» » » » Андрей Дубицкий - Город на Ишиме


Авторские права

Андрей Дубицкий - Город на Ишиме

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Дубицкий - Город на Ишиме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Казахстан, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Дубицкий - Город на Ишиме
Рейтинг:
Название:
Город на Ишиме
Издательство:
Казахстан
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Город на Ишиме"

Описание и краткое содержание "Город на Ишиме" читать бесплатно онлайн.



Более 150 лет насчитывает история города Целинограда (бывшего Акмолинска), особенно прославившегося в годы освоения целины.

Исторический очерк писателя и краеведа А. Ф. Дубицкого посвящен прошлому и настоящему этого города. Немалое внимание уделено советскому периоду, особенно успехам тружеников Целинограда в годы одиннадцатой пятилетки, планам на двенадцатую пятилетку.

Книга иллюстрирована черно-белыми фотографиями.

Для массового читателя.






О состоянии хлебопашества можно судить хотя бы по донесению начальника акмолинского военного отряда полковника Ф. К. Шубина 2-го 25 августа 1832 года Омскому областному начальнику, что «в Торткульской волости округа около озера Чуптыкуль» уже на протяжении нескольких лет шестнадцать кочевых казахских семей засевают пшеницей и просом 12 десятин, а около озера Кургальджин — семнадцать семей обрабатывают под пшеницу и просо 39 десятин. «Никто из означенных выше киргиз, — писал Шубин, — домов и других обзаведении не имеет, что же касается собственно до хлебопашества, то земли вспахивают небольшими ручными сошниками, искапывают так называемыми четами (вид тяпки, кетменя.— А. Д.), подымая оную глубиной не более на два вершка, от чего самого семена выдувает ветер, хлеб бывает всходом редок и произрастания посредственного или даже при бездождии худого... под озимь земли не пашут и хлеба не сеют, жатву производят ножами и мелют хлеб небольшими ручными жерновами; если же сделать киргизам пособие, снабдить их необходимыми земледельческими инструментами, то более усугубится усердие их и распространится между ними хлебопашество»[52].

Ф. К- Шубин 2-й не без удовлетворения отметил, что казахи иногда даже орошают свои пашни из находящихся поблизости озер и рек, устраивая поливные сооружения.

Несколько лучшим было положение в казачьих станицах, где и орудия для обработки почвы, и организация труда были совершеннее. Однако станичники по-прежнему недоверчиво относились к земледелию. Историк Сибирского казачьего войска Ф. Н. Усов писал, что казаки Акмолинской станицы «делали засевы, но ряд неудач привел их к убеждению в непроизводительности их земли, и только явившиеся сюда недавно крестьяне-переселенцы из России, начав пахать вместо сохи плугом, доказали, что почва тут способна к плодородию»[53].

По статистике 1853 года в Акмолинском внешнем округе русскими и казахами было всего посеяно 1114 пудов 30 фунтов пшеницы, а умолот составил 4042 пуда 10 фунтов. Следующий, 1854 год, оказался более урожайным: при высеве 787 пудов 15 фунтов было собрано 8230 пудов 34 фунта пшеницы.

Земледелие в Приишимской степи заметно пошло в гору с 1881 года, когда, в результате сильного недорода, голода и эпидемии холеры, по Центральной России прокатилась волна крестьянских смут. Чтобы ослабить аграрные противоречия, правительство начало массовое переселение безземельных и малоземельных крестьян в Сибирь и Казахстан. Переселенцы, влияя на местное русское и казахское население, приучали его к хлеборобскому труду.



ТОРГОВЫЙ ГОРОД


Годовой торговый оборот Акмолинска, составлявший первоначально около 10 тысяч рублей, в течение пятнадцати лет круто поднялся вверх и к 1865 году достиг полутора миллионов рублей. Главной статьей торговли был скот, животноводческое сырье, хлеб, промышленные изделия, бухарские и ташкентские шелка, ковры, сладости, фрукты и т. д. Например, в 1864 году только ташкентцы закупили в Акмолинске 30 тысяч овец, а в 1865 году — 10 тысяч пудов сырого и топленого сала.

В 1868 году Акмолинск стал уездным центром (городом шесть лет спустя, 25 мая 1874 года). К концу 1869 года в нем проживало 5 172 человека.

В 1869 году, как изжившие себя, упразднены Акмолинский внешний округ и приказ, а в 1876 году и Акмолинское укрепление.

Наиболее заметный рост города отмечен в 1890—1891 годы. С увеличением бюджета началось строительство здания городской управы, гостиного двора, пожарной каланчи, Александро-Невской церкви, купеческих особняков, магазинов, складских помещений. Неурожай и голод, вновь постигшие Центральную Россию в 1891 году, усилили приток в Акмолинск переселенцев.

В 1893 году по инициативе уездного начальника подполковника Троицкого у Ишима закладывается городской парк. Одновременно по приказу начальника местной военной команды Трегубенко в крепости на месте современного стадиона «Энергия» субалтерн-офицер Жузлов разбил Солдатский сад. В закладке заишимского парка (питомника) самое деятельное участие принимал владелец аптеки П. Е. Путилов.

Несмотря на свое торгово-экономическое значение, Акмолинск был типичным захолустным городком Российской империи. Абсолютное большинство его жителей не умело читать и писать. Лишь 4 сентября 1897 года при Александро-Невской церкви синод открыл начальную церковноприходскую школу. Ее посещали 44 мальчика — дети состоятельных родителей, да и то не всех, так как образование в ту пору считалось здесь не обязательным. Казахское население общеобразовательных школ не имело вообще. Отдельные казахские дети занимались в крохотном татарском медресе или на дому у мулл, изучая примитивные основы грамоты и коран.

В 1903 году П. Головачев, после посещения им Акмолинска, напечатал в географическом сборнике свою статью «В Степном крае», где привел довольно красочные детали:

«На видном месте, на одной площади с собором, думой и гостиным двором, находится острог, квадрат в 20 сажень, по сторонам огороженный «палями» (заостренными бревнами), сажени в три высоты. У ворот острога стоит единственный часовой... Есть даже несколько каменных домов скучной мещанской архитектуры, принадлежащие местным богатым купцам... Улицы Акмолинска, конечно, не освещаются. Несколько фонарей стоят только у больших магазинов... В обычное время эти широкие и длинные улицы никогда не подметаются, хотя и унавожены гораздо лучше крестьянских полей в центральных губерниях; их очищают ветры, часто поднимающие целые тучи пыли и затхлого навоза... На хлебном базаре находится несколько десятков «кумысен». Эти кумысни представляют собой ряды деревянных маленьких лавочек, на дверях которых красуются «русские» надписи: «кымызами», «кумузной» и т. п. Возле хлебного базара находятся сартовские (узбекские.— А. Д.) рестораны, где продаются «манты» (пельмени), пилав (плов) и кумыс. Соблазнительная вывеска — блюдо с как бы летящими мантами и горизонтально направленная к нему вилка (произведение местного киргизского художника) — указывает вход в гостеприимный ресторан, где посетителей встречает хозяин-повар с низкими поклонами и прижиманиями к сердцу левой руки»[54].

Регулярно проходили «сатовки», или ярмарки. Славилась Константиновская ярмарка (с 21 мая по 10 июня), обороты которой в иные годы превышали четыре миллиона рублей за сезон в денежном выражении того времени. Несколько меньшей но размерам и оборотам была Дмитриевская ярмарка, с 22 октября по 22 ноября. Ярмарки раскидывались на обширной площади около менового двора на северо-восточной окраине города, неподалеку от Чубарского лога.

Акмолинск делился на Крепость, Город, Слободку и Казачье (Станицу). Существовало еще три «выгона» — Западный, Северный и Восточный. На выгонах обычно селились мещане, содержавшие ветряные мельницы. По словам все того же П. Головачева, город был окружен «целой сотней ветряных мельниц, которые, словно добрые великаны, отмахивают от него своими длинными руками злых духов степи»[55].

Мололи муку для продажи на ярмарках и вывоза в другие губернии и области. Позднее появились механические мельницы. Неподалеку от города, на Ишиме и Нуре, существовало еще несколько «водянок».

В праздники, особенно на масленицу, убранные коврами и лентами купеческие тройки, одноконные «скачки» и «кошовки», простые сани-розвальни, ватаги верховых станичных казачат-подростков под песни и звон колокольцев с гиком носились по улицам.

Дома строились деревянные, одноэтажные, иногда двухэтажные, комбинированные (низ кирпичный, верх деревянный) или же целиком кирпичные. Саманные встречались редко. Названия улиц в какой-то степени отражали историю и положение города: Торговая, Большая Базарная, Малая Базарная, Гостинодворская, Караванная, Чернобродская, Акмолинская, Крепостная, Станичная, Церковная, Мечетная, Степная, Постояльская, Думская, Татарская, Тюремная и т. д.

На 1 января 1912 года в Акмолинске значилось 14 756 жителей, а на эту же дату 1923 года — 10 686.



ССЫЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТЫ


Дореволюционная промышленность Акмолинска ограничивалась мелкими кустарными и полукустарными предприятиями. По статистике 1913 года, она состояла из 2 механических мельниц, 21 кузницы, 9 кирпичных. 2 кожевенных, 2 кишечных, овчинного, шерстомойного, салотопенного и пивоваренного заводов и 4 гончарных мастерских. Всего более 40 предприятий, в общей сложности занимавших 208 рабочих.

Ввиду отсутствия промышленного пролетариата, экономической и культурной отсталости царское правительство превратило Акмолинск в место ссылки «политических». Только с 1882 по 1906 год здесь отбыли ссылку около 50 человек. Первыми в 1882 году прибыли Иван Рафаилов и Мартин Кутневский. В 1883 — Петр Румянцев, Николай Сажин, Вячеслав Бобылев, Степан Эрастов, в 1884 — Василий Гусев, Григорий Лозовой, Екатерина Дическуло, Дмитрий Черепинскин, в 1885 — Михаил Лаврусевич, Евгения Бабушкина, в 1886 — Бронислав Ендрушек, Владислав Брудневский, в 1887 — Федор Иваницкий и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Город на Ишиме"

Книги похожие на "Город на Ишиме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Дубицкий

Андрей Дубицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Дубицкий - Город на Ишиме"

Отзывы читателей о книге "Город на Ишиме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.