» » » » Герберт Норман - Становление капиталистической Японии


Авторские права

Герберт Норман - Становление капиталистической Японии

Здесь можно скачать бесплатно "Герберт Норман - Становление капиталистической Японии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Герберт Норман - Становление капиталистической Японии
Рейтинг:
Название:
Становление капиталистической Японии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Становление капиталистической Японии"

Описание и краткое содержание "Становление капиталистической Японии" читать бесплатно онлайн.



Социально-экономический строй Страны Восходящего Солнца ещё в середине XIX века представлял собой классический тип феодальных отношений. Условным рубежом, отделяющим Японию феодальную от Японии капиталистической, является незавершённая буржуазная революция 1867–1868 годов, в результате которой была свергнута власть ставленника сёгунов правителя Токугава и и восстановлены легитимные права японского монарха. Годы правления взошедшего на трон императора Муцухито в японской историографии получили название «эры Мэйдзи». Исследованию характерных особенностей этого периода японской истории и посвящена предлагаемая книга крупного канадского японоведа и дипломата Герберта Нормана (1909–1957) «Становление капиталистической Японии» (оригинальное название — Japan’s Emergence as a Modern State).

Автором привлечён очень большой фактический материал, взятый главным образом из японских источников, который помогает раскрыть основное содержание событий 1867–1868 годов и характер сделки между японской буржуазией и феодальными элементами, предопределившей на длительный период особенности развития японского капитализма. Норман обстоятельно анализирует исторические предпосылки реставрации Мэйдзи, ранний период индустриализации, аграрную реформу и её социальные последствия, формирование партийной системы. Без ясного представления о том, как формировался новый экономический уклад, невозможно понять многих специфических особенностей современной Японии, её политической и экономической жизни.






Точно так же поступило правительство и с горнодобывающей промышленностью. Все шахты и рудники, которые ранее принадлежали правительству бакуфу и клановым властям, были конфискованы и затем проданы представителям тех финансовых кругов, которые стояли близко к правительству. Эта правительственная политика была следующим образом изложена одним японским специалистом: «В то время (во время реставрации) десять крупнейших предприятий горнодобывающей промышленности, а именно: Садо, Миикэ, Икуно, Такасима, Ани, Иннай, Камаиси, Накакосака, Окацура и Коска, управлялись самим правительством в целях их быстрейшего развития; но после того как они были введены в строй, их передали в руки частных лиц. В настоящее время все предприятия горнодобывающей промышленности, за исключением нескольких рудников и шахт специального назначения, принадлежат частным лицам»[15]. С целью увеличения производительности этих предприятий правительство привлекало самых лучших иностранных специалистов[16].

Транспорт и связь развивались бурными темпами благодаря неутомимой энергии правительства Мэйдзи. По истории железнодорожного строительства в Японии написано очень много книг. Главной задачей железнодорожного транспорта являлось расширение внутреннего рынка. Хотя частный капитал и привлекался для строительства железных дорог, первые железнодорожные линии в Японии были построены правительством при помощи займа на сумму 913 тыс. фунтов стерлингов, полученного в Лондоне. К концу столетия частный капитал в железнодорожном транспорте стал превалировать над правительственным, но в 1906 г. все железные дороги страны, кроме узкоколейных, были национализированы. Анализируя этот шаг правительства с военно-политической точки зрения, мы должны отметить, что железные дороги всегда рассматривались правительством как одно из самых мощных средств для объединения страны, а стратегическое значение транспорта никогда не упускали из виду военные лидеры Мэйдзи. Так, например, одновременно с законом о железнодорожном строительстве 1892 г., установившим принцип государственной собственности на железные дороги, был создан наблюдательный совет. Этот совет назывался «тэцудо кайги» и состоял из двадцати человек, среди которых было несколько военных. Насколько военно-стратегические соображения превалировали над коммерческими, когда речь заходила о железнодорожном строительстве, показывает дискуссия, развернувшаяся по вопросу о строительстве железнодорожной линии Накасэндо, пересекающей гористую малонаселенную местность. Трудности и затраты, связанные с сооружением этой дороги, казались настолько большими, что план строительства был временно отложен. Но, как утверждает специалист по японским железным дорогам виконт Иноуэ, «против этого (то есть против отказа строить эту дорогу) выступили с протестом военные, которые настаивали на стратегических преимуществах маршрута Накасэндо». Стратегические соображения с самого начала играли первостепенную роль при осуществлении задач по строительству железных дорог, а также телефонной и телеграфной сети.

Для иллюстрации того, какое огромное внимание правительство уделяло стратегическому значению телеграфной и телефонной сети, достаточно сослаться на один или два правительственных документа. Так, например, в связи с возбуждением ходатайства о передаче телефонных линий в собственность частным лицам 2 августа 1872 г. в дадзёкан (государственный совет) поступило предложение, требовавшее отклонить вышеупомянутое ходатайство. В этом предложении, в частности, указывалось: «На Западе имеются страны, где существуют частные линии связи; однако частные линии часто представляют большие неудобства в отношении сохранения государственной тайны. Кроме того, связь играет большую роль в наших взаимоотношениях с другими странами; поэтому желательно, чтобы с этого времени был положен конец существованию частных линий и чтобы в будущем все линии связи перешли в распоряжение правительства». Это предложение было принято. Правительство Мэйдзи очень скоро оценило значение телеграфа для ведения современной войны, что подтверждается эффективным использованием этого средства связи правительственными войсками при подавлении сацумских мятежников в 1877 г.

Требование о передаче телефонной связи в собственность частным предпринимателям было также отвергнуто. «Но в то время 1889 г.) правительство было не в состоянии предоставить телефонную связь для массового пользования. Поэтому была сделана попытка основать частную телефонную службу. Однако правительство приняло решение сделать телефон, как и телеграф, государственным предприятием, и в 1890 г. вступило в силу так называемое Положение о телефонной службе».

Эти цитаты из официальных или полуофициальных источников приведены не для того, чтобы показать главные цели модернизации страны, осуществлявшейся главным образом путем создания новых отраслей промышленности, железных дорог, телеграфной и телефонной связи, а для того, чтобы подчеркнуть то особое внимание, которое с самого начала уделялось стратегическому значению промышленности, транспорта и связи.

Военный аспект промышленного развития Японии

Одним из результатов особой заботы правительства о военных отраслях промышленности явилось то, что порядок возникновения промышленности и последующих стадий развития капиталистического производства в Японии оказался обратным[17]. При классическом типе капиталистического развития исходным пунктом обычно является производство потребительских товаров, выпускаемых главным образом предприятиями легкой промышленности, как, например, текстильными фабриками Ланкашира, которые начали приобретать большое значение в первой четверти XVIII столетия. И только когда легкая промышленность достигает определенного уровня развития, производство товаров тяжелой промышленности становится довольно значительным. Вплоть до изобретения токарного станка в конце XVIII в. тяжелая промышленность в Англии была развита гораздо слабее, чем легкая промышленность. Этот нормальный порядок развития промышленности — от легкой промышленности к тяжелой — в Японии был нарушен{43}. Здесь механические заводы и арсеналы были построены еще до введения в Японии хлопчатобумажных прядильных машин, которые появились в стране только в 1866 г.[18], и даже до того, как стали ввозиться иностранные ткани. Уже в 1844 г. в клане Мито отливались пушки[19], в 1856 г. на юге Японии были построены механические заводы, как было показано выше, для военных и военно-морских целей. В 50-х годах были построены отражательные печи, арсеналы, чугунолитейные и судостроительные заводы в кланах Сацума, Сага, Тёсю, а также в имениях бакуфу. Первые фабрики по выработке шелковых изделий, оборудованные современными машинами, были построены только в 1870 г., в частности шелкомотальная фабрика Маэбаси, построенная по итальянскому образцу, фабрика Томиока, построенная по французскому образцу в 1872 г. под руководством итальянских и французских специалистов[20].

Этот обратный порядок промышленного развития вызвал известную ненормальность и в техническом развитии Японии, Правительство с самого начала уделяло огромное внимание развитию военно-стратегических отраслей промышленности, и поэтому в техническом отношении эти отрасли скоро достигли уровня развития промышленности наиболее развитых западных стран. Мы уже отмечали, что вначале арсеналы в Нагасаки находились под руководством голландцев, судостроительный и чугунолитейный заводы в Ёкосука — под руководством французов, а другие судостроительные заводы — под руководством англичан. Эти иностранные специалисты обучали японцев, и со временем японские рабочие в техническом отношении догнали своих иностранных учителей. Иностранные управляющие и помощники управляющих использовались также и в текстильной промышленности: английские специалисты — на прядильном заводе в Кагосима, французские — на заводе в Томиока и Фукуока, швейцарские и итальянские специалисты — на шелкомотальной фабрике Маэбаси. Для обучения технике машиностроения правительство основало технические школы с привлечением иностранных преподавателей, а наиболее способных японских студентов посылало за границу для овладения новейшей техникой, с тем чтобы по возвращении на родину они могли заменить иностранных специалистов[21]. Таким образом, ключевые отрасли промышленности были технически развитыми, тогда как те отрасли промышленности, которые не имели стратегического значения или же не производили продукции, конкурирующей с иностранными товарами на внешнем или внутреннем рынках, оставались на примитивном уровне развития.

Промышленная политика правительства Мэйдзи заключалась в следующем: поставить под государственный контроль военные арсеналы, чугунолитейные и судостроительные заводы и шахты, ранее принадлежавшие различным кланам или бакуфу, затем централизовать их и довести до высокого уровня развития; в то же время создавать и другие предприятия стратегического значения, такие, как химические заводы (заводы серной кислоты, стекольные и цементные заводы). Только после этого правительство намеревалось продать большую часть этих заводов кучке пользующихся его доверием финансовых магнатов{44}. Однако контроль над самыми важными в стратегическом отношении предприятиями, такими, как военные арсеналы, судостроительные заводы и некоторые предприятия горной промышленности, оставался в руках правительства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Становление капиталистической Японии"

Книги похожие на "Становление капиталистической Японии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Герберт Норман

Герберт Норман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Герберт Норман - Становление капиталистической Японии"

Отзывы читателей о книге "Становление капиталистической Японии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.