Антон Чехов - Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902"
Описание и краткое содержание "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902" читать бесплатно онлайн.
Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.
В шестнадцатый том Полного собрания сочинений вошли статьи и заметки Чехова от первых лет его литературной деятельности до последних. Это театральные рецензии и заметки о бенефисах; циклы злободневных фельетонов «Осколки московской жизни» и очерков о судебном процессе — «Дело Рыкова и комп.»; некрологи — о путешественнике Н.М. Пржевальском, о проповеднике В.А. Бандакове, о враче З.М. Линтваревой; произведения историко-медицинского характера — заметка «От какой болезни умер Ирод?» и незаконченное исследование «Врачебное дело в России»; наконец, документы врачебной и общественной деятельности Чехова.
Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно — предпочитал не писать вовсе. Замечу кстати, что условия художественного творчества не всегда допускают полное согласие с научными данными; нельзя изобразить на сцене смерть от яда так, как она происходит на самом деле. Но согласие с научными данными должно чувствоваться и в этой условности, т. е. нужно, чтобы для читателя или зрителя было ясно, что это только условность и что он имеет дело со сведущим писателем.
К беллетристам, относящимся к науке отрицательно, я не принадлежу; и к тем, которые до всего доходят своим умом, — не хотел бы принадлежать.
Что касается практическ<ой> медицины, то еще студентом я работал в Воскресенской земской больнице* (близ Нового Иерусалима), у известного земского врача П. А. Архангельского, потом недолго был врачом в Звенигородской больнице. В холерные годы (92, 93) заведовал Мелиховским участком Серпуховского уезда.
Ответ на анкету «Отжил ли Некрасов?»*
Я очень люблю Некрасова, уважаю его, ставлю высоко, и если говорить об ошибках, то почему-то ни одному русскому поэту я так охотно не прощаю ошибок, как ему. Долго ли он еще будет жить, решить не берусь, но думаю, что долго, на наш век хватит; во всяком случае, о том, что он уже отжил или устарел, не может быть и речи.
Приложения
Врачебное дело в России*
I. Калеки перехожие, Сборник стихов и исследование П. Бессонова, Москва. 1861
Сохраняй вас и помилуй:[72]
Буйные головы от боли,
Ясные очи от нищёты,
Живот-сердце от тошноты!
Вып. I, 14. Стих заздравный, 34–36. Стр. 36.
Попаси жь ему, господь бог,
Хлор, Лавёр лошадок,
Уласий коровок,
Настасей овецек,
Василий свинок,
Мамонтий козок,
Терентий курок,
Зосим Соловецкий пцолок…
Вып. I, 16. Песнь богоносцев, 17–25. Стр. 38.
Взглянул убогий (Лазарь) на небеса:
· · ·
«Вынимай душу скрозь ребра мои…»
Вып. I, 19. Лазарь убогой. 21. Стр. 43.
Сказал богатый: …
· · ·
Выньте мою душу во сахарныя уста….
Вып. I, 19. Лазарь убогой. 38. Стр. 44.
Ссылал господь бог трех пекельников,
Старших и больших, с зелезным крючьём,
По тую душу по богачову:
«Вырвите, вымкните с богача душу
Скрозь его три ребра и скрозь темя,
Несите ее вы крутя и мутя…
Вып. I, Лазарь убогой, 25, 104–110. Стр. 64.
…княгиня забременела,
Забременела княгиня святым духом,
В скором време забременела,
Легкия поноши споносила,
Споносила поноши сорок недель…
Вып. I, Алексей божий человек, 32, 27–32. Стр. 120.
В ту пору княгиня понеслася,
Оброчное время проносила,
Спородила детища — сына…
Вып. I, Ал<ексей> божий чел<овек>, 34, 16–19. Стр. 144.
II. Песни, собранные П. В. Киреевским. Изд. О.Л.Р.С. 1868
Он (татарчонок) и бьет доброго молодца (Илью), не жалует;
Дал он ему девять ран,
Десятую хотел смертную:
Ударил он его в ретиво́ сердце.
Вып. I, 1, 3, 47–50. Стр. 5.
Слова Путятина Путятовича:
Вели там ему убить зверя лютого,
Зверя лютого, сивопряного, лихошерстного;
Вели вынуть из него сердце со печенью.
Вып. III. Данило Ловчанин. 39–41. Стр. 29.
А с того время-часу захворала скорбью недоброю,
Слегла княгиня (Апраксевна) в великое во гноище.
Вып. III. Сорок Калик со каликою. 3, 232–234. Стр. 96.
У Ильи был о́берег* полтора пуда,
Полтора пуда был с четвертью…
Вып. IV, 3, 165–166.
Примечание: * По другим песням — крест. О́берег — ладонка, в значении талисмана: орловск., тульск.; в ладонке зашит сок чертополоха с ладаном и воском; на севере — выползенка змеиная; на востоке, пермск. и вятск., зашиты заговоры знахаря на бумаге. Северная поговорка: «О́берег внаи (очень, сильно) бережет». Стр. 18.
Скакал ему (Добрыне) татарин на белы́ груди,
Порол ему белы́ груди,
Вынимал сердце с печенью.
Вып. IV. С каких пор перевелись витязи на Святой Руси, 73–75. Стр. 110.
И летал ворон на сине́ море
Приносил мертвой и живой воды;
Вспрыскивал Алеша Добрыню мертвой водой,
Сросталося тело его белое,
Затягивалися раны кровавые;
Вспрыскивал его живой водой,
Пробуждался молодец от смертного сна.
Вып. IV. С каких пор перевелись витязи и проч. 140–148. Стр. 112.
Аника говорит Смерти:
Я казну свою расточаю
По тем церквам по соборным,
По тем тюрьмам-богадельням…
Вып. IV. Аника Воин. Стр. 125.
И Смерть вынимала пилы неувиди́мы,
И подпилила у Аники в руца́х и в нозя́х становные жилы…
Вып. IV. Аника Воин, 4, 68–70. Стр. 131.
Сослал господь по Аникину душу
Двух ангелов, двух архангелов,
И вынули Аникину душу
Сквозь рёбер-костей…
Вып. IV. Аника Воин. 4, 185–190. Стр. 135.
Известно, что янтарь ценился у древних не по одной красоте, а именно как снадобье и лекарство, носившееся в амулетах: так и у нас янтарь был издревле не только любимым ожерельем, но вместе о́берегом шеи и груди, и всего тела; самое название ладонки едва ли не происходит отсюда же, от латыря (ла́тырка, латонка) и только развитие христианства ввело сюда ладан… Псковичи, торговавшие с древним славянским прибалтийским союзом, с Ганзою, поют в том же Стихе, Голубиной книге:
Белый Ла́тырь камень всем камням отец:
С под камешка с под белого Ла́тыря
Протекли реки, реки быстрые,
По всей земле, по всей вселенной[73],
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.
Известно, что по народному представлению море и море-Окиян есть источник для всех рек; а на этом море лежит Латырь, и Латырь целебный: отсюда, из-под того камня, все реки, отсюда целения….. читаем в одном из списков Голубиной книги, ближайших к Свиткам Иерусалимским:
Камням камень-мать
Кармаус камень Или́тор (илектрон):
И лежит он у моря Тёплого,
На восточном устье Волгском;
А коя рыба с моря пойдет
И о камень потрётся,
И на Русе той рыбы ловцам не добыть,
И птицам ее не убить,
И того году смерти ей не будет…
Здесь, хотя поприще действия перенесено уже к Черному морю, а с развитием торговли даже к Хвалынскому, или Каспийскому, но в основе те же представления об Алатыре, его чудодейственной и целебной силе, даже о трении, этом поразительном для древних свойстве янтаря, давшем в позднейшей науке имя электричеству. Вып. IV. Примечания. Стр. II.
Он (Суровец) стегал коня по крутым бедрам,
Простегал кожу ровно до́ мяса,
А мясо рвал до белы́х костей…
Вып. IV. Примечание о Суровце Суздальце.
Стр. XXIX. Между столпотворением, от которого разделились и пошли народы, а вместе пошел и народ славянский со своим Дажбогом, до первых веков по Р<ождеству> Х<ристову>, когда славяне упоминаются, и до IX века, когда начинают говорить об себе на поприще положительной истории, лежало времени немало и не могли славяне наполнить его одной праздностью и бездействием…
Вып. IV. Примечания LXX.[74]
М.П. Погодин некогда получил от г. Меледина из города Семенова и поместил в «Москвитянине» (1843, № 12, стр. 507–511) следующие о сем деле любопытные предания: «В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, Люнда тожь. Близ села за полем красуется озеро Светлоярое, из которого вытекает небольшой источник… Поутру обыкновенно с благоговением умываются святой водицей из Светлоярого озера и пьют ее, как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтоб послушать… рассказов у пустынников, которые, пришед туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитываясь подаянием от приходящих на молитву, из коих каждый ставит себе в обязанность принесть с собою несколько хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники… складывают целые повести чудесного, как самовидцы, приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне… и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все усердные люди чувствуют сами. Стр. CXXI.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902"
Книги похожие на "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Антон Чехов - Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902"
Отзывы читателей о книге "Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902", комментарии и мнения людей о произведении.