» » » » Андрей Дубицкий - Город на Ишиме


Авторские права

Андрей Дубицкий - Город на Ишиме

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Дубицкий - Город на Ишиме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЗАХСТАН»,, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Дубицкий - Город на Ишиме
Рейтинг:
Название:
Город на Ишиме
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАЗАХСТАН»,
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Город на Ишиме"

Описание и краткое содержание "Город на Ишиме" читать бесплатно онлайн.



Более 150 лет насчитывает история города Целинограда (бывшего Акмолинска), особенно прославившегося в годы освоения целины.

Исторический очерк писателя и краеведа А. Ф. Дубицкого посвящен прошлому и настоящему этого города. Немалое внимание уделено советскому периоду, особенно успехам тружеников Целинограда в годы одиннадцатой пятилетки, планам на двенадцатую пятилетку.

Книга иллюстрирована черно-белыми фотографиями.

Для массового читателя.






В. И. Ленин понимал острейшую необходимость дороги Петропавловск — Кокчетав для экономики страны, и, прежде всего, для продовольственного снабжения. Экстренная доставка сибирского и казахстанского хлеба в центр была первостепеннейшей проблемой. Поэтому, несмотря на крайне тяжелую послевоенную обстановку, Владимир Ильич 5 августа 1920 года подписал постановление Совнаркома о срочном строительстве этой железнодорожной линии.

Узнав, что руководители Акмолинской губернии в августе 1921 года вознамерились перевести управление Петрококчестроя в другое, малоприспособленное помещение, Ленин немедленно телеграфировал:

«Ввиду исключительного значения сооружаемой ударной продовольственной железнодорожной линии Петропавловск — Кокчетав, учитывая, что выселение управления равносильно срыву налаженных с большим трудом и находящихся в самом разгаре работ, предлагаю оставить Петрококчестрой в прежнем помещении… Исполнение доложить»[82].

Линия сооружалась круглосуточно. В помощь строителям посылали рабочих из других городов страны, красноармейские части, мобилизовали население близлежащих станиц, сел и аулов, устраивали субботники. Рельсы все дальше уходили в степь. А там, где они уже были уложены, подаваемые вагоны спешно загружались хлебом и отправлялись голодающим губерниям. Только за пятнадцать дней июня 1921 года было отправлено 307 хлебных вагонов — в среднем по 20 в сутки. Всего же за 1921 год казахстанцы отправили голодающим 2 408 220 пудов продовольствия.

Днем 10 июня 1922 года рельсовый путь дошел до Кокчетава. Дальнейшая прокладка дороги, из-за огромных экономических трудностей, переживаемых страной, была временно приостановлена.

Лишь 8 ноября 1929 года, в ознаменование двенадцатой годовщины Великой Октябрьской революции, на три недели раньше установленного срока, первый железнодорожный поезд прибыл в Акмолинск. Это открыло перед городом перспективы для дальнейшего всестороннего развития. Акмолинск превратился в крупный железнодорожный узел. В 1931 году рельсы соединили его с Карагандой. Весной 1939 года развернулось строительство линии Акмолинск — Карталы, полностью завершившееся в январе 1943 года. А 16 февраля 1952 года было уложено последнее стальное звено дороги Акмолинск — Павлодар.

Неузнаваемо преобразилась и станция Акмолинск. Тем далеким днем, 8 ноября 1929 года, когда появился здесь первый поезд, встречали его в голой степи. Не было даже барака, чтобы пассажиры укрылись в случае дождя или сильного ветра. Между городом и остановившимися, вагонами лежал трехкилометровый пустырь. С годами станция расширялась, строилась, оснащалась необходимым оборудованием. Возникли паровозное и вагонное депо, водокачка, каменный корпус вокзала. Новый, современный, более благоустроенный вокзал был сдан в эксплуатацию 20 октября 1962 года.

СТАНОВЛЕНИЕ

Еще не закончилась гражданская война, а Советская власть уже принимала меры по улучшению жизни трудящихся. Совдепы и ревкомы выдавали беднейшим крестьянам семенные ссуды, оказывали материальную помощь семьям красноармейцев, открывали школы и ликбезы, налаживали торговлю. Тогда же появились первые сельскохозяйственные коммуны и артели по совместной обработке земли — зачатки социалистических кооперативов.

26 августа 1920 года В. И. Ленин и М. И. Калинин подписали декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики. Было принято постановление о передаче в состав КАССР Петропавловского, Кокчетавского, Атбасарского и Акмолинского уездов и образовании самостоятельной Акмолинской области с центром в городе Петропавловске.

С большим трудом восстанавливалось разрушенное гражданской войной народное хозяйство. Свирепствовал голод. Летом 1921 года вспыхнула эпидемия холеры. Решительные меры по наведению санитарного порядка, принятые партийными и советскими органами, бесплатное медицинское обслуживание населения, создание специальных пунктов питания и дополнительных столовых для голодающих позволили быстро ликвидировать эпидемию.

Большую роль в то время сыграли так называемые «красные караваны». Первый красный караван Центрального Исполнительного Комитета КАССР, возглавляемый наркомом социального обеспечения Алиби Джангильдиным, выступил из Оренбурга 20 мая 1922 года. Путь каравана лежал через Тургай, Атбасар, Акмолинск, Павлодар на Семипалатинск[83]. В состав каравана входили руководящие партийные и советские работники, представители наркоматов земледелия, просвещения, торговли, здравоохранения и отдела ЦИК по работе среди женщин. Они занимались организацией помощи голодающим, вопросами землеустройства, торговли, партийной, советской и профсоюзной работы, разъясняли директивы Советской власти, проводили лекции и доклады.

15 июля красный караван прибыл в Акмолинск. Состоялся многолюдный митинг. Подробно ознакомившись с положением в городе и уезде, А. Т. Джангильдин разрешил выделить из фонда каравана и местных помголов (комиссии помощи голодающим) значительное количество средств и продовольствия.

Возрождающемуся народному хозяйству республики остро требовались грамотные кадры. В короткий срок Казахстан усеяла целая сеть учебных заведений, курсов, ликбезов. В Петропавловске открылась губернская партийная школа.

В числе мер, содействовавших подъему экономики и материального благосостояния трудящихся, следует особо отметить замену продналога единым сельскохозяйственным налогом, завершение весной 1924 года денежной реформы, аннулировавшей прежние обесцененные казначейские знаки и резко повысившей курс нового советского рубля, широко развернутую борьбу со спекуляцией, укрепление кооперативной торговли, снижение цен и повышение реальной заработной платы рабочих и служащих.

В результате всех этих мер, уровень промышленного производства Акмолинской губернии в 1925 году почти достиг довоенного. Посевная площадь 1926 года составила 848 018 десятин, или 92,8 процента довоенной площади. Поголовье скота превысило довоенное. В 1926 году губерния уже получила 167 тракторов, а в целом ее тракторный парк насчитывал 198 машин[84].

Индустриализация Приишимья осуществлялась пока что медленно. Страна еще не имела достаточно сил, чтобы сразу привести в действие дремлющие природные богатства отдаленных, слабо развитых районов. В 1925 году образуется трест Атбасцветмет, начавший строительство Карсакпайского медеплавильного завода, находившегося тогда на территории губернии. Возникли рудники треста Каззолото — Аксу, Бестюбе и Жолымбет. Наряду с реконструкцией и восстановлением старых шахт, рудников, заводов, фабрик и мастерских закладывались новые. Процесс этот заметно активизировался после вступления в строй железной дороги Петропавловск — Акмолинск — Караганда.

Экономический подъем требовал более оперативного руководства. Правительство республики в связи с этим искало новые формы административного деления. Акмолинская губерния в 1928 году была упразднена, поскольку на территории Казахстана введена была окружная система. Однако спустя некоторое время пришлось снова вернуться к областной системе. В 1932 году образуется Карагандинская область с центром в Петропавловске. Затем, в 1936 году, создали на этой территории Карагандинскую (центр — Караганда) и Северо-Казахстанскую (центр — Петропавловск) области. В 1939 году из состава Карагандинской области выделилась Акмолинская (центр — Акмолинск), а в 1945 году из Акмолинской области — Кокчетавская (центр — Кокчетав).

В годы первых пятилеток Акмолинская область (в современных границах Целиноградской области) развивалась как сельскохозяйственная. Колхозы получали от государства разностороннюю помощь. Например, к посевной кампании 1929 года в Акмолинском округе было организовано 33 прокатных пункта, 8 зерноочистительных пунктов, 66 ремонтных мастерских. Было получено и затем направлено на места 1186 борон «зигзаг», 243 сортировки и веялки, 415 однолемешных и 457 двухлемешных плугов, много инвентаря[85], который тогда еще в самом Акмолинске не производился.

В связи с тем, что на весь округ имелось всего четыре агронома, организуется посылка людей на учебу[86].

1930 год стал здесь, как и по всей стране, годом массовой коллективизации.

Колхозное строительство развертывалось в обстановке напряженной борьбы с кулачеством и экономическими трудностями. Не хватало тягла, инвентаря, машин. Вдобавок сложились неблагоприятные климатические условия: 1929–1930 годы выдались засушливыми, неурожайными. Но колхозный строй быстро показал свою жизнеспособность на практике. Во много раз увеличивались посевные площади, сборы зерна. Повысилась оснащенность хозяйства. Лучше стали жить люди. Если к 1931 году на территории, соответствующей современной Целиноградской области, имелось только две МТС, располагавших 12 тракторами, то в 1939 году было уже 23 МТС, тракторный парк которых исчислялся 1618 единицами. В 1934 году были получены первые 34 комбайна, а в 1939 году их было уже 552. Соответственно увеличивалось число тракторных плугов, сеялок, борон. В три-четыре раза больше стало лобогреек, сенокосилок, зерноочистительных машин[87].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Город на Ишиме"

Книги похожие на "Город на Ишиме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Дубицкий

Андрей Дубицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Дубицкий - Город на Ишиме"

Отзывы читателей о книге "Город на Ишиме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.