Алексей Слаповский - Участок

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Участок"
Описание и краткое содержание "Участок" читать бесплатно онлайн.
Алексей Слаповский – известный прозаик и сценарист («Остановка по требованию», «Пятый угол»). Сюжет романа «Участок» лег в основу всенародно любимого одноименного сериала.
В Анисовку откомандирован участковым молодой милиционер Павел Кравцов. Разнообразно и прихотливо складывается его жизнь в этой глуши, но ни дня не проходит без событий. В «Участке» есть все – это и детектив, и триллер, и любовная история, и социальная драма. Получается что-то вроде маленькой энциклопедии реалий и ярких характеров современной глубинки.
– Пришла научить вас готовить. И заодно пообщаться. Это я к тому, что не скрываю, вы мне интересны как человек и как мужчина. Но это ничего не значит. Вадик мне тоже интересен.
– Я заметил. Мы только у него и встречаемся.
– Пожалуйста, не делайте вид, будто вас волнует, как я отношусь к Вадику. Я знаю, кто вас больше всех волнует.
– Да? И кто? – спросил Кравцов с искренним любопытством, поскольку сам не знал, кто его больше всех волнует.
– Людмила Николаевна! – сказала Нина.
– Какая Людмила Николаевна?
– Вы смеетесь, да? Людмила Николаевна Ступина, учительница, инженера нашего жена!
– А, да... Я забыл, что она Николаевна. Но вы ошибаетесь, Нина, она меня волнует не больше всех.
– Зачем вы обманываете? – удивилась Нина. – Кто я вам такая, чтобы вам меня обманывать? Ладно, давайте кастрюлю. Чем больше, тем лучше. Нет, я вам прямо говорю: я хочу вам понравиться. Наверно, пока просто так, на всякий случай. Я же не влюбилась в вас, – бесстрашно произнесла Нина эти страшные слова не потому, что не понимала их значения, а как раз потому, что слишком хорошо понимала их значение. – Просто людям свойственно хотеть нравиться тем, кто им нравится. Вот и все. Только не подумайте, кстати, что я для вас стараюсь грамотно говорить. Я всегда так говорю, со школы.
Кравцов нашел кастрюлю и занялся с Ниной приготовлением щей. А Цезарь, сильно недовольный всем этим, вышел во двор. Если бы он умел говорить, то напомнил бы Павлу Сергеевичу, что не очень-то хорошо в отсутствие живой жены, Людмилы Евгеньевны, принимать дома посторонних девушек. Он спросил бы его заодно, почему, собственно, Людмила Евгеньевна так долго не едет. И он намекнул бы ему, что вот некоторые, даже будучи собаками, не поддаются соблазнам, они уходят подальше, не прельстившись запахом парного мяса, а некоторые, будучи людьми, проявляют слабоволие и идут на поводу своих желаний...
Хмурый, унылый, Цезарь пошел к сараю, где стоял Сивый. Обычно тот был привязан, но на этот раз появился из сарая, громоздко переступая своими длинными ногами и совершенно не глядя под них. Пришлось посторониться – не из трусости, а чтобы его же, глупого коня, не напугать.
– Привет, как тебя... Бездарь, что ли? Никак не запомню. – Из сарая вышел Хали-Гали. – Тебя-то хозяин выгуливает, а коня совсем нет. А он тоже животное. А животное – от слова живое. А живое двигаться хочет. Сейчас мы с ним до лужка прогуляемся. Хочешь?
Цезарь не захотел, лег в тени. Жарко все-таки.
И в доме было жарко, Кравцов то и дело вытирал пот со лба. Да еще глаза слезились – он чистил лук. Тут Нина подала ему помидорину, чтобы он ее порезал, и Кравцов, принимая ее и плохо видя от слез, кончиком ножа задел Нину за ладонь.
– Ох, – сказал он.
И сделал то, что делал всегда себе, когда случалось пораниться: поднял руку Нины и приложился губами к выступившей крови. Он без умысла это сделал. Но Нине показалось, что она видит и чувствует что-то такое, чего никогда не видела и не чувствовала, и ей стало очень страшно.
Отдернув руку, она сказала:
– Ну, вы уже сами все знаете. А мне пора.
И вышла, чуть не оступившись на пороге и слегка ударившись плечом о косяк.
Кравцову было нехорошо и грустно.
18
Ивану было плохо и горько. Ольга, пришедшая только что, стояла перед ним прямо, а он лежал на диване и молча курил в потолок. Ольга говорила то, что давно продумала. Она говорила:
– Я понимаю, ты на меня обижаешься. Имеешь право. Но я тебе должна объяснить. Я к тебе очень хорошо относилась, замуж хотела. Я все помню. Но ты сказал: после армии. Ты боялся, что я тут не так себя поведу. Ты мне не верил. Если серьезно, ты меня этим очень оскорбил. И если я тебе сначала писала, то я, наверно, что ли, себя обманывала. А потом перестала обманывать. Ты – прости, пожалуйста – жестокий, неуправляемый. И непредсказуемый. А я, знаешь, уже совсем взрослая, я начала думать, что любишь обычно недолго, а жить с человеком – всю жизнь. С Андреем я жить не опасаюсь, а с тобой опасаюсь. И... И вот так. Все сказала.
Ольга ждала ответа. Однако Иван лежал так, будто ничего не слышал. Докурил, взял пепельницу с пола, затушил в ней окурок. Теперь заговорит, подумала Ольга. Но Иван не только не заговорил, он, заложив руки под голову, устроился поудобней и закрыл глаза.
– Ты спать собрался? – спросила Ольга.
– А что, нельзя?
– Можно. Но ты скажи хоть что-нибудь.
– А зачем? Ты сама все сказала. Сама спросила, сама ответила. Очень хорошо. Я вообще не понял – ты зачем пришла? На свадьбу, что ли, пригласить?
Ольга, помедлив, тихо сказала:
– Наоборот. Я очень тебя прошу не приходить.
– Ладно, – легко согласился Иван.
– Правда, не придешь?
– А это мое дело.
– То есть не поняла? Ты только что сказал: ладно.
– Мало ли. Я, когда уходил, тебя тоже спросил: будешь ждать? Ты сказала: буду. А сама не очень ждала. Ну и я так же. Говорю: ладно. А как сделаю – так и сделаю.
– Ты что, грозишь, что ли?
– Была охота. Я только не понял. Ты говоришь, вроде того, что любишь недолго, а жить, вроде того, долго, ну, и тому так дальше. То есть ты по расчету, что ли, за него выходишь?
– Какой расчет? При чем тут расчет? Выдумал! Он мне тоже нравится. То есть не тоже, а вообще... – Ольга рассердилась и на Ивана, что он мучает ее, и на себя, что не может высказаться определенно. И сказала серьезно, по-настоящему:
– Не вздумай портить мне жизнь! И людям тоже! У людей праздник, между прочим! Вот только попробуй что-нибудь сделать! Я же вижу, по глазам вижу – ты задумал что-то! Учти – я милицию позвать могу! У нас участковый новый, знаешь какой порядок навел!
– Зови! – разрешил Иван. – Участкового, еще кого-нибудь. Желательно с оружием. В самом деле, чего ждать от дурака? Что он поумнеет? Да ни за что! И иди-ка ты отсюда, пока я добрый! Мам!
Тут же, в ту же секунду явилась Лидия, которая была до этого на огороде. Иван специально позвал ее – чтобы Ольга не смогла продолжить разговор, чтобы не сбила его с возникшего только что решения.
Ольга ушла, Лидия внимательно смотрела на сына.
Он улыбнулся:
– Чего ты? Все нормально! Она просила не приходить, люди же не знают, что я ничего такого не собираюсь. Для общественного спокойствия. Ну, не приду. Никакой обиды!
– И правильно! Да ты посмотри на себя, какой ты стал! Да хоть здесь, хоть в городе – любая!.. Отдыхай, Ваня, а я на работу еще сбегаю, хорошо?
19
Карабеева побежала на работу, а Иван, оставшись один, пошел во двор, в сарай. Там в углу с незапамятных времен лежал дырявый и ржавый бензобак. От автомобиля «Волга», определил когда-то Мурзин. Как этот бак оказался в Анисовке, где никто не имел «Волги», как попал к отцу Ивана, у которого вообще никогда никакого автомобиля не было, зачем отец затащил его в сарай – совершенно непонятно. Он ни в лом не годился, ни для хранения чего-либо... Впрочем, в любой местности, в любом сарае, на чердаках домов, да и в самих домах встречаются подобные вещи. Никто не может сказать, откуда они взялись. Они вечно мешаются, попадаясь под руку и под ногу, на них смотрят с недоумением, обещая себе, что в ближайшее время выкинут. Но – не выкидывают. Будто появляется какая-то тайная связь между предметом и местом, куда его занесла судьба. И хозяева словно чувствуют: да, вещь ненужная, никчемная, глупая, но выкинь – и тут же окажется, что ее не хватает. Иногда участь таких предметов облегчается случайной службой: они используются как подставки для чего-то или что-то подпирают, прикрывают, загораживают... И вид у них неестественно дельный и к тому же какой-то чуть ли не вечный: дескать, всегда тут были, есть и будем быть!
У бензобака от «Волги» тоже имелось формальное оправдание существования: на нем лежали обрезки досок. А не было бы его, лежали бы на земле, отсыре– ли бы...
Иван убрал эти доски, отодвинул бензобак. Под ним оказались тоже доски, он убрал и их. Доски прикрывали неглубокую продолговатую яму. В ней лежал сверток. Иван достал его, развернул мешковину, потом полиэтиленовую пленку. В ней было ружье. Металлические части жирно заблестели, настолько густо все было смазано оружейным маслом – для сохранности. Иван взял ветошку, счистил лишнее масло, все протер насухо. Была тут и коробка патронов. Патроны заводские, с картонными гильзами, начинка дробовая, крупная, в человека если не издали попасть – верный конец. Иван осмотрел их – сухие ли, а потом завернул все обратно в мешковину и вынес сверток за огород, в кусты.
Вернулся, а во дворе мент на пеньке сидит. То есть на колоде для колки дров. Молодой, лицо вроде не туповато-хитроватое, как у них у всех, но вэдэвэшники милицию по определению не любят, а точнее сказать – презирают.
Иван подошел, поднял топор, лежавший рядом с горой поленьев, и сказал:
– Посторонись, мне работать надо.
Кравцов, не переча, встал, пересел на бревна. Иван начал колоть дрова. Поленья были двух видов – дубовые и сосновые. Дубовые поменьше, но они корявые, стоят плохо и топор в них вечно вязнет, а сосновые, хоть и больше, разлетаются с одного раза – и сразу видна сила того, кто колет дрова. Поэтому Иван колол сосновые. Ставил, точным ударом разваливал надвое, потом ловко четверил и восьмерил, ни разу не промахнувшись. И молчал.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Участок"
Книги похожие на "Участок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Слаповский - Участок"
Отзывы читателей о книге "Участок", комментарии и мнения людей о произведении.