» » » » Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)


Авторские права

Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Виноград, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Рейтинг:
Название:
Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Издательство:
Виноград
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
985-6399-02-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.



Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает, универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.






Теперь рассмотрим соотношение понятий «информация» и «сознание». Как уже отмечалось, актуальная информация может быть как материальной, так и идеальной. С материальной информацией мы имеем дело при анализе информационных явлений в клетке организма, в технических устройствах, в любых системах организованной природы. Под идеальной информацией понимается «актуальная информация социального вида — осознанная часть процесса и результата взаимодействия получаемой извне свободной информации со связанной информацией мозга человека» (15,242). Поскольку информационные процессы обнаружены в различных технических устройствах и во всех живых организмах, включая одноклеточные, понятие «информация» по объему стало значительно более широким, чем понятие «сознание» (84,138). Это дает основание для утверждения информации как фундаментальной субстанции актуальной реальности. Например, акад. А.Н. Яковлев считает, что «в основе мира, лежит не материя, а информация… Первична информация, материя и дух — вторичны» (87,52). На основании того, что понятие «актуальная информация» по объему оказывается значительно более широким, чем понятие «сознание», многие зарубежные философы и ученые высказали предположение, что диалектический материализм в связи с возникновением, становлением и развитием кибернетических представлений устаревает. Подрываются его главные устои — основной вопрос философии, поскольку «наряду с понятиями материн и сознания в науке возникло третье, более широкое понятие — «информация», которое нарушает «дихотомический принцип» марксистской философии, а с ним и противоположность между материализмом и идеализмом» (15,243). «В сознание, — пишет К. Штейнбух, — поступают два вида информации: во-первых, информация о внешнем мире, получаемая через рецепторы, и, во-вторых, информация, циркулирующая в замкнутом контуре (мозгу). Если признать обе эти возможности поступления информации, то принятие двух субстанций — «материи» и «сознания» — кажется основанным на недоразумении. Из этого следует тот неизбежный вывод, что искусственно созданные системы могут обладать сознанием… Понятие «информация» гораздо ближе тяготеет к старому «идеалистическому» образу мышления, чем к материалистическому. Об этом свидетельствуют и те мучения, которые оно доставляет философам-материалистам» (18,390).

Против «материалистического ответа» на основной вопрос философии выступает и П. Киршенман, рассматривающий информацию как антитезу духа и материи, Ф. Блом, видящий в информации особый элемент бытия, который возвышается над объективным и субъективным, и другие зарубежные ученые. Общим для их позиций является отрицание основного вопроса философии. Таким образом, современное естествознание выдвигает новую фундаментальную субстанцию актуальной реальности — информацию.

Между тем, в новом свете предстает и фундаментальное понятие материи. Как уже говорилось в разд. 2, эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. «Частицы воспринимаются как динамические структуры или как процессы, задействующие некоторое количество энергии, заключенной в их массе. Любая частица может быть преобразована в другую; энергия может превращаться в частицы, и наоборот. В этом мире теряют смысл такие понятия классической физики, как «элементарная частица», «материальная субстанция», «изолированный объект». Вселенная предстает как подвижная сеть нераздельно связанных энергетических процессов» (4,69). Это позволяет говорить об энергетической субстанции как об основе, фундаменте актуальной действительности.

Таким образом, современное естествознание, на наш взгляд, предлагает для философского анализа новый вариант фундаментальных понятий: информационная субстанция, энергетическая субстанция и актуальная реальность как их совокупность и, одновременно, результат взаимодействия. Естественно возникает вопрос: каковы соотношения между этими основополагающими сущностями? Этот вопрос предлагается рассмотреть на основе анализа общей структуры математической теории.

3.4. Математическая структура как модель актуальной действительности

Что такое познание? Полезно вспомнить высказывания В.И. Ленина, записанные им по поводу учения о понятии в «Науке логики» Гегеля: «Познание есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов, каковые понятия, законы (мышление, наука = «логическая идея») и охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы» (6,164). Там же: «абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины…» (6,152). Абстрактное мышление, создание теории, изучение свойств понятий не отрывает познание от действительного мира, а позволяет, если только они правильны, познавать его глубже, является необходимым шагом любого познания.

Согласно основным принципам диалектики, все процессы и явления объективной действительности глубоко взаимосвязаны друг с другом (принцип взаимосвязи), причем в соответствии с принципом развития, изменения, связи эти динамические. Суть процесса познания можно определить как вскрытие, определение этих динамических связей объективной реальности, отражение «универсальной закономерности вечно движущейся и развивающейся природы» тем или иным методом. Одни из таких универсальных методов познания — моделирование связей при помощи определенного набора модельных элементов (например, чисел или других знаков), т.е. создание модельных структур, отражающих способ связи элементов, преобразование этих модельных структур в соответствии с законами преобразования, сохраняющими связи неразрывными, получение новых структур, новых совокупностей связей и соотнесение этих новых связей с объективной действительностью.

В качестве средства абстрактного моделирования при помощи набора символов и правил их объединения выступает математика. Математика является значительно большим, чем наука, поскольку она есть, по выражению Н. Бора, язык науки (29). «Определяющим признаком всякой математической дисциплины всегда является некоторый формальный метод, потенциально допускающий самые различные материальные воплощения, а следовательно, и практические применения. Может ли тот или иной предмет, то или иное явление реального мира быть исследовано с помощью данного математического метода — этот вопрос решается не конкретной природой данного предмета или явления, но исключительно их формальными структурными свойствами и прежде всего теми количественными соотношениями и пространственными формами, в которых они живут или протекают» (103,9).

Каков же предмет исследований математики? Согласно Ф. Энгельсу, «чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира» (7,37). Н. Бурбаки утверждают, что «единственными математическими объектами становятся, собственно говоря, математические структуры» (8,251). С этой группой французских математиков можно согласиться. Но откуда берутся эти структуры и какое отношение они имеют к миру действительности? Если это абстракции некоторых сторон реального мира, то позиция Бурбаки вполне согласуется с точкой зрения Ф. Энгельса. Сами Н. Бурбаки писали, что «…основная проблема состоит во взаимодействии мира экспериментального и мира математического. То, что между материальными явлениями и математическими структурами существует тесная связь — это, как кажется, было совершенно неожиданным образом подтверждено недавними открытиями современной физики, но нам совершенно неизвестны глубокие причины этого, и быть может, мы их никогда не узнаем» (8,258). Это пессимистический вывод, и, по мнению акад. Б.В. Гнеденко (103), он означает только то, что Н. Бурбаки лишь поверхностно затронули важнейший вопрос: каков объект изучения математики. Они не попытались выявить процесс формирования основных понятий и основных задач математики в историческом аспекте. Подобные вопросы не могут возникнуть в связи с определением Ф. Энгельса, поскольку в нем уже содержится утверждение о том, что математические понятия являются лишь абстракциями от некоторых отношений и форм реального мира, они берутся из реального мира и поэтому естественным образом с ним связаны. В сущности этим объясняется поразительная применимость результатов математики к явлениям окружающего нас мира, объясняется успех того процесса, который мы сейчас наблюдаем и который называется «математизацией» знаний. «Удивительная, непостижимая эффективность математики в естествознании, тот факт, что ее современные модели зачастую описывают довольно неплохо сложные процессы материальной действительности, говорит о том, что математика отражает не только количественную, но и в какой-то мере качественную сторону явлений объективной действительности, о чем писали еще Кант и Гегель» (9,16).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Шулицкий

Борис Шулицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.