» » » » Анатолий Батаршев - Диагностика способности к общению


Авторские права

Анатолий Батаршев - Диагностика способности к общению

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Батаршев - Диагностика способности к общению" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство 046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Батаршев - Диагностика способности к общению
Рейтинг:
Название:
Диагностика способности к общению
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-469-01201-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диагностика способности к общению"

Описание и краткое содержание "Диагностика способности к общению" читать бесплатно онлайн.



Современный человек постоянно находится во взаимодействии со многими людьми. Как сделать это общение наиболее эффективным, выявить сильные или слабые стороны собеседника или клиента? Как протестировать своего потенциального работника?

На все эти вопросы вы найдете ответ в данном пособии, описывающем современные методики психодиагностики личности. Пособие предназначено для преподавателей и студентов вузов, колледжей бизнеса и менеджмента, а также для предпринимателей и всех интересующихся вопросами психологии.






Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стерео-типизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителяъ тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129]. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры – педанты», «все учителя – на-зидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов – от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция – это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

* * *

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориен-таций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т – начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Глава 3

Развитие способностей к общению

Методы психологического воздействия

В главе 2 отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако у каждой из этих сторон есть вполне определенные способы и приемы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению. К примеру, описанные в главе 2 приемы и способы слушания и говорения развивают в основном коммуникативную сторону общения. Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном – коммуникативную и перцептивную. Но мы знаем, что деление понятия «общение» на три составляющие его стороны носит весьма условный характер. Следовательно, указанные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трех сторон процесса общения, а значит, способствуют совершенствованию способности личности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.

Психологическая наука и общественная практика выработала наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия. Действительно, процесс воспитания предполагает психологическое воздействие на сознание, чувства, деятельность и поведение обучаемых с целью формирования определенных личностных качеств. Здесь прямая взаимосвязь воспитательных и психологических воздействий. Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействия.

Убеждение – это система словесно-предметных воздействий на сознание обучаемых (подчиненных) или общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счете на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых.

Следует различать убеждения истинные и убеждения ложные. В предпринимательской деятельности, например, руководитель стремится к тому, чтобы находящиеся в его подчинении работники становились не только простыми исполнителями, но и инициативными, творческими работниками. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта. К таким убеждениям можно отнести убеждения лиц, придерживающихся своего «кредо»: «Не обманешь – не проживешь», «Для достижения своей цели все средства хороши» и т. п.

Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказательство и некоторые другие. При проведении этих форм убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого. К примеру, некоторые из форм убеждения будут мало эффективными при нахождении убеждаемого в состоянии, скажем, алкогольного опьянения. В другом случае, например, когда партнер признает и приемлет высокий авторитет руководителя, личный пример последнего усиливает эффект психологического воздействия.

Следует особо сказать о такой форме убеждения, как доказательство. Оно может быть разделено на составляющие: тезис, аргумент, способ доказательства. Пример: доказать, что фирма по товародвижению осуществляет посредническую деятельность между производством и потребителями (тезис). Все маркетинговые посредники осуществляют посредническую деятельность между производством и потребителями. Фирма по товародвижению – маркетинговый посредник (аргумент). Следовательно, эта фирма действительно осуществляет такую деятельность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диагностика способности к общению"

Книги похожие на "Диагностика способности к общению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Батаршев

Анатолий Батаршев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Батаршев - Диагностика способности к общению"

Отзывы читателей о книге "Диагностика способности к общению", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.