» » » » Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)


Авторские права

Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Виноград, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Рейтинг:
Название:
Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Издательство:
Виноград
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
985-6399-02-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.



Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.






«Непосредственное восприятие реальности лежит за пределами мышления и языка, а поскольку именно на таком непосредственном восприятии всегда основывается мистицизм, любое его описание может быть правдивым лишь частично. В физике степень приблизительности каждого утверждения можно измерить, и прогресс заключается в том, что приблизительность постепенно уменьшается в результате новых открытий. Мистики, в основном, интересуются восприятием реальности, а не его описанием. Поэтому их, как правило, не интересует анализ такого описания. Если же восточные мистики хотят передать кому-либо свое знание, они сталкиваются с ограниченностью возможностей языка, которые частично преодолеваются при помощи мифов, символов (индийский мистицизм), поэтических образов (японский буддизм) или парадоксальных утверждений-загадок (дзэн-буддизм)» (4,38).

Таким образом, можно констатировать: основной аспект медитативно-интуитивного метода познания через приобретение личного мистического опыта — созерцательность. Вместе с тем, в рациональном методе познания следует выделить конструктивность, так как полученные этим методом знания могут быть использованы в общей системе знаний для преобразовательных, конструктивных целей, утверждаемых в Западной науке как одна из важнейших задач. Надо признать беспомощность медитативного метода познания на этапе конструктивных преобразований. Конструктивность рационального научного метода делает его незаменимым для современной исследующей и преобразующей объективную действительность науки, поэтому философское обоснование современных научных теорий следует искать в рамках именно западного рационального типа познания, создавая при необходимости новый концептуальный философский уровень, но, опять-таки, в рамках рациональной Западной Традиции. Таким образом, очевидна востребованность новой мировоззренческой концепции, которая может привести к философскому обоснованию современных физических теорий именно в рамках Западной рациональной мысли, что позволит ей достичь той цельности и динамичности восприятия объективной действительности, которая имманентно присуща Восточной Традиции. Это должно обеспечить плотное взаимодействие Традиций, привести к взаимообогащению, и, как следствие, дать современному естествознанию действенную матрицу научного поиска для перестройки собственных логических основ, которая позволит и специальным научным знаниям выйти на новый, более высокий уровень.

Возможно, в этом направлении появится возможность решить, по образному выражению Н. Рериха, «задачу нашего времени — найти объединительные знаки между древнейшими Традициями Вед и формулами Эйнштейна».

3. Основной вопрос философии в новом представлении

3.1. Основной вопрос философии

Как не многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (14,282).

Основной вопрос философии коренится в фундаментальных фактах нашей жизни: действительно, существуют материальные, например, физические, химические явления, но существуют также духовные, психические явления — сознание, мышление и т.п. Разграничение сознания и внешнего мира является необходимым условием всей человеческой деятельности: каждый человек выделяет себя из всего, что его окружает, и отличает себя от всего другого. Однако при всех различиях материального и духовного, объективного и субъективного между ними есть и определенная связь, которая при ближайшем рассмотрении оказывается отношением зависимости. Возникает вопрос: что от чего зависит, что является причиной, а что следствием? В более общей форме вопрос формулируется так: что считать первичным и что вторичным — объективное или субъективное, материальное или духовное, объект ли субъект?

Итак, основной философский вопрос — это вопрос о том, как относится духовное к материальному, сознание к предметному миру. «Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (13,283). Вопрос об отношении духовного к материальному является основным философским вопросом. Большинство многообразных философских направлений и течений в конечном счете примыкают либо к материализму, либо к идеализму.

Но существует и так называемая «третья линия» в философии. «Для третьей линии философии характерно стремление к преодолению крайностей как идеализма, так и материализма. Основателем ее является ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Философия Аристотеля близка к идеализму, но не сливается с ним. В новое время одним из выдающихся представителей данного направления был французский философ и математик Рене Декарт (1596—1650 гг.). Согласно его системе, материя и мышление есть две независимые субстанции, существующие по своим собственным законам. Между этими субстанциями есть определенная связь. Нельзя считать чистым идеализмом и философию И. Канта. Немецкий философ признавал существование „вещей в себе“, утверждал, что бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть. В широком спектре третьей линии в философии пытался занять свою позицию французский философ О. Конт (1798—1857 гг.). Созданная им система сциентизированной философии, которую он назвал „позитивизмом“, с некоторыми натяжками может быть отнесена к данному направлению, хотя О. Конту казалось, что он представляет его в чистом виде. Второй и третий позитивизм (эмпириокритицизм и неопозитивизм) почти слились с субъективным идеализмом» (83,24).

Развитие философии в духе третьего направления продолжается и в наше время. Одним из примеров этого является теоретическая система, предлагаемая коллективом авторов во главе с Б.С. Трибулевым (83). Как полагают авторы, «эта система находится ближе к материализму, чем к идеализму» (83,24). В предложенной философской системе (которую авторы называют «моноплюрализм»), мир представлен как совокупность трех независимых субстанций. Кроме материи и сознания еще одной субстанцией, «имеющей свою собственную не материальную, а социальную природу, является общество» (83,24). «Все три субстанции, — пишет Б.С. Трибулев, — (природа, общество, человек) взаимодействуют в качестве сторон конкретных экосоциальных систем и обладают в их границах относительной самостоятельностью» (83,24). Данная философия — «моноплюрализм» — проводит свою линию и в решении других философских проблем.

Другим примером может служить «Философия теории Единой идеи», разрабатываемая Н.В. Тузовым (91). «Единая идея» в концепции Н.В. Тузова — это разумно-материальная субстанция, не отождествляемая ни с материей, ни с разумом по-отдельности, а утверждаемая как их неразделимое единство, постоянное взаимопроникновение и борьба внутри единого целого (91,82). Разум — это одна из двух главных составляющих Единой идеи, известной формой которой является сознание. Материя — это вторая главная составляющая (нумерация — первая, вторая — может меняться, так как материя и разум «равноправны») Единой идеи, способная отражать и отражаться (91,83). «Если принять это предположение, — пишет Н.В. Тузов, — то вопрос о первичности и вторичности материального и идеального теряет свой смысл» (91,84). По утверждению Н.В. Тузова, — «Теория Единой идеи не являет собой попытку примирить материализм и идеализм. Она представляет собой стремление доказать, что сам вопрос о первичности и вторичности, если до конца следовать диалектике, снимается. Возникновение вопроса основано на разобщении и редукции и в этом смысле отражает определенный этап в процессе человеческого познания Вселенной. Перспективы у монистического подхода нет, он не может и не сможет объяснить многие явления, выходящие за рамки одностороннего взгляда на мир… Основой для перспективного исследования человека и окружающего его мира может стать рассмотрение материи и разума как единого целого, вечно и бесконечно развивающегося, проявляющегося в разнообразных системах. Материя и разум развивались и развиваются одновременно, ни одно из них не порождает другое. Причина их развития заключена в противоречии, проистекающем из их относительной автономности в едином целом, которое они образуют» (91,4). «В мире нет ничего, — утверждает Н.В. Тузов, — кроме движущейся Единой идеи целостной субстанции „разум-материя“» (91,84).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Шулицкий

Борис Шулицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.