» » » » Генрих Жомини - Стратегия и тактика в военном искусстве


Авторские права

Генрих Жомини - Стратегия и тактика в военном искусстве

Здесь можно купить и скачать "Генрих Жомини - Стратегия и тактика в военном искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрих Жомини - Стратегия и тактика в военном искусстве
Рейтинг:
Название:
Стратегия и тактика в военном искусстве
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-9524-4237-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стратегия и тактика в военном искусстве"

Описание и краткое содержание "Стратегия и тактика в военном искусстве" читать бесплатно онлайн.



Барон Генрих Жомини начал военную карьеру в Швейцарии, затем поступил во французскую армию, участвовал в наполеоновских походах, был начальником штаба маршала Нея, а в 1813 г. перешел на службу в русскую армию.

Подробно рассматривая все аспекты, присущие теории и практике войны, Жомини предлагает анализ стратегических проблем, сопутствующих различным театрам и полям боевых действий, тактики наступления и обороны, неожиданных маневров, специальных операций, уделяет внимание важности разведки и развертывания сил, организации тыла и снабжения, роли инженерных сооружений и влиянию на ход военных событий дипломатии.

Классический труд Жомини не только неоценимый исторический памятник, но и непревзойденное фундаментальное исследование по стратегии и тактике ведения войны, высоко оцененное специалистами и, безусловно, интересное для всех, кого волнует история развития военной мысли.






Генрих Жомини

Стратегия и тактика в военном искусстве

Краткое изложение искусства войны

Определение разделов искусства войны

Считается, что искусство войны состоит из пяти чисто военных разделов, а именно: стратегии, большой тактики, логистики, инженерного искусства и тактики. Шестой, и существенный раздел, до сих пор не признанный, можно было бы выразить термином дипломатия в ее отношении к войне. Несмотря на то что этот раздел более естественно и тесно связан с профессией государственного деятеля, чем солдата, нельзя отрицать, что если он бесполезен для подчиненного генерала, без него не обойтись любому командующему армией генералу. Этот раздел включен во все комбинации, которые могут привести к войне, и имеет отношение к различным операциям, предпринимаемым в этой войне; и с этой точки зрения ему есть место в подобных делах.

Суммируя, можно сказать, что искусство войны состоит из шести отчетливо обозначенных частей:

1. Искусства управления государством в его отношении к войне.

2. Стратегии, или искусства умелого управления массами людей на театре войны, как в обороне, так и при вторжении.

3. Большой тактики.

4. Логистики, или искусства перемещения армий.

5. Инженерного искусства – в атаке и в обороне укреплений.

6. Малой тактики.


Предлагается проанализировать принципиальные комбинации первых четырех разделов, опуская рассмотрение тактики и инженерного искусства.

Близкое знакомство со всеми этими частями не так важно для того, чтобы быть хорошим пехотным, кавалерийским или артиллерийским офицером, но для генерала или штабного офицера эти знания необходимы.

Глава 1

Искусство управления государством в его отношении к войне

Под этим заголовком помещены те соображения, из которых государственный деятель заключает, является ли война уместной, своевременной или необходимой, и определяет различные операции, необходимые для того, чтобы достигнуть цели войны.

Правительство прибегает к войне:

– для восстановления определенных прав или отстаивания их;

– защиты и сохранения глобальных интересов государства, таких как торговля, производство или сельское хозяйство;

– поддержки соседних государств, существование которых необходимо для безопасности правительства либо для баланса сил;

– с целью выполнения обязательств в рамках наступательных и оборонительных союзов;

– распространения политических или религиозных теорий, их вытеснения или их защиты;

– повышения влияния и силы государства путем овладения территориями;

– защиты государства при угрозе его независимости;

– мести за оскорбленную честь;

– из страсти к завоеваниям.

Можно заметить, что эти различные виды войны в определенной степени влияют на природу и масштаб усилий и операций, необходимых для предлагаемой цели. Сторона, которая развязала войну, может склониться к оборонительным действиям, а подвергшаяся нападению сторона может перейти в наступление; и могут быть другие обстоятельства, которые повлияют на характер и ведение войны, такие как:

– Государство может просто вести войну против другого государства.

– Государство может вести войну против нескольких государств, находящихся в союзе друг с другом.

– Государство в союзе с другим государством может вести войну против единственного противника.

– Государство может быть главной или вспомогательной стороной.

– В последнем случае государство может включиться в войну в ее начале или после того, как она уже началась.

– Театр войны может находиться на земле противника, на земле союзника или на своей собственной земле.

– Если это война вторжения, она может происходить на смежной или отдаленной территории; она может быть сдержанной и осторожной, или она может быть дерзкой и рискованной.

– Это может быть национальная война, либо против нас самих, либо против врага.

– Война может быть гражданской или религиозной.


Война всегда ведется в соответствии с великими принципами искусства, но огромная свобода действий может проявляться в характере предпринимаемых операций, что может зависеть от обстоятельств в каждом данном случае.

Например, двести тысяч французов, желая покорить испанцев, объединившихся против них вокруг одного человека, не стали бы совершать маневр таким же образом, как такое же количество французов в марше на Вену или любую другую столицу, чтобы утвердить мир. Подобным же образом и французская армия не стала бы сражаться с партизанами Мины (Франциско Мина, 1782–1836, генерал, командир испанских партизан – герильеров в 1808–1813 гг. – Ред.), так же как она сражалась против русских у Бородина. Не рискнула бы французская армия и совершить марш на Вену, не обсудив то, каким может быть тон и характер реакции правительств и государств между реками Рейн и Инн или между Дунаем и Эльбой. Полк всегда должен сражаться почти таким же образом, но командующие генералы должны исходить из обстоятельств и развития событий.

К этим различным комбинациям, которые в большей или меньшей степени принадлежат к искусству управления государством, могут быть добавлены другие, которые имеют отношение исключительно к управлению армиями. Их обозначают термином военная политика, потому что они не относятся ни исключительно к дипломатии, ни к стратегии, но все равно имеют величайшей важности значение в планах как политических деятелей, так и генералов.

Параграф I

Наступательные войны для восстановления прав

Когда одно государство имеет притязания к другому, принуждение с использованием оружия может не всегда оказаться наилучшим способом их реализации. Следует узнать общественное мнение до начала боевых действий.

Самой справедливой войной является такая, которая обоснована отстаиванием неоспоримых прав и которая к тому же обещает государству преимущества, соизмеримые с сопутствующими ей жертвами и опасностями. К сожалению, в наше время существует так много сомнительных и оспариваемых прав, что большинство войн, хотя, по всей видимости, основываются на притязаниях на права наследства, или завещания, или права по браку, на самом деле являются войнами целесообразности. Вопрос передачи по наследству испанской короны при Людовике XIV был совершенно ясен, поскольку он был однозначно разрешен официальным завещанием, что подкреплялось фамильными узами и общим одобрением испанского народа. Однако это решительно оспаривалось всей Европой и привело к возникновению широкой коалиции против законного наследника (Война за испанское наследство 1701–1714 гг. – Ред.).

Фридрих II в период, когда Австрия и Франция находились в состоянии войны, выдвинул старое требование, вторгся с войсками в Силезию и в 1740–1742 годах захватил эту провинцию, удвоив тем самым мощь Пруссии. Это был гениальный ход; и даже, если бы прусский король потерпел поражение, его бы не сильно осуждали, потому что грандиозность и важность предприятия оправдывали такую попытку (насколько подобные предприятия могут быть оправданны).

В войнах такого характера не устанавливается никаких правил. Увидеть и извлечь выгоду из любой ситуации – и больше тут нечего сказать. Наступательные действия должны соответствовать достижению поставленной цели. Самым естественным шагом было бы занятие спорной территории; затем наступательные операции могут вестись в соответствии с обстоятельствами и силами сторон. Целью становится обеспечение передачи территории противником, а средствами – угроза ему в сердце его собственной страны. Все зависит от союзов с другими государствами, которые смогут обеспечить себе воюющие стороны, а также от их военных ресурсов. В наступательных действиях должна быть проявлена скрупулезность в том, чтобы не вызвать ревность какого-либо другого государства, которое могло бы прийти на помощь противнику. Долг государственно – го деятеля предвидеть такую возможность и устранить ее, давая надлежащие разъяснения и гарантии другим государствам.

Параграф II

Войны оборонительные в политическом отношении и наступательные – в военном

Одно государство, подвергшееся нападению со стороны другого государства, которое вновь заявило о прежних притязаниях, редко идет на уступки без войны. Оно предпочитает защищать свою территорию, что всегда более почетно. Но оно может получить преимущества, прибегнув к наступлению вместо того, чтобы ожидать нападения на свои границы.

Всегда есть преимущества в войне вторжения: есть также преимущества в ожидании противника на своей собственной земле. Держава, в которой нет внутренних раздоров и опасений нападения третьей стороны, всегда найдет преимущество в том, чтобы вести войну на вражеской территории. В этом случае ее территория будет сохранена от разорения, война будет вестись за счет противника, ее солдаты будут полны энтузиазма, а дух противника будет подавлен. Тем не менее в чисто военном смысле нет сомнения, что армия, действующая на своей собственной территории, на театре, все естественные и искусственные особенности которого хорошо известны, где всем передвижениям способствует знание страны, лояльность жителей и помощь законных властей, обладает огромными преимуществами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стратегия и тактика в военном искусстве"

Книги похожие на "Стратегия и тактика в военном искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрих Жомини

Генрих Жомини - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрих Жомини - Стратегия и тактика в военном искусстве"

Отзывы читателей о книге "Стратегия и тактика в военном искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.