Николай Михайлов - Над картой Родины

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над картой Родины"
Описание и краткое содержание "Над картой Родины" читать бесплатно онлайн.
Имя писателя-географа Н. Михайлова хорошо знакомо русскому читателю по его работам — «Земля русская», «Повесть о России» и др.
Книга «Над картой Родины» написана зрелым мастером, ее отличают научная точность и чувство глубокой и страстной любви автора к своей стране. От первой до последней страницы книга пронизана оптимистическим мироощущением и читается как увлекательная повесть о Советском Союзе.
Речной корабль входит с Волги в устье канала у южной окраины Сталинграда и, преодолев по крутому склону девять шлюзов, поднимается на 88 метров. Теперь он — на водоразделе, на спине Ергеней. Вот он уже плывет в искусственном русле, проходит выемку, углубившуюся в землю на 16 метров, плывет дальше — и, наконец, спускается по пологому склону через четыре шлюза на 44 метра к Дону. Он в «Цимлянском море». От Волги пройден со всеми изгибами 101 километр. Дальше путь по «Цимлянскому морю», которое площадью зеркала равно половине «Рыбинского моря». И через 180 километров — спуск через два шлюза под плотину Цимлянской гидростанции. Отсюда — прямая дорога по Дону к Ростову.
Между Цимлянской плотиной и Ростовом будет строиться несколько небольших гидроузлов, чтобы Дон стал глубже. Но уже и сейчас попуски из «Цимлянского моря», которое запасает воду весеннего половодья, не дают Дону так сильно мелеть летом, как мелел он раньше.
На стройке канала работала исполинская техника: и шагающие экскаваторы, вырывающие за сутки столько земли, что ею можно загрузить тридцать поездов; и громадные землесосы, намывающие целые горы; и армия бульдозеров, каждый из которых заменяет чуть не триста рабочих; и автомобили-самосвалы, перевозящие за-раз 25 тонн; и автоматические заводы, дающие в час двадцать вагонов бетона.
Пролег водный путь для леса и нефти на Дон, для угля, металла и хлеба на Волгу. Будто лесные массивы и нефтяные промыслы приблизились к Донбассу и Черноморью, будто угольный бассейн открыт у волжских берегов.
Все моря Европейской части страны теперь связаны друг с другом. Из Москвы можно плыть в Ленинград, Архангельск, Астрахань, Ростов и Одессу, то-есть в Балтику, к Северному Ледовитому океану, на Каспий, к Азовскому и Черному морям. Из внутренних районов СССР можно водным путем достичь братских народно-демократических стран — Румынии, Болгарии.
Но сооружение Волго-Дона не только облегчило транспорт. Цимлянская гидростанция в 160 тысяч киловатт дала ток промышленности и сельскому хозяйству, а донская вода, поднятая Цимлянской плотиной, по сети оросительных каналов пошла на сухие поля.
* * *Перестраивается и Днепр, другая большая река Русской равнины.
Реконструкция днепровской водной дороги началась сооружением Днепрогэса. Пороги разрывали Днепр на два куска, подпор воды срастил их. Открылся сквозной путь с верховьев через Киев до самого Херсона. Белоруссия получила выход к Черному морю. Каховская гидростанция этот путь еще улучшит.
Получила Белоруссия выход и к Балтике. Перед войной, вскоре после освобождения Западной Белоруссии, был восстановлен, вернее — построен заново, Днепро-Бугский канал. Он соединил реки Припять и Западный Буг — бассейн Днепра бассейном Вислы.
Белорусские партизаны не дали гитлеровцам приспособить канал для перевозок: сожгли его шлюзы. Теперь канал снова в строю. Сооружены новые шлюзы, очищено русло. По каналу, на всем его протяжении — от Пинска до Бреста — опять ходят суда. Открыта прямая водная дорога к братской Польше.
От Азовского моря до Каспийского тянется Манычская впадина — длинная ложбина, цепочка пересыхающих речек и озер; некоторые географы считают ее границей между Европой и Азией.
По ложбине теперь проведен канал со шлюзами и с оросительной сетью. Водный путь идет от Дона по течению Маныча. Сальские степи получили водный выход к Ростову. В мелкий горько-соленый Маныч доливают пресную воду, отведенную из Кубани Невинномысским каналам.
Так у нас связывают водные бассейны друг с другом, вносят изменения в начертание рек.
Комплексные гидротехнические сооружения устраняют замкнутость водных бассейнов, создают единую речную систему, дают энергию, орошают поля, осушают болота, поднимают рыбное хозяйство, улучшают водоснабжение городов и промышленности. Размах работ огромен.
Москва — порт пяти морей.Придет время, когда мы соединим Днепр водной дорогой с Волховом и Западной Двиной: эта трасса пройдет по древнему пути «из варяг в греки». Из Киева можно будет добраться по воде и до Ленинграда и до Риги. Свяжем Оку через Десну и Жиздру с Днепром, а через Проню — с Доном, Сан соединим с Днестром.
А может быть, перекинем водную дорогу и через Уральский хребет — из Европейской части страны в азиатскую. Ведь уже сейчас Свердловск, стоящий за хребтом, пьет воду Чусовой, текущей по эту сторону хребта. Часть воды из верховьев Чусовой каналом переброшена в Исеть, и вода бассейнов Волги и Оби смешалась в городских прудах Свердловска.
В будущем, когда начнется орошение полей волжской водой, может возникнуть угроза дальнейшего обмеления Каспия. Осушать же Каспийское море — значит обнажать причалы портов, затруднять транспорт, уничтожать рыбу и увеличивать площадь пустыни. Если в Волгу нужно будет добавить воды, заставим течь в Каспий, вспять, часть вод Оби, Иртыша и Енисея. Или повернем на юг часть стока северных рек — Печоры и Вычегды.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
Крайний Север. Тайга, переходящая в тундру. Тундра, подступившая к Ледовитому океану. Летом — день, зимою — ночь. Макушка глобуса.
Крайний Север богат минералами, рыбой, морским зверем, пушниной. Но как добраться за всем этим в бездорожные края дальнего Севера, на берег океана, загороженный с юга заслоном из непролазного леса и топких болот? Можно — по рекам. Но легче всего — морем.
Редкие торговые суда доходили раньше до устья Оби с запада, до устья Колымы — с востока. От Оби до Колымы морской путь был закрыт. Он страшил льдами и неизвестностью. Мыс Челюскин, северную оконечность Сибири, огибали лишь немногие суда научных экспедиций, — после поморов, плававших там три века назад.
В первые годы советской власти колонна судов стала каждое лето приходить с запада в низовья Оби и Енисея за лесом, привозить промышленные грузы. В 1924 году ледоколы провели сквозь льды Карского моря 3 корабля. Потом — 4, 5, 6, 8, 26, 50.
«Карская экспедиция» стала обыденным рейсом. Регулярными стали и рейсы с востока: Владивосток — Колыма. Наконец научились плавать и до Лены — с востока и с запада.
Оставалось сомкнуть западный и восточный отрезки, проложить сквозной путь вдоль всего арктического берега, соединить Тихий океан с Атлантическим.
От Ленинграда до Владивостока через Суэцкий или Панамский каналы — 23 тысячи километров. От Ленинграда до Владивостока по Беломорско-Балтийскому каналу и Северному морскому пути — только 12 тысяч километров, немногим больше, чем по железной дороге. Чем севернее, тем ближе; сказывается шарообразность земли.
О северо-восточном проходе, о пути из Атлантики в Тихий океан вдоль берегов Сибири веками мечтали моряки и ученые. Но до Октябрьской революции только три мореплавателя одолели Северный морской путь от начала до конца — швед Норденшельд, русский Вилькицкий и норвежец Амундсен. Однако каждый из них зимовал в дороге. Зимовка же лишает Северный путь практического смысла.
Советские полярники взялись пройти из океана в океан за одно лето — и прошли.
В 1932 году из Архангельска во Владивосток был направлен ледокол «Сибиряков». В Чукотском море ледокол сломал винт. Уже наступала зима, море замерзало. Но команда разбила лед взрывами, и корабль на парусах вышел в Тихий океан.
Через год по следам «Сибирякова» отправился «Челюскин». Лед не выпустил его из Берингова пролива, утащил обратно в Чукотское море и там раздавил. Советские летчики сняли людей со льдины.
Через год Северным путем из Владивостока в Мурманск пробился ледорез «Литке».
А еще через год, в 1935 году, по Северному морскому пути уже шли обычные грузовые суда.
В 1939 году десять судов преодолели сквозным рейсом с запада на восток весь Северный путь. А флагман арктического флота, самый мощный в мире ледокол «Иосиф Сталин» прошел в тот год путь в оба конца. Ныне Севморпуть стал нормальной магистралью для судов.
Но работа в арктических водах не легка.
Для Северного морского пути строятся особые суда, включая сильные ледоколы, которые проводят караваны в наиболее трудных местах. Измеряются глубины, устанавливаются маяки, уточняются карты. Ученые составляют ежегодные ледовые прогнозы. Капитан корабля теперь знает заранее, какая ждет его погода и где он встретит льды. Климат Советского Союза во многом зависит от Арктики, поэтому работа научных полярных станций помогает предсказывать погоду не только для Севера, но и для других мест страны.
Разводья среди льдин раньше высматривал матрос, болтаясь в «вороньем гнезде» — в бочке, привязанной к мачте. Теперь путь судам указывают радиостанции и самолеты-разведчики.
По Северному морскому пути научились водить даже речные, а не только морские суда. В 1949 году, например, большая флотилия волжских судов была переброшена Северным морским путем из Белого моря на Обь и Енисей, за три с лишним тысячи километров. Речные теплоходы вели баржи на буксире. Караван преодолел и льды, и туманы, и восьмибалльный шторм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над картой Родины"
Книги похожие на "Над картой Родины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Михайлов - Над картой Родины"
Отзывы читателей о книге "Над картой Родины", комментарии и мнения людей о произведении.