Андрей Малыгин - Крымский узел

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крымский узел"
Описание и краткое содержание "Крымский узел" читать бесплатно онлайн.
Документально-публицистические исследование известного историка и политолога А. Малыгина последовательно прослеживает социально-политические преобразование в Крыму в 90-х годах XX века, включая интереснейшие процессы, связанные с судьбой и статусом Черноморского флота и попытками «криминальных революций».
Киев, однако, не ограничился попытками снивелировать политические особенности Крыма, но и пошел на создание (оно выглядело как реорганизация) особого контрольного органа украинских властей в Крыму — представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым. В конце января 1996 года назначенный еще Л. Кравчуком на пост представителя Президента крымчанин В. Горбатов был освобожден от должности. На его место был назначен один из главных «специалистов по крымской проблеме» депутат ВР Украины от Днепропетровской области Д. Степанюк. Одновременно полномочия представителя были существенно расширены. Так представитель получил не только право наблюдать и контролировать деятельность местных властей, но и напрямую вмешиваться в эту деятельность: согласно новому положению о Представительстве глава этого органа может отменять решения местных (районных) властей Крыма «в случае нарушения ими Конституции и Законов Украины». Представитель Президента становился также «координатором» деятельности правоохранительных органов в Крыму, он также мог отныне утверждать кадровые назначения во всех государственных учреждениях, подчиняющихся Киеву. При Представителе создавался обширный административный аппарат, сам Представитель получал статус чиновника высшего ранга, по существу равный статусу первых лиц Крыма.[297]
Реорганизация Представительства Президента Украины в Крыму встретила негативную реакцию местной прессы и значительной части депутатского корпуса. Крымские газеты окрестили Д. Степанюка «соглядатаем» и «наместником» Киева. Все время нахождения его на этом посту отношения Д. Степанюка с ведущими крымскими изданиями — «Крымской Правдой», «Крымским Временем», «Таврическими Ведомостями» оставались весьма напряженными.
Весной 1996 года, через год после мартовского удара Киева по крымской автономии, развернулись дискуссии по проекту новой Конституции Украины, и, в частности, по разделу, посвященному Крыму. Еще 23 ноября 1995 года Конституционная комиссия одобрила проект новой Конституции государства, где Крыму был посвящен отдельный Х раздел. В целом он фиксировал то правовое положение Крыма в составе Украины, которое определялось Законом от 17 марта 1995 года. Однако 24 февраля 1996 года в него были внесены существенные изменения, касавшиеся Крыма. В частности было предложено изменить название автономного образования — вместо «Автономная Республика Крым» — «Автономия Крым». Согласно новому проекту образование не могло иметь Конституцию, но лишь Устав (Статут), подлежавший утверждению Верховной Радой Украины. Республиканские власти лишались права издавать региональные Законы (лишь нормативно-правовые акты). Верховный Совет Крыма становился лишь представительным, но не законодательным органом и т. д. Как писала газета Таврические Ведомости, оценивая новый вариант проекта: «Крым теряет возможность принимать участие в формировании и осуществлении внешнеполитической деятельности Украины в вопросах, которые затрагивают интересы Крыма. Органы власти Крыма также не будут иметь права обращаться в Конституционный Суд Украины в случае нарушения органами власти государства полномочий Крыма. Наконец, Крыму отказано в праве иметь свое постоянное представительство в столице Украины…».[298]
Даже умеренные круги крымских политиков оценили новый вариант проекта Конституции как ярко выраженную дискриминацию Крыма. Что же касается радикально-республиканских сил, то их представители заявили о том, что новая Конституция Украины по существу окончательно превращает Крым в украинскую колонию. 7 марта 1996 года Президиум ВС Крыма принял специальное заявление, в котором расценил новый проект как попытку ликвидации республики как автономного образования.[299] Через три дня, 10 марта, было обнародовано Постановление ВС Крыма по этому же поводу, в котором попытка узаконить новый статус Крыма называлась «попранием принципов демократии и международно-правовых норм», а также высказывалось намерение в случае принятия такого варианта общегосударственной Конституции самостоятельно утвердить крымский Основной Закон на местном референдуме. При определенном участии международных организаций (в норвежском городе Нордвик в марте ОБСЕ был организован «круглый стол» по обсуждению крымской проблемы), полномочной делегации ВС Крыма в Киеве удалось восстановить некоторые положения первоначальной редакции проекта, однако это касалась главным образом наименований. По существу же в основу украинской Конституции (в части, касающейся Крыма) лег именно последний вариант проекта, ограничивающий рамки автономии еще более жестко, чем это было сделано Законом Украины от 17 марта 1995 года. ВС Крыма, крымская депутация в ВР Украины оказались бессильными выдвинуть и отстаивать собственный вариант «крымского раздела» Основного Закона Украины.
В принятой 28 июня 1996 года Конституции Украины Крыму посвящен Х раздел. Ст.134 определяет, что «Автономная республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению». За АРК закрепляется право иметь свою Конституцию, которая подлежит обязательному утверждению ВР Украины. Структуру власти в АРК образует «Верховная Рада» Крыма (как официально именуется тот орган, который раньше назывался Верховным Советом Крыма) и Совет Министров. ВР Крыма является представительным органом автономии и может издавать нормативно-правовые акты, которые не могут противоречить Конституции и законам Украины, актам Президента и Кабинета Министров и которые принимаются «во их исполнение» (Ст.135)
К ведению АРК новой Конституцией Украины отнесено лишь: назначение выборов депутатов ВР АРК; организация и проведение местных референдумов; управление имуществом, принадлежащим АРК; разработка, утверждение и исполнение бюджета АРК на основе единой бюджетной и налоговой политики Украины; разработка и реализация социальных и иных программ; признание статуса местностей как курортов; участие в обеспечении прав и свобод граждан, обеспечение общественного правопорядка; обеспечение функционирования и развития государственного и национальных языков и культур в АРК; охрана памятников истории и культуры; участие в государственных программах возвращения депортированных. Крыму разрешено также осуществлять «нормативное регулирование» по вопросам сельского хозяйства и лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов; градостроительства и жилищного хозяйства, туризма, музеев, библиотек, театров и т. д.; транспорта; охоты, рыболовства; санаторно-курортных учреждений.[300]
Третьим важным моментом, характеризующим сложности украино-крымских взаимоотношений в политико-административной сфере, являлся процесс согласования региональной Конституции Крыма. ВС Автономии начал работу над новой Конституцией Республики почти сразу же после отмены Киевом действия крымской Конституции 6 мая 1992 года. Под давлением Киева крымские парламентарии пошли на весьма серьезные уступки. В результате длительной работы по согласованию проекта с ВР Украины, осенью 1995 года появилась редакция Основного Закона АРК, признающая Крым не «государством в составе Украины» как это было ранее, а лишь «автономной частью Украины», вводившая обязательное использование украинской символики наряду с крымской и т. д.[301] Признавалось, что республика «самостоятельно решает вопросы, отнесенные к ее ведению Конституцией Украины» и крымской Конституцией. В проекте, однако, оставалось и значительное количество терминов и норм прежней Конституции, таких как «народ Крыма», «гражданство Крыма», слово «государственные» в названиях республиканских административных органов, сохранялась статья, объявлявшая русский язык официальным на территории республики[302] и т. д., из-за чего утверждение данного проекта в Киеве оставалось более чем проблематичным. Между тем, набирал обороты процесс принятия Украины в Совет Европы. Одним из условий вступления Украины в эту международную организацию было урегулирование крымской проблемы на основе взаимоприемлемого варианта крымской Конституции. В январе 1996 Верховная Рада утвердила согласованный вариант крымской Конституции с существенными исключениями. Они касались понятия «народ Крыма», названий «государственные» в обозначении органов власти Крыма, а также 20–25 статей, в которых Крым, по мнению Киева, требовал для себя слишком многого, в том числе статью, объявляющую русский язык официальным на территории полуострова. Такое «утверждение» крымской Конституции позволило Украине стать членом Совета Европы, однако после этого вся работа по дальнейшему согласованию Конституции автономии была прекращена, более того, Конституция Украины была принята совершенно без учета уже согласованного проекта крымского Основного Закона. Де-факто эта крымская конституция так и не вступила в действие. Такому исходу в немалой степени способствовал глубокий внутренний раскол в крымском региональном парламенте, по существу блокировавший всю работу по продвижению крымской Конституции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крымский узел"
Книги похожие на "Крымский узел" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Малыгин - Крымский узел"
Отзывы читателей о книге "Крымский узел", комментарии и мнения людей о произведении.