Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
Капитальный труд посвящен анализу и обобщению деятельности Тыла Вооруженных Сил по всестороннему обеспечению боевых действий Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.
Авторы формулируют уроки и выводы, которые наглядно показывают, что богатейший опыт организации и работы всех звеньев Тыла, накопленный в минувшей войне, не потерял свое значение в наше время.
Книга рассчитана на офицеров и генералов Советской Армии и Военно-Морского Флота.
При написании труда использованы материалы штаба Тыла Вооруженных Сил СССР, центральных управлений МО СССР, Института военной истории МО СССР, Военной академии тыла и транспорта, новые архивные документы, а также воспоминания участников Великой Отечественной войны.
Книга содержит таблицы. (DS)
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)
До конца 1941 г. было создано еще три фронтовые авиационные группы.
Особые авиационные группы и отряды, комплектовавшиеся из ресурсов территориальных управлений Гражданского воздушного флота, не имели единого штата. Включенные в их состав самолеты отличались разнотипностью и не были вооружены и несли большие потери. В начале августа 1941 г. командующим ВВС было дано указание фронтам обеспечить сопровождение транспортных самолетов истребителями и установить на них пулеметы.
На протяжении первого периода войны особые авиационные группы Гражданского воздушного флота являлись главным средством срочной доставки войскам действующей армии материальных средств (и в первую очередь десантам и частям, действовавшим в тылу врага, партизанам), а также эвакуации раненых. Кроме авиационных групп в ряде случаев для высадки воздушных десантов, доставки войскам фронтов материальных средств и эвакуации раненых использовались самолеты бомбардировочной авиации, и особенно частей авиации дальнего действия, имевшие на своем оснащении самолеты Тб-3 и Ли-2.
Уже в первые месяцы войны транспортная авиация выполнила большой объем работы, главным образом по вывозу раненых из армейских и фронтовых госпиталей. Только за июль — сентябрь 1941 г. она эвакуировала за пределы фронтовых тыловых районов десятки тысяч раненых. Основная масса их была вывезена Западной и Прибалтийской особыми группами с участков фронта, находившихся под угрозой окружения.
В начале октября 1941 г. для усиления обороны Москвы из района Тейково в район Орла силами Московской особой авиационной группы совместно с дальней авиацией был переброшен 5-й воздушно-десантный корпус. На выполнение этой задачи летчикам отводилось четыре дня. Они справились с ней за три дня, совершив 216 самолето-вылетов и перебросив 5440 человек личного состава корпуса. Летать приходилось в сложных метеорологических условиях, при постоянной угрозе нападения вражеских истребителей. Это был первый опыт переброски советских войск в боевых условиях с использованием большого числа транспортных самолетов. В конце ноября 1941 г. Московская особая авиационная группа на пять дней раньше установленного срока доставила из Ленинграда на Западный фронт 866 тяжелых и средних минометов и 144 противотанковых орудия. Всего в период битвы под Москвой (октябрь 1941 г. — январь 1942 г.) летчики Западной и Московской особых авиагрупп Гражданского воздушного флота совершили 32 730 самолето-вылетов, в том числе 845 в тыл противника, доставили около 50 тыс. военнослужащих и 1365 т боеприпасов, медикаментов и продовольствия292.
Еще более широко применялась военно-транспортная авиация в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции войск Калининского и Западного фронтов. В тылу врага были высажены крупные тактические и оперативные воздушные десанты (4-й воздушно-десантный корпус). В это же время самолеты доставляли снабженческие грузы для войск 33-й армии, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и других соединений, когда наземные коммуникации с ними были прерваны противником. Снабжение этих войск и эвакуация раненых осуществлялись с начала февраля 1942 г. до 19 июня того же года, то есть пока основная часть изолированной группировки наших войск не прорвалась в расположение войск Западного фронта. В среднем в сутки войскам доставлялось самолетами 15–18 т293 различных грузов, что обеспечивало их боеспособность и позволяло вести самостоятельные боевые действия в тылу противника.
В обеспечении своевременной и эффективной доставки материальных средств войскам самолетами транспортной авиации в начальный период войны серьезной помехой являлась многоступенчатость и сложность управления ее силами и средствами. Так, например, военно-транспортная авиация подчинялась ВВС, транспортные планеры и укладчики парашютной тары находились в воздушно-десантных войсках, самолеты-буксировщики — в авиации дальнего действия, а тара и снабженческие грузы — в соответствующих службах снабжения и обеспечения. Причем сама организация доставки грузов войскам воздушным транспортом не была регламентирована соответствующими положениями или наставлениями. Ввиду этого при возникновении необходимости в такого рода воинских перевозках штабу тыла требовалось каждый раз согласовывать многие вопросы между рядом инстанций, что требовало много сил и, главное, времени. Отрицательно сказывалась также недостаточная подготовка летного состава Гражданского воздушного флота к полетам в сложных условиях, отсутствие опыта и необходимого количества радиосредств, что затрудняло взаимодействие между транспортной авиацией и обеспечиваемыми войсками.
Ряд трудностей по обеспечению своевременной доставки материальных средств войскам транспортной авиацией был связан также с недостатком парашютно-десантной тары, упаковочных материалов, приспособлений для укладки грузов, неопытностью погрузочных команд и команд, выделяемых для сбора и приема снабженческих грузов, выброшенных из самолетов, особенно зимой, при глубоком снежном покрове.
Основным организатором доставки материальных средств войскам фронтов в центральных органах управления был штаб начальника Тыла Советской Армии, а на фронтах — штабы тыла фронтов. Они разрабатывали планы доставки материальных средств войскам воздушным транспортом и контролировали их исполнение. Подвоз снабженческих грузов на аэродромы, их затаривание и погрузка в самолеты осуществлялись центральными и фронтовыми складами и силами внештатных команд, выделяемых из частей обслуживания. Подготовка самолетов и аэродромов, обеспечение полетов возлагались в центре на командование Военно-Воздушных Сил и авиации дальнего действия, а на фронтах — на командование воздушных армий и подчиненные им части боевой авиации или особые авиационные группы Гражданского воздушного флота. Подготовка площадок для приема грузов, их выгрузка или сбор (при доставке беспосадочным способом) обеспечивались распоряжением начальников тыла тех оперативных объединений или соединений, для которых осуществлялась доставка грузов.
Исключительно важную роль сыграл воздушный транспорт в обеспечении осажденного Ленинграда, а в середине ноября 1941 г., когда по ледовым условиям навигация на Ладожском озере прекратилась, он стал единственным средством транспортной связи с городом. Для доставки продовольствия в Ленинград из Московской авиационной группы особого назначения было выделено 30 самолетов Ли-2 с опытными и хорошо подготовленными экипажами.
Первым доставил продовольствие и боеприпасы в осажденный Ленинград командир транспортного самолета К. А. Бухаров294. Вслед за ним приземлили свои машины другие летчики. Метеорологические условия в ту зиму были очень сложными, но полеты не прекращались ни на один день. Уже в сентябре 1941 г. транспортная авиация совершила в Ленинград 258 самолето-вылетов и доставила 502 т срочных грузов. А с 10 октября по 25 декабря 1941 г. она доставила защитникам и жителям города Ленина свыше 6,2 тыс. т грузов, в том числе 4,3 тыс. т высококалорийных продуктов, а также значительное количество боеприпасов и других снабженческих грузов. По заданию ГКО военно-транспортная авиация вывезла из Ленинграда свыше 50 тыс. человек, в том числе 29 608 квалифицированных рабочих и специалистов, 13 208 раненых солдат и офицеров и 7119 тяжелобольных жителей города295.
В ноябре 1942 г. все особые авиационные группы транспортной авиации были переформированы в отдельные авиационные полки, а отряды — в отдельные эскадрильи. Что касается Московской особой авиационной группы, то она была преобразована в 1-ю авиатранспортную дивизию. К осени 1942 г. на фронтах действовало 15 отдельных авиационных частей296. Для ремонта самолетов в полевых условиях были созданы подвижные авиаремонтные мастерские Гражданского воздушного флота, придававшиеся фронтовым авиационным частям. Главное управление ГВФ было включено в состав НКО. Проведенная реорганизация устранила недостатки в штатно-организационной структуре и разнобой в составе и оснащении частей и завершила превращение разнотипных «особых авиагрупп» Гражданского воздушного флота в регулярные части военно-транспортной авиации, что значительно повысило эффективность ее работы по доставке материальных средств войскам фронтов.
Неоценимую помощь транспортная авиация оказала героическим защитникам осажденного Севастополя. Только на завершающем этапе обороны города, в период 21 июня — 1 июля 1942 г., двадцатью самолетами Ли-2 Московской особой авиагруппы было произведено 229 вылетов в Севастополь, в том числе 110 вылетов с посадкой. За это время защитникам города было доставлено 220 т боеприпасов и продовольствия и одновременно вывезено 2162 человека. Последним рейсом вылетели штаб Черноморского флота и руководители партийной организации города.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.