» » » » Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)


Авторские права

Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство ACT, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)
Рейтинг:
Название:
Париж 1914 (темпы операций)
Издательство:
Издательство ACT
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
5–17–000056–1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Париж 1914 (темпы операций)"

Описание и краткое содержание "Париж 1914 (темпы операций)" читать бесплатно онлайн.



Аннотация издательства: Марнская битва — один из ключевых моментов Первой мировой войны. Вышедшая ранее в серии «Военно-историческая библиотека» книга Б. Такман «Первый блицкриг. Август 1914» заканчивается в канун Марны, вечером 4 сентября, когда «неслышно перевернулась и открылась новая страница мировой войны». Этой «новой странице» и посвящена работа М. Галактионова, которая может рассматриваться как эталон военно-исторического исследования. Она сочетает богатейший фактический материал с развернутым и дисциплинированным анализом, логику изложения с блестящим литературным языком.






Хуже всего обстояло дело с борьбой на океанских коммуникациях. «На свободе» оказались десять крейсеров из сорока четырех имевшихся:

Дальневосточная эскадра адмирала фон Шпее — два броненосных крейсера («Шарнхорст» и «Гнейзенау») и три легких («Лейпциг», «Нюрнберг» и «Эмден»);

2) Средиземноморская дивизия крейсеров адмирала Сушона

— один линейный и один легкий крейсера (знаменитые «Гебен» и «Бреслау»);

3) один легкий крейсер («Кенигсберг») в Дар-эс-Саламе;

4) два легких крейсера («Карлсруэ» и «Дрезден») в водах Карибского моря.

Действия этих кораблей обстоятельно описаны в литературе. Может быть — слишком обстоятельно: калейдоскоп мелких подробностей скрывает тот факт, что стратегический эффект от крейсерской войны, считавшейся «патентованным оружием» более слабого флота, оказался равен нулю.

Эскадра Шпее, фактически предоставленная сама себе и списанная командованием со счета, в начале войны сосредоточилась в южной части Тихого океана. Единственная ее оборудованная база

— Циндао — была блокирована японцами, и адмирал принял решение прорываться в Германию. После бессмысленной бомбардировки Таити эскадра достигла побережья Чили и двинулась на юг. Разгромив 1 ноября 1914 года в бою у острова Коронель английскую эскадру адмирала Креддока, она направилась в Атлантику и была 8 декабря 1914 года уничтожена линейными крейсерами Стрэди в бою у Фолклендских островов. За время похода корабли Шпее фактически не вели операций против вражеского судоходства, так как из соображений скрытности двигались преимущественно пустынными районами океана.

Однако «Эмден», отделившийся от эскадры, развернул активные действия в Индийском океане. В ходе своих операций рейдер захватил 23 парохода, 28 октября 1914 года, при набеге на порт Пинанг, потопил русский легкий крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Муске», позднее уничтожил нефтяные склады в индийском порту Мадрас. При набеге на Кокосовые острова «Эмден» был перехвачен и 9 ноября 1914 года потоплен австралийским крейсером «Сидней»

Корабли Сушона едва не были уничтожены англичанами в первый день войны, но после отчаянных усилий сумели ускользнуть в Дарданеллы и перейти под турецкий флаг. Этот факт получил в дальнейшем стратегическое и даже геополитическое значение, но реальное влияние «Гебена» и «Бреслау» на конкретную обстановку лета 1914 года исчерпывается рейдом на порты Северной Африки[511]. (Этой набеговой операцией переброска французского колониального корпуса была задержана на несколько дней.)

«Кенигсберг», единственный немецкий крейсер в Восточной Африке, пытался вести борьбу с вражеским судоходством, уничтожив одно судно. Из-за недостатка угля и износа механизмов укрылся на секретной якорной стоянке в устье реки Руфиджи. 19–20 сентября совершил единственный выход с этой стоянки для набега на остров Занзибар, где потопил старый английский крейсер «Пегас». Блокирован в дельте реки с 30 октября 1914 года английскими крейсерами, и уничтожен артиллерийским огнем мониторов 11 июля 1915 года.

«Карлсруэ» находился в момент объявления войны у берегов острова Куба. С началом боевых действий крейсер повел борьбу против английского судоходства у берегов Венесуэлы, Гвианы и Бразилии. В ходе этих операций, продолжавшихся с 10 августа по 4 ноября 1914 года, он захватил 17 пароходов. 4 ноября крейсер погиб в результате внутреннего взрыва, точные причины которого установить не удалось.

Крейсер «Дрезден» с началом войны ушел из Карибского моря на юг. Целью похода было соединение с эскадрой адмирала Шпее в Тихом океане. Присоединившись к эскадре, участвовал в боях у Коронеля и Фолклендов. После уничтожения эскадры скрывался у побережья Чили, но 14 марта был обнаружен и потоплен английскими крейсерами. Войны с судоходством не вел.

Реальная борьба с английской торговлей прекратилась еще до ноября 1914 года. С уничтожением эскадры Шпее исчезла и потенциальная опасность для морских сообщений Антанты. В результате действий двух из десяти регулярных германских крейсеров союзники лишились на океанских сообщениях 41 судна за 4 месяца: прямой ущерб, нанесенный крейсерами, составил приблизительно 0,66 процента стоимости плававших в это время судов с грузами. Труднее учесть косвенный ущерб от нарушения регулярности рейсов, повышения страховых взносов и общей нервозности в приморских районах, но, насколько можно судить, он также был невелик. (Правда, в Индийском океане союзникам пришлось перейти к системе конвоев для воинских перевозок, что несколько замедлило прибытие колониальных дивизий в Европу.)

Потери боевых кораблей Антанты в борьбе с рейдерами составили два броненосных крейсера, два леших крейсера и миноносец. Германией были потеряны, не считая малых кораблей, два броненосных и шесть легких крейсеров. «Размен» оказался не в пользу немцев, потерявших больше ценных кораблей, нежели союзники.

Среди причин недостаточной эффективности океанской войны можно назвать слабую подготовку к такой войне. Определенного плана компании не было, и командиры организовывали свои операции самостоятельно, в соответствии со собственным опытом и темпераментом. Циндао было единственной настоящей военно-морской базой вне Германии, остальные колониальные порты представляли собой необорудованные стоянки без достаточных запасов угля, запасных частей и боеприпасов, без какой либо организованной береговой обороны. Такого эффективного оружия, как мины, на дальних базах не было вообще. Секретные стоянки были быстро обнаружены и разгромлены. Вспомогательные угольщики имелись, но для доставки на эскадру Шпее дополнительного боекомплекта и ремонтных материалов из Циндао мер принято не было. Сделать это было вполне реально: «Эмден», например, без всяких помех со стороны противника привел с собой из этой базы вспомогательный крейсер и угольщик.

1. Возможности

Между тем германский флот образца 1914 года мог оказать заметное влияние на развитие событий на европейских ТВД. План Шлиффена подразумевал рассчитанный риск: очень многое (Эльзас — Лотарингия, Восточная Пруссия, австро-венгерский союзник) жертвовалось ради достижения главной цели — сокрушения Франции при сохранении равновесия на востоке. Шлиффен полагал, что в рамках стратегии, рассчитанной на быструю и окончательную победу, никакие потери не могут считаться чрезмерными. И если флот 1905 года, по-видимому, нельзя было даже принимать в расчет, то к началу войны германские военно-морские силы уже могли справиться с рядом важных для развития операций на суше оперативных задач.

Прежде всего, флот мог оказать давление на английские коммуникации. Надо заметить, что англичане отправили экспедиционный корпус во Францию исходя из политических соображений. Жертвовать собой ради спасения союзника они не собирались, и не случайно после первого же серьезного поражения (Монс) Френч поставил вопрос об эвакуации английских войск на территорию метрополии. В этих условиях активные действия германского флота могли поколебать уверенность правительства Его Величества в безопасности собственной территории. Разумеется, нельзя утверждать, что правительство Асквита с неизбежностью пошло бы на предательство союзника, но такая возможность существовала, тем более что к противникам оказания военной помощи Франции относился, например, такой влиятельный человек, как Дж. Фишер.

Наступление против английских коммуникаций подразумевало широкомасштабные операции как в океане, так и в прилегающих к Англии водах. Такая стратегия была чревата генеральным сражением линейных флотов. Риск был огромен, но отказ от подобных действий оставлял флот вообще ненужным[512].

В океане следовало вести войну силами крейсерской эскадры в Индийском океане, а не пытаться «протащить» ее в Германию вокруг мыса Горн. Возвратиться на родину эскадра могла не ранее декабря, а к этому времени все уже было бы решено в пользу той или другой стороны[513]. В западной же части Индийского океана проходила одна из наиболее оживленных английских судоходных трасс, по которой перебрасывались индийские и австрало — новозеландские войска. Угроза этой трассе, как показывает опыт, вынудила бы англичан задействовать для ее охраны несоразмерно большие силы из состава Гранд Флита.

Обычно ссылаются на нехватку угля, но, во-первых, для трансокеанского перехода пустынными трассами было нужно больше угля, чем для классических рейдерских операций, и во-вторых, сложность этой проблемы несколько преувеличена: активно действовавшие крейсера обеспечивали себя углем с избытком. Броненосные крейсера вполне могли бы заняться охраной угольщиков и прикрытием погрузок на легкие крейсера.

(Здесь уместно напомнить русскую схему действий для крейсерских соединений в случае англо-русской войны. Она предусматривала формирование соединений из броненосного и бронепалубного крейсера с приданными вспомогательными крейсерами и транспортами — «снабженцами». Такая оперативная группа могла позволить себе не только охоту на безоружных «купцов», но и нападение на отдаленные порты противника с высадкой в них десантов.) В конце концов эскадру Шпее, по видимому, уничтожили бы, но по опыту «Эмдена» и «Карлсруэ» можно сказать, что это произошло бы далеко не сразу. А в условиях «темповой игры» Шлиффена факт уничтожения эскадры, скажем через 1–2 месяца, уже не спасал положения. Политические последствия результатов интенсивной войны на коммуникациях для Среднего Востока и Индии определить трудно, но они могли быть значительны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Париж 1914 (темпы операций)"

Книги похожие на "Париж 1914 (темпы операций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Галактионов

Михаил Галактионов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Галактионов - Париж 1914 (темпы операций)"

Отзывы читателей о книге "Париж 1914 (темпы операций)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.