Юлиус Белох - Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии"
Описание и краткое содержание "Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии" читать бесплатно онлайн.
Согласно с этим IV столетие обнаруживает в области драмы такую производительность, которая в смысле объема по меньшей мере может сравниться с производительностью V века, а вероятно, и превосходит ее. Не без основания комедия осмеивает
Глупцов, что драмы пишут
На сотни миль длинней, чем Еврипид.
Без сомнения, среди этой массы произведений было немало превосходных пьес. Прежде всего следует назвать здесь Агафона из Афин, одержавшего первую свою победу еще совсем молодым человеком в 416 г. и позднее переселившегося в Македонию; затем Каркина из Акраганта, который подвизался преимущественно на своей родине, в Сицилии, при дворе сиракузских тиранов; далее, приемного сына Исократа, Афарея, и его ученика Феодекта из Фаселиды; наконец, и впереди всех, афинянина Астидама, первого трагика, на долю которого выпала честь увидеть свою статую в афинском театре (340 г.). Но все они несли тяжелую участь эпигонов. „Луг муз был стравлен", — жалуется один поэт этого времени. Еврипид остался непонятым большею частью своих современников, — а следующее поколение нашло у него выражение своих высших эстетических и этических идеалов. Поэтому вся драматическая литература IV столетия носит на себе печать Еврипида и представляет собою дальнейшее развитие тех художественных принципов, которые выработал великий трагик. Сюжеты по-прежнему заимствуются из области мифа, содержание которого, разумеется, все более исчерпывалось, что побуждало поэтов снова и снова возвращаться к одним и тем же сюжетам; естественным последствием такого положения вещей было то, что поэты стремились проявить оригинальность каким бы то ни было способом. Никому не приходило в голову обратиться к истории VI или V столетий, столь богатой трагическими мотивами, а сделанная Агафоном в его „Анфосе" попытка вывести на трагическую сцену свободно выдуманную фабулу не нашла последователей. Еще менее осмеливались нарушать традиционные законы техники. Хор уже у Еврипида был часто лишь слабо связан с действием пьесы; но совершенно отбросить эти путы не решались, хотя мысль об этом должна была напрашиваться сама собою и хотя комедия уже показала в этом отношении хороший пример. Таким образом путь к дальнейшему плодотворному развитию трагедии был прегражден, и лучшие таланты изнемогали в усилиях превзойти свои образцы или даже только сравняться с ними.
А общество также все более убеждалось в том, что продукты современной драматической литературы далеко не могут сравниться с великими образцами минувших дней. Поэтому вошло в обычай, наряду с произведениями новейших поэтов, ставить также пьесы великих трагиков V века, преимущественно, разумеется, Еврипида. После сражения при Херонее, по предложению оратора Ликурга, были поставлены в афинском театре бронзовые статуи Эсхила, Софокла и Еврипида, и в то же время установлен официальный текст их произведений, которым должны были руководиться актеры. С течением времени классическая трагедия все более вытесняла из репертуара пьесы новейшего времени и в конце концов обрекла их на забвение, часто, без сомнения, незаслуженное.
Иначе обстояло дело с комедией. В то время как трагики V века, подавленные великими образцами классической эпохи, не сумели достигнуть самостоятельного значения, комедия имела счастливую возможность черпать свой материал из современной жизни. Правда, эпоха Пелопоннесской войны создала и в области комедии великие образцы, которые никогда не были превзойдены и кипучей свежести, могучей силы которых даже никогда не достигали позднейшие поэты. Но произведения Кратина, Эвполиса, Аристофана и их товарищей, полные намеков на события дня и посвященные изображению исключительно афинской жизни, никогда не могли проникнуть за пределы Афин, и даже здесь были непонятны уже ближайшему поколению. Притом, более тонкий вкус нового времени уже не терпел на сцене тех пошлостей, которые еще в современниках Аристофана не вызывали никакого раздражения. Таким образом, аттическая комедия свернула теперь на тот путь, который был указан Эпихармом. Политика все более отходит на задний план; литературные вопросы обсуждаются еще часто, но главным содержанием комедии становятся мелкие отношения повседневной жизни, причем главную роль играют гетеры, паразиты и слуги, и с бесконечными подробностями изображаются пиры. Лирические части, безусловно, отступают перед диалогом. Первые признаки этого направления обнаруживаются уже в последних пьесах Аристофана; еще ярче выступает оно у младших современников Аристофана — Платона-комика, Феопомпа и Стратфиса, деятельность которых, начавшись во время Пелопоннесской войны, захватила значительную часть IV столетия. Эвбул, подвизавшийся на драматическом поприще от Беотийской войны до времени Демосфена, уже всецело принадлежит новому направлению. Так как комедия утратила теперь свой специфически афинский характер, то в этой отрасли литературы могли работать и иностранцы. Действительно, между знаменитейшими представителями этой т.н. „средней комедии" мы встречаем, рядом с афинянином Антифаном, родосца Анаксандрида и Алексиса из Фурий в Нижней Италии. Но все они, без различия происхождения, писали главным образом для афинского театра и изображали в своих пьесах афинскую жизнь.
В области эпоса также начала обнаруживаться новая жизнь. Хэрил из Самоса на исходе V века осмелился взять сюжет для своей поэмы не из мифологии, как требовала традиция, а из истории, воспев Персидские войны. Разумеется, значительная часть этой эпопеи представляла песнь во славу Афин, и афиняне вознаградили поэта, постановив, чтобы впредь рапсоды публично декламировали его поэму наряду с гомеровскими песнями. Впрочем, именно в этой патриотической тенденции, по-видимому, и заключалась главная заслуга Хэрила. Его совершенно затмил его ионийский соотечественник Антимах, который в своей „Фиваиде" снова, по обычаю, разработал мифологический сюжет. Наиболее славилась его элегия „Лида", где поэт изливал свою скорбь по поводу смерти своей возлюбленной и искал утешения в воспоминаниях о других несчастных любовниках, которых в таком изобилии выводил перед ним миф. Такой знаток, как Платон, очень высоко ставил Антимаха, и если позднейшие поколения порицали напыщенную пространность его композиции, то они все-таки усердно читали его и не менее усердно ему подражали. Для элегии александрийского периода „Лида" послужила образцом.
В собственной лирике текст в эту эпоху все более отступал перед композицией. Сообразно с этим теперь разрабатывались преимущественно одноголосная песня или, как говорили греки, ном, и опера, дифирамб. Это было результатом нового направления, которое с половины V века обнаружилось в области музыки. Начало этому движению положили Меланиппид из Мелоса и Фринис из Митилены в эпоху Перикла; до совершенства новое направление было доведено Тимофеем из Милета, Филоксеном из Киферы и Кинесием из Афин, действовавшими на исходе V и начале IV столетия. Всеми средствами старались они добиться более полного звукового эффекта; инструменты были усовершенствованы, искусственные ритмы, излюбленные Пиндаром и его современниками, были отброшены, как стеснительные узы, и заменены более простыми формами; композиторы уже не боялись менять тональность в одной и той же пьесе. Они стремились прежде всего к реализму; так, Филоксен и Тимофей в музыкальных звуках изображали мычание стад Киклопа, гул бури и даже обстоятельства, которыми сопровождалось рождение Дионисия. Поклонники старины, конечно, оплакивали „упадок" музыки, как это повторилось и в наши дни по поводу музыкальной реформы подобного же рода. Но, как ныне, так и тогда противодействие оказалось бесплодным; новая эпоха требовала нового искусства, и творцы его знали, что им принадлежит будущее. Тимофей, вождь всего этого движения, не поколебался открыто бросить в лицо своим злобным критикам такие слова:
Не стану петь, как пели встарь — Мне новый лад милее; Царит теперь бог юный — Зевс, Низвергнут старый Кронос.
Прочь, старая муза!
Предсказание сбылось; старая музыка пала, и скоро Тимофей и Филоксен уже сами были классиками; их песни изучались в школах, и их большие композиции ставились на сцене еще спустя столетия.
Высокого совершенства достигла в это время и инструментальная музыка. Игра на флейте издревле процветала в Фивах; но лишь в эпоху Перикла здесь в лице Пронома явился композитор, чьи пьесы для флейты приобрели известность во всей Греции. Его сын Эниад продолжал деятельность отца; мы узнаем, что он в 388 г. одержал победу в Афинах. Но Эниада затмил его соотечественник Антигенид, первый флейтист-виртуоз своего времени (ок. 400—360). Он примкнул к Филоксену, в чьих дифирамбах исполнял аккомпанемент, но писал и самостоятельные пьесы, долго охранявшие его имя от забвения. Из его многочисленных учеников большую известность приобрели в эпоху Филиппа и Александра Исмений и Тимофей, оба из Фив. В соседних с Беотией областях также усердно занимались авлетикой: в конце IV века мы находим среди первоклассных артистов Телефана из Мегары и Эвдокса из Халкиды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии"
Книги похожие на "Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлиус Белох - Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии"
Отзывы читателей о книге "Греческая история, том 2. Кончая Аристотелем и завоеванием Азии", комментарии и мнения людей о произведении.