» » » » Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)


Авторские права

Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Виноград, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Рейтинг:
Название:
Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Издательство:
Виноград
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
985-6399-02-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.



Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.






3.2. Фундаментальные понятия современной философии

Рассмотрим соотношение основных понятий в современной философии. Надо заметить, что общепринятые устоявшиеся определения основных понятий отсутствуют. Наиболее полные определения, на наш взгляд, можно найти в учебном пособии по философии под ред. Н.И. Жукова (84). В упомянутом издании понятие «материя» определяется в трех значениях. Во-первых, под материей понимается субстанция, общее в вещах. Это «основа всего существующего, всеобщий субстрат своих атрибутивных свойств». Во-вторых, это единичное, которое непосредственно воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения. Так понимаемая материя есть «объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами ощущений, существуя независимо от них». Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается материальное образование в целом, вернее, совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком. При этом каждое из материальных образований обладает свойствами, к которым оно не сводимо и которые проявляются в отношениях, во взаимодействии его с другими окружающими вещами, явлениями, процессами. «Хотя, — пишет Н.И. Жуков, — эти свойства и отношения некорректно называть материей, тем не менее они, как правило, материальны» (84,106—108). Таким образом, право на существование имеют понятие «материя» в трех смыслах и понятие «материальное».

Диаметрально противоположным относительно понятий материя и материальное является понятие «идеального». Идеальное — общее свойство всех образов, представляющих факторы сознания, состоящее в том, что эти образы содержат информацию о свойствах отражаемого, но не обладают материальными свойствами ни источника отражения, ни отражательного аппарата (нервной системы, мозга) (82,23). Подобного рода образы называются идеальными образами. «Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи… Идеальное — это предмет, „отчужденный“ от самого себя» (85,74). Более широкое определение идеального предлагает Н.И. Жуков. В его представлении понятие идеального, так же как и материи, неоднозначно и имеет три уровня. Первый — это психическая деятельность животного, второй — сознание человека. Третьим, уровнем, по мнению Н.И. Жукова, необходимо считать «предметы духовной культуры, которые обладают идеальным содержанием постольку и до тех пор, поскольку и пока являются элементами такого системного образования как общество» (84,138). Таким образом, как видим, понятие идеального не ограничивается рамками человеческого сознания и может быть гораздо шире. Неоднозначно и собственно понятие «сознание». «Под сознанием, — пишет Н.И. Жуков, — понимается то, что противоположно материи: в гносеологическом аспекте — чувственный образ объекта внешнего мира („субъект“, абсолютно тождественный по содержанию „объекту“, то есть задействованной с помощью органов чувств стороне объекта самого по себе) и сознание вообще, соответствующее материи вообще, субстанции (сознание и материя в данном значении терминов суть категории теории диалектики); в онтологическом же плане сознание является свойством материи мозга, трактуемой как единство общего и единичного, как объективная реальность» (84,126).

В современной философии существует еще одна общая категория — это понятие «бытие», которое долгое время незаслуженно игнорировалось, а в настоящее время заняло свое законное место на страницах учебников. Его трактовка еще не устоялась, но «в точном широком смысле этого слова, бытие равнозначно универсуму, всему существующему» (84,105). Бытие — это философская категория, означающая реальность, а именно — актуальную реальность, актуальную действительность, мир существования материальных и идеальных сущностей (83,37).

Таким образом, основополагающими философскими понятиями можно считать триаду: материя (объективная реальность), идеальное (субъективная реальность) и бытие (актуальная реальность как совокупность материального и идеального, объективной и субъективной реальности).

3.3. Новое представление фундаментальных понятий

Характерной особенностью ортодоксальных научных представлений о структуре актуальной действительности в преддверии III тысячелетия является наличие разграничительной линии между духом (сознанием) и материей, идеальным и материальным, намеченной в V веке до нашей эры греческими мыслителями Левкиппом и Демокритом и четко прочерченной в XVII веке в трудах Рене Декарта. На протяжение трех веков со времен Декарта естествознание развивается в союзе с философией, плодотворно взаимодействуя с ней по общим и частным вопросам. Как уже отмечалось, специальные науки используют философию как матрицу научного поиска при перестройке собственных логических основ. На следующем этапе философия, обобщая знания, полученные в специальных науках, поднимается на более высокий уровень. С нашей точки зрения, в настоящий момент в естествознании накоплен фактический материал, достаточный для анализа и корректировки фундаментальных понятий собственно философии, и, в частности, тех, которые выражают сущность ее основного вопроса — вопроса о соотношении духа и материи. Важнейшую роль при этом играет разработанное в рамках теории информации и кибернетики понятие «информация».

Сложность и многоплановость понятия «информация» объясняет тот широкий диапазон определений, которые даются ему в литературе. «Информацию определяют и как сторону процесса отражения, используемую для управления в широком смысле слова, и как характеристику структурной сложности материальных объектов, и как целесообразно упорядоченную структуру объектов и взаимодействий (под структурой понимается способ взаимосвязи элементов целостной системы), и как негэнтропию (энтропия с обратным знаком)…» (15,215).

В понятии «информация» следует различать два аспекта. «Во-первых, информация представляет собой меру организации системы. Как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, так информация дает меру ее организации. Так понятая информации может быть названа структурной (или связанной). Во-вторых, от структурной информации следует отличать информацию, всегда связанную с отношением двух процессов. Эта относительная информация тесно связана с отражением. Результатом и процессом взаимодействия информации этих двух типов является информационный процесс, актуальная информация, которая имеет функциональную природу, свойственна лишь системам управления и является связью управляющих систем с управляемыми» (13,172).

«В наиболее общем расширительном толковании информация трактуется как всякое разнообразие, различие, структура (А.Д. Урсул, Й. Земан, Р. Эшби), что возводит ее в ранг философской категории» (86,16). Попытки вписать понятие «информация» в систему важнейших философских категорий неоднократно предпринимались как в нашей, так и в зарубежной литературе. Основоположник кибернетики Н. Винер выразил свое отношение к этому вопросу, заявив, что «механический мозг не секретирует мысль, как печень желчь, что утверждали прежние материалисты, и не выделяет ее в виде энергии, подобно мышцам. Информация есть информация, не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» (16,166). В марксистской литературе неоднократно отмечалось, что формулировка Н. Винера в целом верна (15,225).

В марксистской философии понятие «информация» как философская категория находится в сложной взаимосвязи с гносеологическими понятиями «материя» и «сознание» (15,249). В силу многозначности понятия «материи» (см. разд. 3.2) понятие «информация» соотносится с понятием «материя» своеобразно: информация не является, не может быть материей, но может быть материальной. Материя не является информацией, в то время как материальные свойства и отношения могут быть ею, если целесообразно упорядочены какой-то кибернетической системой (не обязательно человеком) (15,242). Таким образом, информация может быть не только идеальной, но и материальной (но не материей).

Теперь рассмотрим соотношение понятий «информация» и «сознание». Как уже отмечалось, актуальная информация может быть как материальной, так и идеальной. С материальной информацией мы имеем дело при анализе информационных явлений в клетке организма, в технических устройствах, в любых системах организованной природы. Под идеальной информацией понимается «актуальная информация социального вида — осознанная часть процесса и результата взаимодействия получаемой извне свободной информации со связанной информацией мозга человека» (15,242). Поскольку информационные процессы обнаружены в различных технических устройствах и во всех живых организмах, включая одноклеточные, понятие «информация» по объему стало значительно более широким, чем понятие «сознание» (84,138). Это дает основание для утверждения информации как фундаментальной субстанции актуальной реальности. Например, акад. А.Н. Яковлев считает, что «в основе мира, лежит не материя, а информация… Первична информация, материя и дух — вторичны» (87,52). На основании того, что понятие «актуальная информация» по объему оказывается значительно более широким, чем понятие «сознание», многие зарубежные философы и ученые высказали предположение, что диалектический материализм в связи с возникновением, становлением и развитием кибернетических представлений устаревает. Подрываются его главные устои — основной вопрос философии, поскольку «наряду с понятиями материн и сознания в науке возникло третье, более широкое понятие — „информация“, которое нарушает „дихотомический принцип“ марксистской философии, а с ним и противоположность между материализмом и идеализмом» (15,243). «В сознание, — пишет К. Штейнбух, — поступают два вида информации: во-первых, информация о внешнем мире, получаемая через рецепторы, и, во-вторых, информация, циркулирующая в замкнутом контуре (мозгу). Если признать обе эти возможности поступления информации, то принятие двух субстанций — „материи“ и „сознания“ — кажется основанным на недоразумении. Из этого следует тот неизбежный вывод, что искусственно созданные системы могут обладать сознанием… Понятие „информация“ гораздо ближе тяготеет к старому „идеалистическому“ образу мышления, чем к материалистическому. Об этом свидетельствуют и те мучения, которые оно доставляет философам-материалистам» (18,390).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Шулицкий

Борис Шулицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.