Андрей Малыгин - Крымский узел

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крымский узел"
Описание и краткое содержание "Крымский узел" читать бесплатно онлайн.
Документально-публицистические исследование известного историка и политолога А. Малыгина последовательно прослеживает социально-политические преобразование в Крыму в 90-х годах XX века, включая интереснейшие процессы, связанные с судьбой и статусом Черноморского флота и попытками «криминальных революций».
Воссоздание автономии помогло населению самобытного региона более или менее гармонично пережить переход к новой реальности, в известной степени снизить неблагоприятные последствия, которые неизбежны в подобных случаях. В частности, именно благодаря автономии в Крыму удалось избежать ситуации, развившейся в Приднестровье, Нагорном Карабахе и других местах. Автономия позволила создать условия сохранения культурно-языковой самобытности инкорпорированного помимо его воли в иную национально-государственную среду населения Крыма, развития его самосознания.
Организация власти и управления, созданная в автономной республике (и благодаря автономии) позволила решить многие проблемы, связанные с репатриацией крымских татар, снизить риск межнациональных конфликтов, обеспечить представительство этого народа в структурах власти. Хотя здесь существуют достаточно серьезные проблемы, которым мы посвящаем третий раздел этой работы, все же следует сказать, что именно автономия является оптимальным механизмом интеграции репатриантов в социальную среду полуострова. Несомненно, автономия Крыма является главным достижением крымского регионального сообщества последних лет и, как считает автор, залогом дальнейшего развития Крыма.
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ: НАДЕЖДЫ, ИЛЛЮЗИИ, РЕАЛЬНОСТЬ
1. Конец изгнания
Третья нить, извивы которой вплетаются в «крымский узел» — проблема крымских татар. Если спор Украины и России вокруг Черноморского Флота — это своего рода «активный фон», на котором разворачивалась драматическая борьба Крыма за региональную самостоятельность, то крымскотатарский вопрос оказался мощным внутренним фактором, который так же серьезно воздействовал на ход и исход этой борьбы.
Исторический аспект крымскотатарской проблемы[327]Крымские татары — этнос, который формировался в Крыму на протяжении нескольких сотен лет с того момента, когда территория Крыма в ХIII в. оказалась «накрытой» волной так называемого монголо-татарского завоевания. В этногенезе крымских татар приняли участие уцелевшие в результате этого завоевания и ассимилированные представители крымских этнических групп, а также родственные «татарам» тюрки-кочевники, жившие в причерноморских степях до прихода завоевателей. В ХIII–XIV вв. среди тюркского населения степного Крыма распространился ислам суннитского толка. В начале XV в результате распада «Золотой Орды» на территории Крымского Юрта возникло раннесредневековое государство — Крымское ханство, потерявшее политическую независимость после 1475 года и попавшее в вассальную зависимость от Османской империи.
В XIV–XV вв. крымский хан по выражению восточных летописей был «ятаганом султана». Ханство вело кровопролитные войны со своими христианскими соседями — Речью Посполитой и Россией, крымская конница участвовала также в походах турок против западноевропейских государств. Несколько столетий почти непрерывных войн, в которых успех первоначально сопутствовал кочевникам (в 1571 году войска Девлет-Гирея разрушили Москву), привели к торжеству их северных противников. В XVIII веке русские войска неоднократно вторгались на крымский полуостров, нанося поражения иррегулярным войскам крымских ханов и их турецким союзникам.
В 1774 году в результате победы над Османской империей Россия установила протекторат над Крымским ханством, прекратив его вассальную зависимость от Турции. Период формальной независимости Ханства длился до 1783 года, когда Крым был присоединен к России.
Присоединение Крыма привело к нескольким волнам эмиграции татар в Турцию. По различным данным, с конца XVIII по вторую половину XIX вв. выселилось от 150 тыс. до полумиллиона татар (включая тех, кто проживал в Северной Таврии). В итоге, к 1917 году крымские татары составляли не более 25 % от всего населения Крыма. Их социальное и экономическое положение было довольно тяжелым: большинство сельского населения страдало от малоземелья, было лишено необходимой медицинской помощи и почти неграмотно.
Зарождение крымскотатарского национального движения можно отнести к межреволюционному периоду 1907-17 годов. Именно тогда возникли группы интеллигентов, мечтавших о национальном возрождении и представлявших его по-разному: от введения автономии для татар, до установления на полуострове их полной этнической гегемонии и образовании на территории Крыма самостоятельного государства. После Февральской революции был образован специальный орган национального самоуправления — Мусульманский исполнительный комитет, а после октябрьского переворота созван первый национальный съезд — Курултай, образовавший правительство национального самоуправления, которое совместно с другими общественными организациями полуострова пыталось организовать антибольшевистское движение. Эта попытка потерпела поражение, и в дальнейшем, за исключением короткого периода немецкой оккупации в 1918 году, крымско-татарское движение не играло сколько-нибудь существенной роли в событиях на полуострове. Белая администрация генерала Деникина, а затем генерала Врангеля негативно относилась к деятельности татарских организаций, национальный парламент и его органы были распущены в 1919 году, что способствовало росту симпатий татарского населения к большевикам.
После захвата Крыма красными в 1920 году, центральные власти, желая привлечь на свою сторону татарское население и продемонстрировать отказ от «колониального наследия прошлого», пошли на создание в Крыму автономной республики, в которой татарское население получало более широкие возможности для участия в государственном управлении, чем ранее (татарам гарантировалось полное равноправие в том, что касалось общественной деятельности, татарский язык наряду с русским стал государственным в автономии и т. д.). Хотя нет никаких оснований трактовать крымскую автономию как крымскотатарскую, политика «коренизации» в 20-е годы давала лояльным советской власти татарам дополнительные преимущества в занятии административных постов и т. д., что придало крымской автономии известный «татарский колорит». В то же время мероприятия власти в области аграрных отношений, преследование «буржуазной интеллигенции» и особенно наступление в 30-х годах на мусульманскую религию питали чувства отчужденности татарских масс от официальной власти. Это сыграло свою роль в период второй мировой войны, когда Крым в течение 2,5 лет находился под оккупацией немецко-фашистскими войсками.
Германское оккупационное командование попыталось использовать возникшее татарское национальное движение в своих интересах. Оно инициировало создание т. н. мусульманских комитетов и татарских военных формирований (по разным данным, в них приняло участие от 10 до 50 тыс. крымских татар), используя их прежде всего для борьбы с партизанами, подавления антифашистского сопротивления. В то же время много крымских татар участвовало в движении сопротивления, а также воевало в составе регулярных советских частей. Тем не менее, в высшем советском военном руководстве одержало верх представление о том, что в своей массе татары являются «предателями», враждебно настроенными по отношению к советскому государству. Это представление оказалось решающим в дальнейшей судьбе крымскотатарского народа. 18 мая 1944 года по постановлению Государственного комитета обороны «за пособничество оккупантам» 187.859 крымских татар были депортированы преимущественно в Узбекистан (всего из Крыма весной 1944 года было принудительно переселено 194.303 лиц крымскотатарской национальности). Вскоре «крымский контингент спецпоселенцев» пополнился выселенными в июне 1944 года с полуострова болгарами (12.420), греками (15.040) и армянами (9.620).[328] Следует сказать, что еще в 1941 году из Крыма были выселены около 50 тыс. немцев.
Выселение не обошлось без жертв. За первые годы высылки с 1945 по 1950 год, по данным органов НКВД, умерло 32.107 чел. спецпереселенцев из Крыма, в это же время родилось 13.823 чел. По другим данным из тех же источников, только за 1944-48 годы убыль составила 44.887 чел., в то время как естественный прирост — только 6.564 чел.).[329]
После смерти И. Сталина, в отличие от депортированных тогда же чеченцев, ингушей и калмыков, крымским татарам было отказано в праве вернуться на родину, это стало причиной возникновения национального движения за возвращение. В 60-е — нач. 80-х годов его активисты Ю. Османов, М. Джемилев, Р. Джемилев и др. неоднократно арестовывались, против других применялись административные репрессии. Тогда же о борьбе крымских татар стало известно на Западе — в Европе, США и Турции, где она находила неизменную поддержку.
Настоящий всплеск активности движения был связан с политикой «перестройки», которую стало осуществлять советское руководство во второй половине 80-х годов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крымский узел"
Книги похожие на "Крымский узел" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Малыгин - Крымский узел"
Отзывы читателей о книге "Крымский узел", комментарии и мнения людей о произведении.