Михаил Салтыков-Щедрин - Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849"
Описание и краткое содержание "Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849" читать бесплатно онлайн.
Настоящее Собрание сочинений и писем Салтыкова-Щедрина, в котором критически использованы опыт и материалы предыдущего издания, осуществляется с учетом новейших достижений советского щедриноведения. Собрание является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все известные в настоящее время произведения писателя, как законченные, так и незавершенные.
В первый том входят произведения Салтыкова 1840–1849 годов, открывающие творческую и политическую биографию писателя. От подражательной романтики юношеских стихотворений к реализму и демократической настроенности «Запутанного дела» и «Брусина» — таков путь литературно-общественного развития молодого Салтыкова.
«Воина и мир» — 36; Каратаев — 36, 37.
«Воскресение» — 50.
«Крейцерова соната» — 50.
«Смерть Ивана Ильича» — 43.
Толь Феликс Густавович (1823–1867), писатель и педагог, участник кружка петрашевцев — 424.
Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1769), поэт, переводчик и теоретик литературы — 284, 437.
«Езда в остров любви» (перевод) — 284, 437.
Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883) — 64, 68, 418.
«Бурмистр» — 418.
«Контора» — 418.
«Параша» — 212, 424.
Тьер Луи Адольф (1797–1877), французский политический деятель и историк — 436.
Ульянов Александр Ильич (1866–1887), революционер-народоволец — 65.
Унковский Алексей Михайлович (1828–1893), общественный деятель, юрист, в 1857–1859 гг. предводитель дворянства Тверской губернии — 64.
Урусов Петр, князь, однокурсник Салтыкова по лицею — 446.
Усов Ф. С. воспитанник лицея — 446.
Успенский Глеб Иванович (1843–1902), писатель — 19, 49.
«Четверть лошади» — 19.
Утин Евгений Исаакович (1843–1894), адвокат, литератор — 44.
Фориков А. Ф., издатель — 337.
Федин Константин Александрович (р. 1892). писатель — 11.
Фейербах Людвиг (1804–1872), немецкий философ-материалист — 12, 210, 214, 215, 248, 409, 420, 422, 424, 443.
«Сущность христианства» — 424
Фемистокл (525–401 до н. э.), афинский полководец и государственный деятель — 338
Фишер Егор Федорович, владелец типографии в Петербурге — 342.
Фолькер Вильгельм Фридрих, немецкий географ и историк — 329, 330, 331.
«Руководство к первоначальному изучению всеобщей истории» — 329, 330, 331, 440, 441, 442.
Форстер Джордж (ум. 1792), английский путешественник — 329.
Фурман Петр Романович (1816–1856), писатель, журналист и живописец, сотрудник «Отечественных записок» — 335–338, 440.
«Александр Васильевич Суворов-Рымникскнн» — 337, 440, 441.
«Григорий Александрович Почемкий» — 335–337, 440, 441.
«Саардамский плотник» — 337, 440.
Фурье Шарль (1772–1837), французский социалист-утопист — 12, 44, 162, 403, 401, 409, 410, 413, 415, 441, 442.
«Новый хозяйственный и социетарный мир» — 410.
«Теория четырех движений и всеобщих судеб» — 408.
Чернышев Александр Иванович (1786–1857), военный министр в 1827–1852 гг. — 14, 284, 437,
Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) — 14–21, 24, 34, 40, 44, 58, 63, 64, 66, 423, 424.
«Об отношениях искусства к действительности» — 24.
«Очерки гоголевского периода русской литературы» — 24.
«Пролог» — 34.
Шамиссо Альберт фон (1781–1838), немецкий писатель-романтик — 413.
«Необычайные приключения Петера Шлемиля»; Петер Шлемиль — 134, 413.
Шекспир Вильям (1564–1616) — 118, 413.
«Гамлет»; Гамлет — 118, 413, 415
Шиллер Иоганн Фридрих (1759–1805).
«Разбойники» — 413; Карл Моор — 118, 413.
Эзоп (ок. 620 — ок. 560 до н. э.) — 9, 14, 23, 30, 54.
Экерт, переводчик — 342, 352.
Эккартсгаузен Карл (1752–1803), немецкий писатель-мистик — 79.
«Ключ к таинствам натуры» — 410.
«Религия, рассматриваемая как основание всякой истины и премудрости» — 410.
Энгельс Фридрих (1820–1895) — 9.
«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» — 427.
Эразм Роттердамский (наст. фамилия — Герхард Герчардс; 1465 или 1466–1536), нидерландский просветитель.
«Похвала глупости»; Апедия — 438, Комос — 310, 388, 389, 390, 438; Метэ — 438
Ювенал Децим Юний (ок. 56 — после 127), римский поэт-сатирик — 9.
Юлий Цезарь (100-44 до н. э.) — 338
Юшков И. — 445.
Языков Николай Михайлович (1803–1846), поэт — 426.
«Разгульна, светла и любовна» — 243, 426.
Противоречия
Впервые напечатано в журнале «Отечественные записки», 1847, № 11, отд. I, стр. 1-106 (ценз. разр. — 31 октября). Подзаголовок: «Повесть из повседневной жизни (В. А. Милютину)». Подпись: М. Непанов. Псевдоним раскрыт самим Салтыковым в его автобиографических записках (см. т. 18 наст. изд.).
Рукопись неизвестна. В настоящем издании воспроизводится по тексту «Отечественных записок».
Повестью «Противоречия» Салтыков сразу включился в обсуждение коренных проблем русской жизни и демократической идеологии второй половины сороковых годов. На первом плане стоял тогда вопрос об исторических судьбах России и способах радикального преобразования самодержавно-крепостнического строя. Необходимость общественного переворота Белинский и Герцен стремились вывести из внутренней противоречивости всего уклада русской жизни: «в самом зле найти и средства к выходу из него». «Изучение действительности» Белинский провозгласил лозунгом времени, направляя писателей «натуральной школы» на исследование причин социальных противоречий и «двойственности» русского национального характера[80]. «Всмотритесь в нравственный быт современного человека — вы будете поражены противоречиями, глубоко и до поры до времени мирно лежащими в основе всех его дел, мыслей, чувств», — писал Герцен и призывал обнажить эти «утомительные, иронические, оскорбительные» противоречия[81].
Борьба нравственных, философских, социально-экономических противоречий, разъедающих сознание современного человека, и стала идейным стержнем повести Салтыкова, определив ее пафос, сюжет, жанровое своеобразие и название. Главный герой «Противоречий» Нагибин мучительно бьется над разгадкой «необъяснимого феникса» — русской самодержавно-крепостнической действительности, олицетворяя, по мысли Салтыкова, «разрозненную антиномию» между теорией и практикой, идеалом и жизнью, рассудком и чувством.
В судьбе мятущегося разночинца Нагибина Салтыков воплотил характерную для произведений «натуральной школы» трагедию бедного человека, гибнущего в тисках социальных противоречий жизни. Эта трагедия была поднята до теоретического осмысления ее причин и приобрела в повести Салтыкова свое особое философское и общественное звучание.
Нагибин был едва ли не первой попыткой образного воплощения типических черт сломленного николаевским режимом поколения. Это было поколение с тем «видовым, болезненным надломом», о котором писал Герцен, характеризуя в «Былом и думах» психологию петрашевцев: «Они все были заражены страстью самонаблюдения, самоисследования, самообвинения…»[82] В скорбных раздумьях Нагибина было много и от собственных сомнений и надежд Салтыкова, участника «пятниц» Петрашевского и деятельного члена кружка В. Н. Майкова и В. А. Милютина. Всех участников этого небольшого кружка объединяли «поиски действительных законов природы и общественной жизни», стремление проникнуть в существо безвыходных противоречий, «терзающих современное человечество»[83]. Автору «Противоречий» были особенно близки взгляды В. Милютина, который развернул в своих экономических работах анализ причин растущего обнищания трудящихся и в поисках действенной теории мечтал о превращении утопии в науку.
Интимный жанр писем и дневников позволил писателю непосредственно передать мысли и чувства своего героя. В призме его размышлений преломляются все волновавшие Салтыкова вопросы. Углубленный психологизм «Противоречий» был связан, вероятно, с исходным эстетическим принципом петрашевцев, выдвигавших в центр повествования «анализ внутреннего мира человека» как источник творческого вдохновения поэта[84]. Знамением времени В. Майков считал «поразительно глубокий психологический анализ» Достоевского, направленный на «исследование анатомии человеческой души»[85].
Не был чужд автору «Противоречий» и взгляд петрашевцев на беллетристику. В своем разграничении беллетристики и подлинного искусства В. Майков следовал за Белинским. Настаивая на расширении горизонтов литературы за счет науки, Майков, однако, слишком категорически противопоставлял беллетриста поэту как «талант по преимуществу дидактический» и рекомендовал ему «не подделываться под художественное творчество». В этом отношении В. Майков, перекликаясь с Петрашевским и его единомышленниками, нарушал диалектику формы и содержания, которую отстаивал Белинский и в пределах беллетристического жанра. Без «поэтической» переработки — предостерегал критик в обзорах русской литературы за 1846 и 1847 годы — «идеи и направления останутся общими местами». Цель беллетристики, подчеркивал Майков, указывая на прозу Герцена, — «в популяризировании идей, важных для общества», почерпнутых «прямо из современной науки». И Петрашевский и В. Майков рекомендовали беллетристам «заняться основательным изучением экономического мира», чтобы удержаться на уровне современной науки, принимающей «бедность как непреодолимое препятствие к развитию человека и общества»[86]. Именно в этом направлении развивалась и мысль молодого Салтыкова. Героя «Противоречий» неотступно преследует «социальный вопрос»: «Отчего бы это люди в каретах ездят, а мы с вами пешком по грязи ходим?» Всю напряженную умственную работу Нагибина Салтыков подчинил осмыслению «рокового противоречия» между богатыми возможностями человека и мизерным применением их из-за «недостатка средств к существованию».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849"
Книги похожие на "Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Салтыков-Щедрин - Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849"
Отзывы читателей о книге "Том 1. Проза, рецензии, стихотворения 1840-1849", комментарии и мнения людей о произведении.