Авл Геллий - Аттические ночи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аттические ночи"
Описание и краткое содержание "Аттические ночи" читать бесплатно онлайн.
Сочинение римского писателя Авла Геллия (II в.) "Аттические ночи" - одно из самых крупных известных нам произведений древней римской литературы - представляет собой собрание небольших разнородных по тематике очерков, отличающееся поистине энциклопедическим охватом сведений о различных сторонах жизни и науки своего времени. Автор затрагивает вопросы литературы и грамматики, риторики и философии, юриспруденции и истории, физики и математики, естествознания и медицины. Умело используя широко распространенный в его время принцип сочетания поучения с развлечением, Авл Геллий - весьма взыскательный стилист - может одинаково интересно и изящно преподносить читателю как рассказы о различных диковинных вещах, так и весьма специфические вещи - такие, как проблемы греческой и римской фонетики или тонкости толкования римского права.
{260 Удвоенное употребление atque нигде больше не встречается.}
И вот уже (atque atque) устремляется на стены
римское юношество; {261}
{261 V. 537 Vahlen.}
(3) этому значению противоположно то, в котором древние равным образом употребляли deque. {262}
{262 Deque встречается только в выражении susque et deque (вверх и вниз, и так и этак, т. е. безразлично) и не может противопоставляться atque.}
(4) Кроме того, [эта частица] используется и как другое наречие, а именно statim (тотчас), что в следующих стихах Вергилия *** {263} думается, эта частица поставлена неясно и непоследовательно:
{263 В тексте лакуна.}
Волею рока
Так ухудшается все и обратным несется движеньем, -
Точно гребец, что насилу челнок свой против теченья
Правит, но ежели вдруг его руки внезапно ослабнут,
Он уж (atque) стремительно вспять увлекается
быстрым теченьем. {264}
{264 Verg. Georg., I, 199. Пер. С. В. Шервинского.}
Книга XI
Глава 1
О происхождении названия италийской земли; о том штрафе, который называют максимальным и смысле этого термина; а также о законе Атерния и о том, в каких терминах в древности обыкновенно назначался минимальный штраф
(1) Тимей {1} в своей "Истории", которую он составил по-гречески о делах римского народа, {2} и Марк Варрон {3} в "Делах человеческих" писали, что италийская земля получила свое наименование от одного греческого слова, поскольку быки, каковых в Италии было множество и для прокорма которых существовали многочисленные пастбища, по-древнегречески назывались ι̉ταλοί. {4}
{1 Fr. 42а Jacoby. Тимей (356—60 гг. до н. э.) — греческий историк. Известны три его сочинения: «История» в 38 книгах, «Олимпионики» и «Войны Пирра», от которых сохранились лишь фрагменты. Судя по отзывам античных авторов, Тимей оказал существенное влияние на развитие античной историографии.}
{2 Характеристика не вполне точна, ибо, насколько можно судить по сохранившейся информации, римская история не была главным сюжетом этого сочинения Тимея.}
{3 X, fr. 1 Mirch. Марк Теренций Варрон — см. комм. к Noct. Ait., 1,16, 3.}
{4 В этимологическом плане название «Италия» восходит к имени италиков — одного из народов, населявших ее в древности. Этимология, представленная у Авла Геллия, научного значения не имеет и основана на случайном внешнем созвучии: ι̉ταλοί — выдуманное, не существующее на самом деле слово, в какой-то мере похожее на латинское слово vitulum —«теленок».}
(2) Мы же можем предположить, что по той же самой причине, а именно поскольку Италия была тогда весьма богата крупным рогатым скотом, штраф, который назывался multa suprema (максимальный), был установлен в размере двух овец или тридцати быков единовременно {5} вследствие обилия быков и нехватки овец. При этом, когда магистраты налагали такого рода штраф, требовавший уплаты крупным и мелким скотом, иногда для уплаты пригонялись быки и овцы малой ценности, иногда - большой. Это делало штраф не всегда одинаковым. Вот почему затем по закону Атерния {6} была установлена стоимость одной овцы в 10 ассов, а одного быка - в 100 ассов.
{5 Выражение in singulos dies («ежедневно, на каждый день») в данном контексте не вполне понятно, поэтому Гроновий предлагает эмендацию singulos reos («для каждого из наказанных»), а Каррио — просто reos («наказанным»).}
{6 Закон Спурия Тарпея и Авла Атерния 454 г. до н. э. (lex Aternia Tarpeia) ограничивал право консулов налагать штрафы за уголовные преступления. Подробнее см.: Cage J. La lex Aternia // Antiquite Classique. Vol. 47. 1978. P. 70-85.}
(3) Что касается минимального штрафа (multa minima), то он равен одной овце. Максимальный штраф заключается в том количестве [животных], которое мы назвали. Налагать больший единовременный штраф закон не позволяет, поэтому данный штраф называется максимальным и является наибольшим.
(4) Потому и теперь, когда магистраты римского народа назначают по обычаю предков минимальный или максимальный штраф, обыкновенно соблюдается правило использовать слово "бараны", а не "овцы". {7} Итак, Марк Варрон воспроизводит слова, которыми определяется минимальный штраф, следующим образом: "Ввиду того что Марк Теренций был вызван в суд, но не ответил и не попросил прощения, я назначаю ему штраф в одного барана". {8} Штраф, о назначении которого было объявлено иным образом, считался незаконным.
{7 Латинское слово ovis обозначает в зависимости от контекста и овцу и барана.}
{8 Ant. rer. hum., XXIII, fr. 2 Mirsch. Ср.: Non. P. 39,1. 29.}
(5) Что же касается самого слова multa (штраф), то Марк Варрон в двадцать первой книге "Дел человеческих" говорит, что оно не латинское, а сабинское. {9} Он также отмечает, что это слово сохранилось до его времени в языке самнитов, которые произошли от сабинов. Но большинство современных грамматиков утверждает, что оно, как и некоторые другие, употребляется κατὰ α̉ντίφρασιν (по антифразе). {10} (6) Ввиду того что обычай и привычка языка таковы, что мы и теперь говорим multam dixit ("он назначил штраф") и multa dicta est ("штраф был назначен"), как это делало большинство древних, я подумал, будет кстати отметить, что Марк Катон {11} говорил иначе. Ибо в четвертой книге "Начал" у него есть такие слова: "Наш император устанавливает штраф (multam facit) тому, кто вышел сражаться вне строя". (7) Впрочем, может показаться, что он изменил слово вследствие намеренной утонченности, {12} поскольку штраф был установлен в военном лагере и в войске, а не провозглашался в комициях, перед народом.
{9 Ant. rer. hum., XXI, fr. 1 Mirsch. Ср.: Fest. P. 127, I. 1.}
{10 Понятие «антифраза» является специальным грамматическим термином, обозначающим употребление слова в противоположном смысле, например Эвмениды вместо Эринии. В данном случае это заявление остается непонятным, так как Авл Геллий не раскрывает мнения грамматиков.}
{11 Марк Порций Катон — см. комм. к Noct. Att., I, 12, 17.}
{12 Часть рукописей дает чтение vitasse вместо mutasse, т. е. «избегал слова вследствие намеренной утонченности».}
Глава 2
О том, что слово "утонченность" (elegantia) употреблялось древними авторами применительно не к особо тонкой натуре, но к чрезмерно изысканному одеянию и образу жизни, что воспринималось с осуждением
(1) [В древности] человека не называли "утонченным" (elegans), желая похвалить, но почти до времени Марка Катона это слово служило для обозначения недостатка, а не того, что заслуживает одобрения. {13} (2) Ведь как и в некоторых других сочинениях такое [словоупотребление] можно наблюдать в книге Марка Катона, озаглавленной "Поэма о нравах". {14} Вот фраза из этой книги: "Они полагали, что алчность содержит в себе все пороки; тот, кто считался расточительным (sumtuosus), страстным (cupidus), утонченным (elegans), порочным (vitiosus), никчемным (irritus), удостаивался похвалы". {15} (3) Из этих слов видно, что "утонченный" (elegans) говорили в древности не в применении к утонченной натуре, но о том, кто был излишне привержен обеденному ложу и приятностям жизни.
{13 Ср.: Non. Р. 744, I. 20.}
{14 Fr. 82 Peter. Марк Порций Катон Старший — см. комм. к Noct. Alt., I, 12, 17. От данного произведения до нас дошли лишь три цитаты, поэтому неизвестен даже его жанр (поэзия это или проза). Сохранившиеся строчки в общем укладываются в размер, и, вероятнее всего, упомянутое сочинение Марка Катона действительно представляло собой поэму морально-назидательного характера.}
{15 Фраза вне контекста выглядит не вполне понятной. Меурзий предлагает читать вместо vitiosus (порочный) — vinosus (пьющий), причем Мараш помещает эту конъектуру в основной текст; Гроновий исправляет inritus на invidus (завистливый), Уатт — на improvidus (беспечный); Беренс предлагает читать вместо laudabatur (удостаивался похвалы) — audiebat avarus (считался алчным).}
(4) Затем [слово] "утонченный" (elegans) перестало употребляться с осуждением, но с похвалой произносилось оно лишь тогда, когда утонченность того, о ком говорят, была весьма умеренной. Так, Марк Туллий похвалил Луция Красса и Квинта Сцеволу {16} не за чистую утонченность, но за такую, к которой примешивается бережливость. "Красс, - сказал он, - был самым бережливым из утонченных; Сцевола - самым утонченным из бережливых". {17}
{16 Луций Лициний Красс (140—90 гг. до н. э.) — римский политический деятель; считался одним из лучших ораторов своего времени; в 95 г. был консулом совместно с Муцием Сцеволой. Квинт Муций Сцевола — см. комм. к Noct. Att., III, 2, 12.}
{17 Cic. Brut., 148.}
(5) Мы припомнили, кроме того, из той же книги Катона и следующие слова, взятые из разных ее мест отрывочно. "Он говорит, что был обычай одеваться на форум с достоинством, а дома - носить то, что удобно. Лошадей покупали по более высокой цене, чем поваров. Поэтическое искусство было не в почете. Того, кто усердно занимался им или предавался пирам, называли гулякой (crassator)". {18} (6) Вот еще одно высказывание из той же книги, исполненное прекрасной истины: "Ведь жизнь человеческая почти как железо: если ты заставляешь его работать, оно изнашивается, если не заставляешь - его уничтожает ржавчина. Точно так же мы видим, как люди изнашиваются от труда; если же ни в чем не упражняться, то лень и вялость приносят больше вреда, чем труд". {19}
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аттические ночи"
Книги похожие на "Аттические ночи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Авл Геллий - Аттические ночи"
Отзывы читателей о книге "Аттические ночи", комментарии и мнения людей о произведении.