Владимир Кукель - Правда о гибели Черноморского флота
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Правда о гибели Черноморского флота"
Описание и краткое содержание "Правда о гибели Черноморского флота" читать бесплатно онлайн.
Положение создавалось почти критическое так как оставались способными к движению только "Керчь" и "Лейтенант Шестаков", а для буксирования только "Лейтенант Шестаков", ввиду того что вследствие трудного выхода из гавани на рейд благодаря боковому заграждению я не считал возможным рисковать при буксировке повредить свой миноносец так как если бы "Керчь" вышла бы из строя, было ясно, что корабли останутся не потоплены в особенности "Свободная Россия", о которой была главная забота, а с другой стороны так как можно было ожидать каждую минуту прихода "Гамидие" и неприятельских миноносцев (которые все время бывали обнаруживаемы недалеко от Новороссийска), подлодок и воздушных атак, время не терпело.
В это время по гавани проходил моторный бот которого я, несмотря на нежелание, под угрозой расстрела заставил принять участие в буксировке.
Принимая во внимание, что буксировка на большие глубины (свыше 15 сажен, то есть до Дообского маяка) при имеемых средствах заняло бы чересчур много времени, глубины же 11-15 сажен начинаются уже в нескольких кабельтовых от мола, что "Свободную Россию" нужно будет отбуксировать на глубину не менее 25-30 сажен (около 8 миль) и что накануне суда ушедшие в Севастополь выходили на рейд в хаотическом состоянии и став на якорь оставались на рейде до ночи и дать неприятельской разведке предположение, что все же быть может суда пойдут в Севастополь, я решил действовать так: при помощи "Лейтенанта Шестакова" и моторного бота вывести миноносцы на рейд, затем самому с "Лейтенантом Шестаковым" вывести "Свободную Россию" к Дообу и уже после этого по моему приказанию начать одновременно топить корабли, самому же идти к "Свободной России" и затопить минами.
Около 5 часов 30 минут утра "Лейтенант Шестаков" снялся с якоря и отбуксировав "Капитана Баранова" на предположенное место потопления вернулся в гавань и начал совместно с моторным ботом буксировать миноносцы на рейд.
Грустная и тяжелая картина - гавань вымерла, пусто и только медленно идущие на буксире миноносцы, беспомощные, без признаков жизни на них с отдельными мрачными фигурами в количестве 5-6 человек на палубе, как зачумленные и обреченные на смерть, с которых все живое сбежало и от которых все сторонятся.
Сильное впечатление производит эсминец "Гаджибей", который будучи взят на буксир поднимает сигнал: "Погибаю, но не сдаюсь" и держит его все время.
Около 9 часов утра на пристани, около которой стояла "Керчь", начала собираться толпа народу среди которой шныряли разные темные личности и на пристани невидимому появилось вино и водка, а посему я отошел от пристани и стал на якорь вблизи "Свободной России".
Став на якорь, я поехал на "Свободную Россию" дабы сговориться с Терентьевым о буксировке "Керчью" и "Лейтенантом Шестаковым" его корабля на глубокую воду и каким образом более рационально подорвать корабль в гавани, если паче чаяния его отбуксировать не удастся.
Терентьев мне сообщил, что все же удалось достать небольшой коммерческий пароход, который выведет из гавани "Свободную Россию", а также парусно-моторную шхуну, которая снимет команду, которой к тому времени осталось около 100 человек.
Около 1 часа дня "Свободная Россия" была выведена на рейд на расстояние около 5 кабельтовых от гавани и команда начала переходить на парусно-моторную шхуну.
Возвращаясь шхуна прошла вдоль борта "Керчи" и я к своему удивлению увидел что командир "Свободной России" Терентьев находился на ней, а не на буксирующем пароходе дабы указать ему место потопления и следить за правильностью курсов так как на Новороссийском рейде, как известно, есть небольшая банка как раз близ фарватера, а также минное заграждение.
Проходя мимо "Керчи" Терентьев крикнул мне: "Вот Вам пустой корабль, ведите его куда хотите, буксир стоит с застопоренной машиной, никаких дальнейших распоряжений ему не дано".
Я сейчас же снялся с якоря, подошел к буксиру, дал ему курс и сообщил, что "Свободная Россия" должна быть отбуксирована на параллель Дообского маяка в 5 кабельтовых от него (мористее начиналось минное заграждение).
То обстоятельство, что он с одной стороны не выкинет корабль на банку, а с другой стороны на минное заграждение благодаря чему корабль мог быть подорван на недостаточной глубине (я все же руководился желанием не повторять Порт-Артура) совершенно связало меня так как приходилось (буксировка шла очень медленно - узла 1-2) неоднократно подходить к буксиру поправлять курсы и проверять их что кроме того ставило меня лишний раз в возможность быть атакованным подлодкой, наличие коих вблизи Новороссийска было несомненно.
Около 3 часов дня ко мне подошел "Лейтенант Шестаков" и командир сообщил, что продолжать буксировку он не может так как команда вследствие отсутствия достаточного числа штатных кочегаров (день был исключительно жаркий) настолько утомлена, что не в состоянии поддерживать в достаточном количестве пары и просит разрешения идти на свое место для потопления.
Разрешение мною было дано. В это же время ко мне подошел моторный бот и доложил что ввиду повреждений в подшипнике он тоже не в состоянии продолжать буксировку.
Мною были посланы машинист и моторист для выяснения действительности повреждения. Осмотр подтвердил полную негодность бота к дальнейшей работе. К счастью к этому времени остался у причала только эскадренный миноносец "Фидониси".
Входя в гавань, дабы взять его на буксир, я увидел что на пристани около миноносца "Фидониси" стояла огромная толпа народу, повидимому выступали какие-то ораторы. Цель этого собрания выяснилась когда я застав в гавани парусно-моторную шхуну приказал ей взять "Фидониси" на буксир - толпа препятствовала завести буксир.
Тогда я, пробив боевую тревогу и наведя орудия на пристань передал туда, что если немедленно "Фидониси" не будет взят на буксир я открою огонь по пристани. Эта угроза магически подействовала и "Фидониси" был взят на буксир. На миноносце "Фидониси" к сожалению не оказалось не только кого бы то ни было из команды, но даже и командира. Поэтому, так как время не терпело, я решил подорвать "Фидониси" миной.
Выйдя из гавани я обошел все миноносцы, приказав начать потопление; к этому времени "Свободная Россия" уже подходила к Дообу.
Когда "Фидониси" был выведен из гавани и отбуксирован на свое место я подошел к нему и с расстояния 4 кабельтовых, с установкой 1,5 метра произвел один минный выстрел. Попадание было повидимому в правую машину. Эффект взрыва был очень большой, стеньги обоих мачт сломались, передний и задний мостики исковерканы и миноносец буквально был разодран пополам, так как корма и нос приподнялись, но несмотря на такие серьезные повреждения, он затонул перевернувшись на правый борт только на 12 минуте.
После минного выстрела, дав полный ход пошел к "Свободной России". На остальных кораблях происходили взрывы, причем эффект их был достаточно большой так как было видно как вырывало машинные люки и части палубы (кроме закладки подрывных патронов, открытия кингстонов и клинкетов, кораблям давался еще предварительный крен и отдраивались все иллюминаторы).
Тяжелую и величественную картину представлял из себя Новороссийский рейд на котором одновременно корабли медленно погружаясь один за другим переворачивались. Корабли тонули от 25 до 45 минут.
Около 4 часов 30 минут я подошел к "Свободной России" и с расстояния 5 кабельтовых произвел залп из двух мин с установкой 3,5 метра. Мины были направлены под носовую 12-дюймовую башню с целью вызвать детонацию погребов. Одна из мин прошла под кораблем, другая же взорвалась в указанном месте. Эффект взрыва был незначителен, столб исключительно черного дыма поднялся не выше рубки и шириной 3-4 сажени.
Около 5 часов произвел одиночный выстрел с наводкой 1-1,5 сажени в сторону кормы от места взрыва (приходилось беречь мины, так как оставалось исправных всего лишь 5 штук, уверенности что для потопления "Свободной России" не потребуется еще несколько мин не было, а с другой стороны, ожидая каждый момент встречи с неприятелем нельзя было оставаться без боевого средства). Попадание было в намеченное место - эффект взрыва тот же что и предыдущий. Корабль после этих двух попаданий нисколько не изменил своего положения: крен и дифферент отсутствовали.
Только произвел одиночный выстрел под кормовую 12-дюймовую башню (установка та же) - эффект взрыва и последствия в смысле дифферента и крена буквально те же, что и при предыдущих. Эти обстоятельства вызвали сильное беспокойство за исход потопления "Свободной России" с помощь имеемого запаса мин.
Тогда я произвел одиночный выстрел (установка 4 метра) в середину корабля. Мина, дойдя до корабля вдруг повернула обратно и пошла прямо по направлению к миноносцу направляясь в носовую часть. Трижды идя к миноносцу мина меняла свое направление и трижды приходилось маневрировать дабы избежать ее и наконец не дойдя около 1 кабельтова до миноносца мина повернула обратно к "Свободной России" вынырнула из воды причем при этом отломилось зарядное отделение и мина затонула.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правда о гибели Черноморского флота"
Книги похожие на "Правда о гибели Черноморского флота" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Кукель - Правда о гибели Черноморского флота"
Отзывы читателей о книге "Правда о гибели Черноморского флота", комментарии и мнения людей о произведении.