия с удочками. Даже при том, что там рыбу уже давно никто не видел.

Пока мы рассматривали пруды, из-за угла замка вышли несколько человек. Первые увиденные нами живые люди в Телче - если не считать тех, кто приехал вместе с нами на автобусе. По крайней мере, стало понятно, куда идти. У замка начиналась уже привычная брусчатка. Мы прошли два поворота и оказались на главной городской площади.

Старая городская площадь Телча... Она же - Намести Захариас из Градца... Она же - площадь Ста Фасадов. Место, ради которого в маленький южно-чешский городок ездят экскурсии со всего мира. Место, занесенное в реестр ЮНЕСКО как особо охраняемый памятник истории. Кусочек Чехии, словно по волшебству перенесенный на четыре века вперед.

Я не случайно упомянул об экскурсиях со всего мира. Со всего, кроме России. Парадоксально, но российские турагентства Телч игнорируют. И то, что Людмила даже не знала, где этот город находится, тоже вполне показательно. С чем это связано - мне сказать трудно - это вопрос к составителям экскурсионных программ. Телч на нелюбовь к себе платит примерно тем же. Мы не нашли ни одной брошюры, ни одного путеводителя на русском языке, что для Чехии, надо сказать, нехарактерно. Точнее, один тоненький сборник "Чешская республика" издания Ческе Будеёвице мы обнаружили. На обложке в слове "республика" вместо "б" "ь". Ну, не с кем им там говорить по-русски...

Так что агентство, которое первым решило бы включить в свою программу Телч, могло бы получить на этом немало вистов. Только об экскурсоводах надо будет позаботиться заранее - своих русскоязычных там нет.

Площадь Захариаса поражает своими размерами. Даже для города размером с Прагу она была бы очень большой, а уж для Телча... На глаз трудно оценить размеры (наверное, все уже давно подсчитано топографами и историками), но метров на 500 -600 в длину площадь тянется. Центр ее занимает небольшой прямоугольный сквер с обязательным Чумным столбом - дань мору четырнадцатого века.