Андрей Дубицкий - Город на Ишиме
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Город на Ишиме"
Описание и краткое содержание "Город на Ишиме" читать бесплатно онлайн.
Более 150 лет насчитывает история города Целинограда (бывшего Акмолинска), особенно прославившегося в годы освоения целины.
Исторический очерк писателя и краеведа А. Ф. Дубицкого посвящен прошлому и настоящему этого города. Немалое внимание уделено советскому периоду, особенно успехам тружеников Целинограда в годы одиннадцатой пятилетки, планам на двенадцатую пятилетку.
Книга иллюстрирована черно-белыми фотографиями.
Для массового читателя.
Состоявшийся 16–18 февраля 1954 года VII съезд Компартии Казахстана рассмотрел вопрос об освоении целинных и залежных земель. В областях и районах прошли партийные конференции, собрания рабочих, колхозников, интеллигенции, сессии местных Советов депутатов трудящихся.
Первой на призыв партии и правительства отозвалась молодежь. К 28 февраля 1954 года комсомольские комитеты страны зарегистрировали более 52 150 заявлений с просьбами выдать путевки на целину.
2 марта в Акмолинске встречали добровольцев из Алма-Аты. На многолюдном митинге от имени хлеборобов области гостей приветствовал прославленный комбайнер МТС «Организатор», Герой Социалистического Труда Г. Г. Зубков. В тот же день алмаатинцев распределили по хозяйствам. Через три дня, 5 марта, железнодорожники станции Акмолинск приняли второй эшелон — на этот раз с москвичами[103].
Поезда прибывали из Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, с Украины, из Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Молдавии, других республик, областей, районов и городов страны. Много желающих оказалось и среди местной молодежи. В последних числах февраля в Акмолинский горком комсомола уже стали приносить заявления. В течение одного дня горком комсомола принял тридцать заявлений[104].
9 марта в конференц-зале управления Карагандинской железной дороги (находившегося тогда в Акмолинске) был организован большой вечер, посвященный проводам акмолинских комсомольцев в целинные совхозы (к тому времени в горком комсомола поступило уже более пятисот заявлений). С напутственным словом к отъезжающим обратился первый секретарь обкома партии Н. И. Журин[105]. Вечер прошел очень оживленно. Гремела музыка, слышались песни, шутки. Молодежь была полна энтузиазма.
Во второй половине марта на железнодорожные станции и разъезды стали поступать сельскохозяйственная техника, горючее, щитосборные дома, стройматериалы и другие грузы для целины.
19 марта с центральной площади города акмолинцы торжественно проводили в Журавлевскую МТС первую колонну тракторов ДТ-54, только что полученных с завода. Заполненная народом площадь аплодировала трактористам из Диканьской МТС Полтавской области. Еще у себя, на Украине, полтавчане создали две бригады. В Акмолинске, даже не отдохнув с дороги, они потребовали работы, сразу же получили трактора для перегона в Журавлевку[106].
Для партийных, советских и хозяйственных работников весна 1954 года, пожалуй, была самой напряженной. Приходилось одновременно решать десятки неотложных вопросов: заниматься нарезкой земли, подбирать руководящие кадры для совхозов, распределять поступающую технику, материалы и продовольствие, комплектовать полеводческие и строительные бригады. Новоселов надо было не просто встретить, зачислить в штат того или иного совхоза, но и обеспечить жильем, питанием, приставить каждого к делу, обучить профессии. В основной массе прибывающая молодежь до этого никогда не соприкасалась с сельскохозяйственным производством или же имела за плечами лишь незначительный трудовой опыт.
Приехавших обычно размещали в селах и аулах на квартирах у местных жителей, в колхозных клубах, наспех собранных щитовых домиках, полевых вагончиках, а иногда в землянках. Тут же проводились и занятия по овладению сельскохозяйственными и строительными специальностями.
Новоселы стойко переносили выпавшие на их долю временные лишения. В стужу и метель разгружали они на глухих железнодорожных полустанках и станциях совхозное имущество, торили дороги через заснеженную степь, перевозя это имущество на тракторах ДТ-54 и С-80 к местам будущих центральных усадеб, отделений, полевых станов. Разгребая снег, ставили на пустырях щитосборные жилые домики, пекарни, столовые, закладывали фундаменты бань, контор, ремонтных мастерских и других первоочередных объектов. В ближайших карьерах добывали необходимые строительные материалы — щебень, песок, известняк, глину. А вечерами в брезентовых палатках и полевых вагончиках, колхозных библиотеках и клубах изучали сельскохозяйственную технику, агрономию, строительное дело.
Новым совхозам по обыкновению давались названия, связанные с теми местами, откуда в данное хозяйство больше всего прибыло людей — «Ижевский», «Минский», «Ивановский», «Днепропетровский», «Самарский», «Сочинский», «Армавирский» и т. д. У каждого совхоза была своя «биография», свой путь становления, свои герои, хотя в общих чертах они как будто во всем походили друг на друга.
Трудности, связанные с подготовкой к весне, были в основном успешно преодолены. Как только сошел снег, под руководством опытных бригадиров началась пахота.
За весну и лето 1954 года на территории Акмолинской области (в старых границах) было создано 27 целинных зерновых совхозов, которые распахали 710 тысяч гектаров земли, из них 23 тысячи засеяли и осенью сняли урожай. Колхозы и МТС подняли 937 тысяч гектаров. В целом же вместо запланированных 1325 тысяч область освоила 1647 тысяч гектаров.
В конце 1954 года и начале 1955 года в области возникло еще 50 зерновых совхозов, засеявших весной 325 тысяч гектаров и подготовивших под посев будущего года свыше 700 тысяч гектаров.
В течение двух лет область получила 20 792 трактора, 8414 комбайнов, огромное количество другой техники, оборудования, строительных материалов. По комсомольским путевкам, направлениям партийных органов, министерств, научных и учебных заведений сюда приехало около 150 тысяч человек.
Затраченные средства и труд окупились сторицей. Уже в 1956 году Акмолинская область собрала 238,6 миллиона пудов зерна, из них 180,6 миллиона пудов вывезла на государственные приемные пункты. Еще более впечатляющими были результаты 1958 года, когда колхозы и совхозы области отгрузили государству 221 миллион 100 тысяч пудов зерна, в том числе 215 миллионов пудов ценнейшей культуры — пшеницы.
За выдающиеся успехи в производстве зерна и других сельскохозяйственных продуктов, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 28 октября 1958 года наградил Акмолинскую область орденом Ленина.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДА
Многие годы Акмолинск не блистал красотой, вид имел самый невзрачный. Даже к началу 1961 года жилой фонд его при 115 тысячах жителей не превышал 600 тысяч квадратных метров. Много было старых домов, преимущественно саманных, без коммунальных удобств. Большинство государственных учреждений, школ, клубов, библиотек, больниц и поликлиник размещались в ветхих, неприспособленных помещениях.
20 марта 1961 года, в ознаменование целинного подвига, Президиум Верховного Совета Казахской ССР переименовал Акмолинск в Целиноград — это совпало с поворотным пунктом в его благоустройстве.
В 1961 году проектный институт Ленгорстройпроект, при содействии научно-исследовательского института градостроительства, Промстройпроекта, Промтранспроекта и других ведущих проектных институтов страны, приступил к составлению генерального плана города. Работу возглавил известный градостроитель В. А. Шквариков. В авторский коллектив вошли архитекторы К. Ф. Князев, К. И. Варламов, 3. Н. Яргина, Я. Н. Жуков, В. И. Лукьянов, Л. И. Зарудько. Общее руководство и контроль осуществлялись Академией строительства и архитектуры СССР. В конце 1962 года план был готов и в феврале 1963 года утвержден.
Упор делался на крупнопанельное жилищное строительство. Планировка микрорайонов производилась компактными массивами.
Строители Москвы и Ленинграда взяли шефство над городом. Они командировали в Целиноград специальные бригады, чтобы из привезенных ими собственных материалов соорудить несколько крупных показательных объектов. За полгода шефы сдали в эксплуатацию 650 благоустроенных квартир и 4 пятиэтажных школьных здания.
Параллельно с этим на центральной площади города началась подготовка к строительству семиэтажного Дома Советов, в Комсомольском парке, около кинотеатра «Родина», экскаваторщики приступили к рытью котлована под фундамент Дворца целинников.
Первой стала застраиваться по генеральному плану улица Мира, начинающаяся у центральной площади и идущая до пересечения с улицей Монина. Здесь когда-то простирался так называемый Северный выгон с множеством ветряных мельниц, а затем образовалась целая улица из приземистых плоскокрыших глинобитных избушек.
Прежде чем закладывать новые дома, строителям пришлось сносить бульдозерами «саманухи», выравнивать площадки, иногда засыпать болота и низины, где обычно скапливалась дождевая и снеговая вода, стояла непролазная грязь. Улицу Мира застраивали преимущественно пятиэтажными домами. Проект этого микрорайона разрабатывался сотрудниками института Ленгипротранс. Здесь применили новую конструкцию крупнопанельных домов серии 1-445-4.
В порядке все той же шефской помощи москвичи и ленинградцы обучали местных строителей передовым методам работы. Много полезного переняли, например, целиноградцы у бригады монтажников И. Г. Шаповалова Полюстровского домостроительного комбината треста Главленинградстрой. Эта бригада, состоявшая из 36 человек, смонтировала за год 24 пятиэтажных крупнопанельных дома. По опыту бригады Шаповалова целиноградские строители внедрили у себя универсальные шестиконцовые самобалансирующиеся стропы, что позволило монтировать краном все детали домов, включая лестничные марши. Сократились холостые проходы крана. На сборке каждого 64-квартирного дома экономилось 118 человеко-дней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Город на Ишиме"
Книги похожие на "Город на Ишиме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Дубицкий - Город на Ишиме"
Отзывы читателей о книге "Город на Ишиме", комментарии и мнения людей о произведении.



























