» » » » Михаил Пришвин - Дневники 1920-1922


Авторские права

Михаил Пришвин - Дневники 1920-1922

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Пришвин - Дневники 1920-1922" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Московский рабочий, год 1995. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Пришвин - Дневники 1920-1922
Рейтинг:
Название:
Дневники 1920-1922
Издательство:
Московский рабочий
Год:
1995
ISBN:
5-239-01647-X, 5-239-01845-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дневники 1920-1922"

Описание и краткое содержание "Дневники 1920-1922" читать бесплатно онлайн.



В 1920–1922 гг. М. М. Пришвин жил в основном в Смоленской губернии, был школьным работником, занимался организацией музея усадебного быта. Он пристально анализирует складывающуюся новую жизнь, стремясь «все понять, ничего не забыть и ничего не простить». Наблюдения этих лет стали основой повести «Мирская чаша» (1922).

Первая книга дневников М. M. Пришвина (1914–1917) вышла в 1991 г., вторая книга (1918–1919) — в 1994 г.






…будет началом гражданской войны, как у нас, в которой меньшевики пойдут со спартаковцами и сотворят разруху? — Речь идет о группе германских социал-демократов «Спартак», возглавляемой К. Либкнехтом и Р. Люксембург, действующей в Германии в 1917–1918 гг.

38

…апокалиптическое пророчество о льве рядом с ягненком. — Исх. 11:6–7.

39

…отдавая Кесарю должное… — Мтф. 22:21.

40

…бухгалтер Отдела Н. О. — отдела народного образования.

41

Тогда, в Киргизии, победа, голубой Христос… — Имеется в виду случай, происшедший с Пришвиным в Ельце во время нашествия Мамонтова. См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 260.

42

…обрабатывал дневник нашествия Мамонтова… — Дневник этого времени утрачен.

43

…прочитал, как черт украл месяц… — Аллюзия на повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1830).

44

…Мюр и Мерилиз — одна из крупнейших в России фирм по продаже одежды, парфюмерии, мебели и проч.

45

…Велесов внук — Боян. — Неточная цитата из «Слова о полку Игореве».

46

Перун — Илья (Бунин), Стрибог (Эол)… — Имеется в виду рассказ И. А. Бунина «Илья-пророк» (1913) и стихотворение Ф. Сологуба «Неурожай» (1894). Далее идет план урока.

47

Вечером был на Стоянии. — Служба Страстной недели — Чтение Двенадцати Евангелий.

48

Аполлоническое просветление: мир искусства. — «Россия… Ей нужно… просветление… аполлоническое просветление. Недаром же над гробницею Диониса стоит Аполлон» — эти слова Максимилиана Волошина мы находим в раннем дневнике Пришвина, в подробном описании случайной дорожной встречи Пришвина с Волошиным, которая состоялась 28 марта 1909 г. Противопоставление аполлонического и дионисийского начал в культуре предстает в их разговоре в образе двух пустынь. Именно в этом разговоре, как никогда ни ранее, ни позднее, Пришвин осознает свою близость к дионисийскому типу культуры — к России, как «молодой, жаждущей слова пустыне». Другая пустыня, в понимании Пришвина, волошинская, характеризуется аполлонической законченностью и оформленностью, ее истоком Пришвин считает все пространство от «Эллады до пустыни», то есть культурное пространство, создавшее землю, «каждая частица которой пропитана человеком», землю, в которой само слово, кажется, уже материализовалось и устремилось к свету — звезде. Возникают и две концепции творчества, связанные с двумя типами культуры. С одной стороны, творчество как аполлоническая игра, преображающая все, к чему даже случайно прикасается поэт, как обладание «вечной игрушкой» поэзии, как обращение к культурным символам и принадлежность к мировой культуре. С другой стороны, поэт, имеющий дело не с культурными символами, а со стихийным природным началом, требующим воплощения, словесной формы, — это творчество как стремление и путь в лоно мировой культуры и игрушка поэта соответствующая: не вечная, а хрупкая, как бы ежеминутно создаваемая. В записи возникает очень важный для Пришвина мотив органичности культуры («как-то смешно: наша земля с землеустройством, с мужиками, и это аполлоническое просветление»). И сам образ Волошина не становится для Пришвина идеальным образом поэта-счастливца, играющего своей «вечной игрушкой». К этому образу, как к образу каждого русского поэта, с неизбежностью примешивается что-то еще: сама внешность Волошина вступает в сознании Пришвина в сложное взаимодействие с его словами («И сам он какой-то солидный, полный, с широким лицом, с бородой, похожий на помещика… сам он несет какое-то удивительное противоречие двух пустынь»). (См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 42–44.)

49

…вспоминается из юности Певучее дерево. — См.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 20.

50

Любовь — это чувство вселенной, когда всё во мне и я во всем… — «Все во мне и я во всем» — строка из стихотворения Ф, И. Тютчева «Тени сизые смесились» (1836).

51

…Не брать бы вовсе в руки / Тяжелого меча! — Строки из стихотворения Ф. Сологуба «Нюренбергский палач» (1897).

52

«Я — это Ты в моем сердце единственный». — Строка из стихотворения 3. Н. Гиппиус «Молитва» (1897).

53

…никогда он не смел искушать меня царством своим и обращением камней в хлеб… — Мтф. 4:1–11.

54

…«Господи, помоги мне все понять, ничего не забыть и ничего не простить!» — См. коммент. Кн. I. С. 390.

55

…взявший меч мечом и погибнет… — Мтф. 26:52.

56

…«а по бокам-то косточки русские» — неточная строка из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1864).

57

…«легион имя мое» — Лк. 8:30.

58

Дворец искусств: Луначарский читает… — Вероятно, речь идет о чтении А. В. Луначарским своей пьесы «Народ» (первая часть драматической трилогии «Фома Кампанелла»), о чем было объявлено в газете «Известия» от 23 июня 1920 г.

59

Диспут Луначарского и В. Иванова. — Вероятно, имеется в виду диспут на тему «Права индивидуализма», состоявшийся в Театре Зон 24 июня 1920 г., на котором А. В. Луначарский и В. И. Иванов выступали оппонентами по докладу.

60

Белогвардейщина в ГАУ — в Главном артиллерийском управлении.

61

Перед глазами светлый вир — омут (местн.).

62

…разговор о «Хрусе» — о Фросе (искаж.).

63

…отца и мать свою надо оставить, чтобы любить. — Ефес. 5:31.

64

…«Враги человека — домашние его». — Мтф. 10:36.

65

…мне казалось, что все это было местью ее за дочь Наташу или за неудачу в изображении Софьи Перовской. — Дочь Ремизовых Наташа воспитывалась на Украине в семье С. П. Довгелло. Поместье ее родителей («замок» — Серафима Павловна принадлежала к старинному литовскому роду) находилось в Черниговской губернии. Поскольку ее семья не приняла А. М. Ремизова, Серафима Павловна не поддерживала с ней близких отношений. Она была человеком сложным, ярким и незаурядным, ее связывали дружеские отношения со многими литераторами круга Ремизова, в частности с В. В. Розановым и М. М. Пришвиным. До встречи с А. М. Ремизовым Серафима Павловна была членом партии эсеров.

66

Пишет Иванов-Разумник… собраться скифам… — Имеется в виду скифская группа писателей, организованная в 1917 г. Р. В. Ивановым-Разумником. В двух сборниках «Скифы» (1917 и 1918 гг.) принимали участие А. Белый, С. А. Есенин, Н. А. Клюев, А. М. Ремизов, М. М. Пришвин и др.

67

…множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный. — Вольное переложение молитвы «Пресвятая Владычице моя Богородице».

68

…(моховые болота и Вольфил и т. д.)… — Имеется в виду Вольная философская ассоциация, организованная Р. В. Ивановым-Разумником в Петрограде в 1918 г. Просуществовала до 1924 г. В ней сотрудничали А. Белый (председатель), А. А. Блок, А. А. Мейер, Л. П. Карсавин и др.

69

…а звезда со звездою говорит… — Неточная строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (1841).

70

Осколепок — осколок, остаток (местн.).

71

…биться с теми христианами, которые хотят погасить эту радость (черный лик, Розанов). — См.: Розанов В. В. Темный лик. Метафизика христианства. В кн.: Розанов В. В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 372–582.

72

Тогда он (Горшков) поселился в бане… — См.: Путь к Слову. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 45–46.

73

 Запись на отдельном листке:

«29 Декабря.

Обезы — игнорируют личное начало, лично собой они довольны, и если им плохо, то все сваливают на среду.

Челозы — среду ставят ни во что и винят, если плохо, самих себя.

Обезы — прогресс.

Челозы — искупление.

Обезы — преступление.

Челозы — грех».

74

Парижский период при свете от чтения романа Достоевск. «Подросток»… — См. коммент. Кн. I. С. 19.

75

Вспоминаю, как наши дамы в Хрущеве щипали корпию… — Корпия — растеребленная ветошь или специально выделанная пушистая ткань для перевязки ран. — Речь идет о первой мировой войне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дневники 1920-1922"

Книги похожие на "Дневники 1920-1922" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Пришвин

Михаил Пришвин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Пришвин - Дневники 1920-1922"

Отзывы читателей о книге "Дневники 1920-1922", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.